Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » 2015 » Октябрь » 27 » Художники дальтоники.
12:44
Художники дальтоники.
Возможность того, что среди художников были и есть дальтоники, обусловлена простым логическим рассуждением – поскольку это нарушение зрения встречается достаточно часто, то можно предположить, что некоторые из людей с нарушением цветовосприятия оказывались художниками, указывает в своей книге «An eye for painting» («Глаз для рисования») Филипп Лантони. И это предположение подтверждается как сведениями из истории живописи, так и исследованиями. При диагностике зрения 342 художников из Дрездена, проведенной в 1978 году немецким офтальмологом Вольфгангом Мюнховым (Wolfgang Munchow), обнаружено, что 31 обследуемый имел цветовую слепоту, причем 17 из них отказались от цветной живописи и перешли к графике. Количество дальтоников среди представленной выборки художников составило 9%, что практически совпадает со средним числом случаев дальтонизма в популяции – 8% среди мужского населения стран Европы.
В истории искусств имеются упоминания о наличии дефектов цветовосприятия у художников. Так, известен рассказ Джорджио Вазари о флорентийском художнике Баччио Бандинелли (Baccio Bandinelli, 1493–1560): Баччио нарисовал картон «Снятие с креста» и начал его раскрашивать… Микеланджело пришел посмотреть на его работу и был поражен, так как черно- белые рисунки Баччио были очень красивы, но цвета для картины были подобраны очень грубо. В дальнейшем Баччио Бандинелли отказался от применения цветных красок и нанимал молодого художника, который очень хорошо распознавал и использовал цвета. Похожую историю рассказывал аббат Ланци о венецианском художнике Николо Бамбини (Nicolo Bambini, 1651–1736): он хорошо знал о своих недостатках при подборе цветов, поэтому запрещал своим ученикам копировать собственные работы. Для придания большей яркости своим картинам Бамбини нанимал генуэзского художника Кассану (Cassana).
Но наиболее известным художником-дальтоником является француз Шарль Мерион (Charles Meryon, 1821–1868). Он был морским офицером и плавал по всему свету на корвете «Рейн». Под впечатлением удивительной красоты пейзажей островов Океании и Новой Зеландии Мерион начал рисовать. В 25 лет он оставил флот и решил посвятить себя живописи. Мерион знал о своем дефекте восприятия цветов и неоднократно упоминал о нем в письмах друзьям и родным. Так, в письме к Фоли (Foley) художник пишет: «У меня определенно имеется дефект в организации зрения, проявляющийся в том, что я путаю цвета, которые хорошо различают все, в особенности желтый и красный». В письме отцу Мерион также рассказывает о проблемах с цветовосприятием: «Я только что начал писать акварелью и доволен прогрессом, хотя у меня имеется какой-то внутренний дефект зрения, который заставляет меня путать некоторые цвета, особенно если они разбавлены. Надеюсь, что привычка и практика помогут мне избавиться от этого порока». Испытывая трудности с различением красного и желтого цветов, художник пытается обойти свой недостаток, напирая на синие и желтые цвета, а потом уходит из живописи, сначала в рисунок, а потом в гравюру. Его офортами с видами Парижа восхищались Гюго, Бодлер, Ван Гоги многие другие... «Мой дефект зрения таков, что я предпочитаю красоты черно- белых гравюр с их градацией серого ярким краскам живописных полотен», – признавался художник.
Многие исследователи отмечают сумрачный осенний колорит пейзажей известного английского художника Джона Констебля (John Constable, 1776–1837). В своей книге Филипп Лантони приводит слова некоего Фуселли: «Где мое теплое пальто? Я собираюсь смотреть картины мистера Констебля». Офтальмолог Морли высказывает мнение, что Констебль был дальтоником, а преобладание оттенков коричневого и желтого в работах художника обусловлено его плохим восприятием синего и голубого. *
На полотнах Винсента Ван Гога много желтого цвета. Специалисты утверждают, что такое пристрастие к желтому цвету, который появляется кстати и некстати, объяснялось тем, что Ван Гог нечетко различал цвета – был дальтоником.
Все исследователи творчества гениального русского художника Михаила Александровича Врубеля (1856–1910) обращают внимание на то, что он работал в серо-жемчужной гамме. Художник то создает нежные перламутровые цветосочетания, как на картине «Царевна- Лебедь» (1900), то погружается в таинственные сочетания светлой зелени и лиловых цветов, как на картине «Сирень» (1900), то выполняет работу в сдержанной серо-охристой гамме, как на картине «Пан» (1899). Отсутствие в его палитре ярких оттенков красного и зеленого психологи долгое время объясняли мрачным складом характера живописца. Более внимательно проанализировав цветовой состав картин Врубеля, ученые пришли к выводу, что дело не в пессимизме, а в дальтонизме, хотя некоторые считают это утверждение спорным.
В качестве примеров приобретенного дальтонизма, возникшего из-за возрастных изменений или болезней, нередко приводят творчество позднего периода таких живописцев, как Репин и Саврасов. Известно, что гениальный русский художник Илья Ефимович Репин (1844–1930) уже в преклонном возрасте попытался отреставрировать свою картину «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). Однако окружающие обнаружили, что из-за нарушения цветового зрения Репин сильно исказил цветовую гамму собственной картины, и его работу пришлось прервать. Реставрация потребовалась из-за того, что в январе 1913 года в Третьяковской галерее молодой человек Абрам Балашов, по профессии иконописец, из старообрядцев, изрезал ножом это полотно. Из трех ударов один пришелся на лицо Грозного – от середины виска, пересекая ухо, до плеча, второй разрез прошел по контуру носа царевича, задев щеку Грозного и уничтожив весь очерк носа царевича, третий – повредил пальцы правой руки царевича, разрезал щеку у него и задел правый рукав Грозного. Приехав в Москву 17 января, Репин немедленно пошел в Третьяковскую галерею и сам заново переписал голову Ивана Грозного. Вот что рассказывает Игорь Грабарь, назначенный в это время попечителем Третьяковской галереи: «Когда я вошел в комнату, где была заперта картина, и увидел ее, я глазам своим не поверил: голова Грозного была совершенно новая, только что свеже написанная сверху донизу в какой-то неприятной лиловой гамме, до ужаса не вязавшейся с остальной гаммой картины. Медлить было нельзя – краски могли к утру значительно затвердеть. Узнав, что Репин писал на керосине – он давно уже заменил им скипидар прежнего времени, – я тут же сначала насухо, потом с керосином протер ватой все прописанные места, пока от утренней живописи не осталось и следа и полностью засияла живопись 1884 года... Мы с Д. Ф. Богословским остановились... именно на восстановлении при посредстве акварельных красок, что и произвели в течение недели. Восстановить его удалось только благодаря наличию превосходных фотографий с деталей, снятых до поранения и увеличенных до размеров оригинала»
Отец русского пейзажа Кондратий Артемьевич Саврасов (1830–1897), автор знаменитой картины «Грачи прилетели» (1871), переболев тяжелым инфекционным заболеванием, под конец жизни перестал различать цвета и последние свои творения писал по воспоминаниям.
Из современных российских художников дальтоником является Виктор Александрович Чижиков (родился 26 сентября 1935 года в Москве) – народный художник России, многолетний иллюстратор журналов «Вокруг света» и «Мурзилка», автор талисмана XXII летних Олимпийских игр в 1980 году – медвежонка Мишки. Его коллега Леонид Сергеев пишет: «Чижиков – неиссякаемый на выдумки рисовальщик юморист и уникальный, единственный в своем роде, художник – он дальтоник (ему жена под красками обозначала цвета), но он годами боролся со своим недугом и в конце концов победил – научился чувствовать цвет»
Итак, дефект цветового зрения не помешал художникам писать замечательные картины, отражающие свойственное им цветовосприятие окружающего мира, отличное от видения других людей. А как изменилось бы их творчество, если бы цветовую слепоту можно было излечить, и возможно ли это?
Категория: Блоги | Просмотров: 1977 | Добавил: kko007 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог