Сегодня: 21.04.2018
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » 2018 » Апрель » 11 » Конспект урока истории 6 класс Куликовская битва
22:01
Конспект урока истории 6 класс Куликовская битва
МБОУ «Коношская ОШ»

Конспект урока
истории России
в 6 классе
на тему:
«Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»

Подготовила
учитель истории и
обществознания
Кукушкина И.А.

Апрель, 2016 г.
«Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва»
Цели:
Образовательная: определить причины возвышения Москвы и превращения её в центр объединения Руси, формировать представления обучающихся о значении Куликовской битвы в истории Руси, о подготовке и ходе сражения, роли московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей
Развивающая: развитие умения анализировать исторический источник, выделять главное, делать выводы, работать с исторической картой
Воспитательная: формирование чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности, показать роль Русской православной церкви в обеспечении победы на Куликовом поле.
Задачи урока: актуализировать полученные знания, связанные с темой урока, организовать применение знаний и умений на практике при работе с картой и схемой, раскрыть величие подвига русского народа

Тип и вид урока: комбинированный

Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: удельно-вотчинная система, удельные княжества, духовная грамота.
Работа с исторической картой: показать на карте «Русь в XIV – первой половине XV в.» великие княжества Северо-Восточной Руси, границу Московского княжества к 1340 г.
Основные персоналии: Даниил Александрович Московский, Михаил Ярославич Тверской, Иван Калита, хан Узбек, Мамай, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской.
Основные даты: 1325–1340 гг. – правление Ивана Калиты, 1363-1379 – Дмитрий Донской, 1380 – Куликовская битва,1354-1392 – Сергий Радонежский.
Образовательные ресурсы:
Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс – Москва: «Просвещение», 2008.
Е.В. Симонова. Поурочные разработки к учебнику. – Москва: «Экзамен», 2011.
Наглядность, ТСО: настенные карты, компьютер, медиа проектор:
Карта «Русь в XIV – первой половине XV в.».

План урока:
Орг. момент.
Повторение опорных знаний
Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты.
Причины возвышения Москвы.
Куликовская битва, её значение
Закрепление, формирование умений и навыков
Д/з §18, учебника, вопросы и задания к нему, индивидуальные задания.

Ход урока
I. Орг. момент
II. Повторение опорных знаний
Учитель предлагает обучающимся вспомнить:
- Перечислите русские княжества, которые находились в зависимости от Орды?
- Вспомните систему управления в русских княжествах накануне монгольского нашествия и в годы вассальной зависимости..

Учитель: В тот период, период удельной раздробленности между княжествами существовали границы, для ввоза товара нужно было платить пошлины, существовало несколько видов денег, постоянные усобицы мешали нормальному развитию всех видов деятельности. Крупные землевладельцы тоже были заинтересованы в объединении. Важным фактором для объединения было то, что земли Руси сохранили единую культуру, язык, религию, а также историческую память о том, что ранее жили в едином государстве.

Но самым важным моментом был внешнеполитический. Русь находилась в вассальной зависимости от Орды. Для того, чтобы избавиться от зависимости и не дать соседям окончательно присоединить русские земли, необходимо было объединение всех имеющихся сил.

Учитель отмечает, что начиная с XIV в. происходит процесс собирания русских земель в единое государство.

Вопросы для беседы.
- Как вы думаете, какие причины заставляли русские земли объединяться? Какие слои населения были заинтересованы в создании единого государства?

Право занимать Владимирский престол было почетным. Великие князья собирали ордынскую дань, судили споры между другими правителями. Самыми могущественными княжествами того периода, помимо Владимирского, были Суздальско - Нижегородское, Рязанское, Тверское и Московское. Наиболее привлекательными были земли Тверского и Московского княжеств.

Задает вопросы:
1. Определите, почему территории этих княжеств были так привлекательны (Работа с картой)
(Через их территорию проходили выгодные торговые пути, отряды ордынцев редко доходили до этих территорий).

На рубеже 12 – 14 веков лидером среди русских земель становится Тверское княжество. Соперником Твери было Московское княжество. Начало возвышения Московских земель приходится на период правления князя Даниила Александровича. При нем в состав земель были включены Коломна, Переяславль, Можайск. Территория княжества увеличилась в три раза.

При князе Юрии Даниловиче были налажены отношения с Ордой. Юрий желал заполучить титул великого князя Владимирского. Поэтому женился на сестре хана Узбека. Тем самым он получил сильного союзника и ярлык на управление во Владимире.
Такое положение не устраивало правителя Твери Михаила Ярославича. Между княжествами началась борьба. Русь раскололась на два враждующих лагеря – во главе одного стояла Тверь, во главе другого – Москва.

III. Подведение к теме урока, мотивация
Эпиграф:
"Туда! За Дон!. настало время!
Надежда наша - бог и меч!
Сразим моголов и, как бремя,
Ярмо Мамая сбросим с плеч!"
Так Дмитрий, рать обозревая,
Красуясь, на коне гремел.
К. Ф. Рылеев "Димитрий Донской"
(Проблемный вопрос, нацеливающий на изучение темы)
- Попробуйте определить, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (о битве на р.Дон)
- Но для начала, нам предстоит выяснить, какие события предшествовали этой битве, сражению.

Ключевой вопрос темы: Что сделало Москву единственным лидером объединения и борьбы за национальную независимость: военно-политическое могущество или духовный авторитет?

IV. Формулирование темы и целей урока
V. Освоение новых знаний

1) Укрепление позиций Москвы при наследниках Ивана Калиты.

Учащиеся работают с текстом (пункт 1,2, стр.147-150): охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику наследников Ивана Калиты.

Вопрос: сумели ли потомки Ивана Калиты закрепить его успех?
- Кто оказал решающую поддержку малолетнему наследнику московского престола Дмитрию во время междоусобицы?
- Что беспокоило Мамая в новом облике Московского княжества?

4) Куликовская битва.

Учитель: прочитайте эпиграф к параграфу (на доске) и ответьте на вопросы:
«А переменит бог Орду, дети мои не будут давать выхода в Орду, и который сын мой возьмет дань на своём уделе, то тому и есть»
Духовная грамота Дмитрия Донского
(Проблемный вопрос, нацеливающий на изучение темы)
- Почему Дмитрий Донской был убежден в том, что наступает новое время, когда его детям не придется платить дань Орде.
- Что он сделал для приближения этого времени?
- Какое главное дело не успел притворить в жизнь князь Дмитрий Донской и завещал его детям?
- Кто оказал духовную поддержку московскому князю Дмитрию Ивановичу перед решающим сражением с Мамаем?

По преданию, накануне решающей битвы Дмитрий Иванович посетил Троице- Сергиев монастырь. Его основатель – Сергий Радонежский.

Работа с документом
- Обратимся к документу из «Жития Сергия Радонежского» Епифания Премудрого, на дополнительных листах, вопросы к нему.
На слайде (учебник стр.151): репродукция картины А. Кившенко «Посещение Великим князем Дмитрием преподобного Сергия Радонежского"

Сергий Радонежский благословил князя на борьбу с захватчиками. И отправил вместе с князем Дмитрием монахов – богатырей Пересвета и Ослябю, чтобы показать. Что дело освобождения Родины свято даже для иноков, покинувших мирскую жизнь и давших клятву не брать в руки оружия.

Дмитрий сам выбрал место для сражения – Куликово поле.
Подумайте, откуда пошло это название. Заслушиваем предположения ребят.
На слайде: фотография Куликова поля
1.От названия птиц куликов
2.От «кулижков» - некоем весьма удалённом месте ( у чёрта на куличках) Д.Лихачёв
3.«кулиги» - ровное место, чистое и безлесое( по Далю)
4. Участок земли на берегу реки (в излучине, по плёсу), используемый как сенокосное угодье ( по Словарю русского языка 11 – 17 веков)
По названию места сражения, сама битва стала называться Куликовской.

Расположение русских войск на Куликовом поле
Дмитрий расположил свои войска следующим образом: в центре – большой полк, впереди – передовой полк, по фалангам – полки правой и левой руки, за полком левой руки, в лесу – засадный полк. Сам князь, переодевшись в доспехи простого ратника, встал во главе большого полка.

Дополнительный материал для учителя:
БОЕВЫЕ ПОРЯДКИ РУССКИХ ВОЙСК
Состояли из пяти линий:
1. Сторожевой полк. Командующие: кн. Семен Мелик и кн. Иван Оболенский Тарусский. Задача сторожевого полка заключалась в завязывании боя и возвращении в строй. Кроме того под командованием Семена Мелика был конный отряд разведки (80 чел.);
2. Передовой полк. Командующие: кн. Дмитрий и Владимир Всеволожские. Задача - ослабить силу вражеского удара по главным силам.;
3. Большой полк. Командующий боярин Тимофей Васильевич Вельяминов (московский тысяцкий). В большой полк были сведены все городские пехотные полки;
4. Полки левой и правой. Командующие: князья Белозерские и кн. Андрей Ольгердович (тяжеловооруженная псковская и полоцкая конница);
5. Резервы:
а) Частный (конный мобильный резерв, располагался за большим полком). Командующий кн. Дмитрий Ольгердович;
б) Общий. Засадный полк (конный) - был скрытно расположен в лесу за левым флангом главных сил. Командующие князья Владимир Андреевич Серпуховский и Дмитрий Боброк-Волынский;

Работа с картой.
-Почему именно это место было сражения. В чём его преимущество?
1)Поле с трёх сторон ограничено реками Дон и Непрядва
2)Рядом лес – можно поставить засадный полк и резерв
3)Татары не обойдут, но и русским отступать некуда – будут сражаться до последнего вздоха.
Итак, всё было готово к бою.

А теперь закройте глаза и представьте себе ночь накануне сражения
Звучит фрагмент «Реквием» Моцарта (звучит тревожная музыка, постепенно усиливаясь. Это создаёт эмоциональный настрой перед рассказом о сражении)
На слайде: репродукция картины А. Бубнова «Утро на Куликовом поле»

Учитель читает на фоне музыки: «Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны и орлы день и ночь каркали и клекотали, ожидая грозного, изволенного кровопролитного часа… От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро, но ещё нестерпимее ярилось сердце отвагой при думе о «великой туге» под игом монголо-татар. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие»
Открываем глаза. Рассеивается туман. Наступало утро 8 сентября 1380г.

На слайде: репродукция картины М.Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле»

По преданию, бой начали поединком богатырей. Из полков выехали единоборцы: со стороны русских – Пересвет, а со стороны татар – Челубей. Их поединок был недолог – сблизившись, они нанесли друг другу смертельные удары копьями. Удары их были страшны, щиты разлетелись вдребезги. Пронзенные друг другом богатыри замертво упали наземь. Поединок был сигналом к началу битвы. В сражение ринулись огромные силы. Описать ход самой битвы, продолжавшейся около четырех часов, так же невозможно, как описать боль и смерть. «Изо всех добродетелей одна храбрость сродни безумию», - утверждал Плутарх.

Видеофрагмент битвы (на доске воспроизводится реконструкция Куликовской битвы)

Русский народ заплатил большую цену за эту победу. Несколько дней хоронили погибших, а река Дон была красной от пролитой крови. Известно, что погибло 12 князей (из 23) и 483 боярина и около 100 тыс. русских воинов, потери татар – 150 тыс. человек. За победу над ордынцами князь Дмитрий Иванович получил прозвище Донской.

Вопросы и задания обучающимся:
1) Рассмотрите иллюстрацию на слайде (Изображение Д.Донского) и ответьте на вопросы:
Отражает ли образ князя Дмитрия Донского основную идею параграфа.
Кем прежде всего был князь Дмитрий - воином или политиком?
Была ли победа Дмитрия Донского на Куликовом поле лишь военным успехом?

Далее следует беседа с классом:
- В чём причины победы русских войск над монголо - татарами? (ответы учащихся)
На слайде:
1)Полководческий талант Дмитрия Донского
2)Патриотизм русских воинов
3) Объединение части русских княжеств.

- Каково значение Куликовской битвы? Что изменилось в сознании русских людей после победы над Мамаем? (ответы учащихся)
На слайде:
1. Битва подорвала могущество Золотой Орды и ускорило ее распад. Русский народ поверил в свои силы
2.Возрос авторитет Москвы
3. Победа способствовала росту и объединению русского государства.
4. Победой в Куликовской битве Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя.
5.Укрепилась вера в неизбежность падения монгольского ига

VI. Закрепление и подведение итогов урока

Таким образом, именно в период Дмитрия Донского, благодаря его успехам в борьбе с внешними врагами, был сделан важный шаг в освобождении от Золотой Орды. Однако до полного освобождения Руси от монгола - татарского ига оставалось еще целое столетие.
Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
Битва началась 8 (21 сентября) 1380 г. Этот день и сегодня, в соответствии с законами Российской Федерации является днем воинской славы! ( На слайде – памятник на Куликовом поле)

Соотнесите даты, указанные на ленте времени, со следующими событиями:
1. Куликовская битва; 2. московский поход на Тверь; 3. захват Москвы ханом Тохтамышем; 4. битва на реке Воже; 5. Духовное завещание Ивана Калиты

VII. Рефлексия
Ответ на вопрос урока:
Итак, опираясь на текст учебника, вышеизложенные знания, ответим на главный вопрос урока: Что сделало Москву единственным лидером государственного объединения и борьбы за национальную независимость - военно-политическое могущество или духовный авторитет?

Обоснование ответа:
Московское княжество имело выгодное географическое положение.
удаленность от опасных окраин (Москва была хорошо защищена лесами и соседними княжествами от воинственных кочевников.)
значимые торговые пути (через Москву проходил Волжский торговый путь).
земли, пригодные для земледелия
развитое феодальное землевладение (дворяне – опора князя)
центр формирования древнерусской народности.
Москва превратилась в политический центр Руси
Расширилась территория княжества за счет скупки земель Московским князем Иваном Калитой (1325-1340).
Иван Калита наказал Тверское княжество, за расправу над баскаками и получил от хана право на сбор и доставку в Золотую Орду дани со всех русских земель.
Часть собранной дани оседало в казне Ивана Калиты.
В Москве началось грандиозное строительство, создание многочисленной дружины.
Установилась прямая власть над всеми русскими княжествами.
В Москву была перенесена резиденция митрополита.

(на слайде)
1. Закончите предложение:
Куликовская битва - ….. ( поле русской славы, день воинской славы, сила русского духа, торжество победы)
2. В результате урока мне открылись (я узнал):
Три самых важных имени:
Три самых важных события:
Три самых важных чувства:

Задание на дом: §18 учебника, вопросы и задания к нему.
+ для желающих - дифференцированное задание: подобрать материал «Куликовская битва в искусстве» (сообщение, презентация), составить кроссворд
Категория: Правила публикации материалов | Просмотров: 55 | Добавил: IrinaKu | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2018 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.04.2018

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал