Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » 2018 » Ноябрь » 27 » Конспект урока литературы для 7 класса. Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
21:56
Конспект урока литературы для 7 класса. Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Тема: Украинский колорит сборников В.Н.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Цель: путем виртуальной встречи с великим русским писателем Н.В. Гоголем познакомить учащихся с краткими сведениями о его жизненном и творческом пути, связи с Украиной, знанием украинского фольклора и быта; презентовать сборники «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород»; познакомить семиклассников с литературным понятием повесть, показать выразительность гоголевских описаний природы, нравов и обычаев Запорожской Сечи, их влияние на казаков; развивать навыки выразительного чтения, прививать интерес к произведениям Н.В.Гоголя.
Тип урока: урок - виртуальная встреча с писателем (урок ознакомления с новым материалом)
Оборудование: учебник, портрет Н.В.Гоголя, иллюстрации к повести «Тарас Бульба», компьютер, проектор, мультимедийная презентация к уроку.
Эпиграф к уроку: «… совершенная истина в повестях Гоголя тесно соединяется с простотою вымысла, он не льстит жизни, но и не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что и есть в ней прекрасного, человеческого, и в то ж время не скрывает нимало и ее безобразия…»
В.Г. Белинской

Ход урока
«… совершенная истина в повестях Гоголя тесно соединяется с простотою вымысла, он не льстит жизни, но и не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что и есть в ней прекрасного, человеческого, и в то ж время не скрывает нимало и ее безобразия…»
В.Г. Белинской

І. Орагизационный момент
І І. Сообщение темы и цели урока.
1. Мотивация познавательной деятельности учащихся
Слово учителя:
- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о жизни и творчестве великого русского писателя Н.В.Гоголя. Тема нашего урока звучит так: Украинский колорит сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Изображение вольного мира Запорожской Сечи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
- Мы проведем наш урок в форме виртуальной встречи с великим русским писателем Н.В. Гоголем, жизнь и творчество которого непосредственно связаны и с Россией, и с Украиной. Со времени появления его на свет прошло уже более 200 лет. Почему же произведения Н.В.Гоголя до сих пор не утратили своей популярности и актуальности? На этот вопрос мы попытаемся найти ответ в ходе нашего урока.

2. «Послушай, обсудим»
- Я предлагаю вам послушать стихотворение, которое посвятил ученик С. Голубковский своему литературному кумиру – писателю Н.В.Гоголю в честь его 200-летия (1 апреля 2009 года).
Я пишу із двадцять першого століття,
Пане Гоголю, листа до Вас!
За вікном хурделиця сніжиться
І Святвечір поспіша до нас.
На письмовому столі моєму
Ваша повість «Ніч перед Різдвом».
Тож уперше у житті своєму
Поетичним Вам пишу рядком.
Я гортаю повісті сторінки,
І неначе знову ожива
Вся Диканька: у снігу хатинки,
Сяйво місячне і зоряні дива.
Українську ніч, її красу і велич
Так ніхто у світі не співав,
Ви – маляр, який чарівним пензлем
На віки картину написав.
Сміх колядників і українська пісня,
На святковому столі – кутя.
Все це, пане Гоголе, Вам рідне,
Україну Ви любили все життя.
Пане Гоголе, пишу до Вас у вічність,
Ви – Росії й України син,
З ювілеєм Вас! Із 200-річчям!
Вічна пам’ять Вам і низький Вам уклін!
- Что же именно натолкнуло юного поэта к написанию таких прекрасных срок? Читая их, мы понимаем, с каким восхищением он относится к творчеству Н.В Гоголя, высоко ценит литературное наследие, которое подарил нам великий писатель.
- Давайте же и мы с вами прикоснемся к гоголевской сокровищнице, а точнее заочно встретимся с писателем, перелистаем страницы его произведений.

ІІІ. Формирование новых знаний, умений и навыков.
1. «Публичное выступление»
- Слово предоставляется учащимся-биографам.
1 ученик-биограф. Родился Николай Васильевич 1 апреля 1809 года в селе Сорочинцы на Полтавщине. Мать, Мария Ивановна, каждое утро ходила в церковь в село Диканьку и, стоя перед образом святого Николая Чудотворца, молилась о рождении ребенка. Поэтому мальчика и назвали Николаем.
2 ученик-биограф. Рос Гоголь среди талантливых людей: его родители происходили из старинного дворянского рода. Дедушка, Афанасий Демьянович, окончил Киевскую духовную Академию, владел шестью языками, бабушка – Татьяна Семеновна, хорошо рисовала. Отец, Василий Афанасьевич, был очень образован, любил театр, писал пьесы.
3 ученик-биограф. Николая отдали учиться в Полтавское уездное училище, позднее – в Нежинскую гимназию высших наук. После окончания гимназии будущий писатель приезжает в Петербург (1827 год). Он мечтает о государственной службе. Однако столица встречает его неприветливо. Николай Гоголь сумел устроиться на службу в департамент уделов на должность переписчика.
2. Слово учителя:
Живя в Петербурге, в одном из писем к матери Гоголь пишет: «Дорогая моя матушка! У Вас наблюдательный ум. Вы много знаете об обычаях малороссиян. В следующем письме жду от вас описания одежды сельского дьяка от верха и до самых сапог».
4 ученик-биограф. Матушка и сестра Мария составили ему списки песен, сказок, поверий, украинских костюмов. Все это пошло в ход. Последние годы своей жизни Н.В.Гоголь тяжело болел. Некоторое время жил в Германии, Италии, там он лечился.

В 1852 году Гоголь последний раз приехал в Васильевку. Этот приезд стал прощальным. 21 февраля Н.В. Гоголь умер.
3. Слово учителя:
- А теперь слово предоставляется литературоведам.
1 ученик-литературовед. Результатом изучения Н. Гоголем украинского фольклора и быта, народных обычаев стали его произведении: «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь или Утопленница», «Ночь перед Рождеством» и др. Эти произведения Гоголь объединил в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Автор издал их в 1830 году под псевдонимом пасечника Рудого
Панька.
4. Слово учителя:
- Пасечник Рудый Панько так писал о гостеприимстве диканьских хуторян: «…как пожалуете в гости, то дынь подадим таких, каких вы отроду, может быть, не ели, а меду, я забожусь, лучшего на сыщете на хуторах.
А какими пирогами накормит вас моя старуха!.. Приезжайте, только, приезжайте поскорей…»
2 ученик-литературовед. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (ч. ІІ), который Николай Гоголь написал под влиянием украинских народных традиций, фольклора, принес ему славу, уважение, благодаря которому Гоголь вошел в литературный круг известных писателей 19 века.
5. Слово учителя:
- Высоко оценили этот сборник произведений Николая Гоголя Александр Пушкин и Виссарион Белинский.
- А в 1835 году была опубликована книга уже известного всей России писателя Н.В. Гоголя «Миргород». В нее вошли повести: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том. Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
6. Словарная работа
Учитель. Сегодня на уроке вы часто слышите слово повесть. Давайте определим, что оно обозначает в литературоведческом понятии.
Повесть – эпическое прозаическое произведение. От рассказа отличается более развернутым сюжетом, более широким охватом событий из жизни главного персонажа, количеством второстепенных персонажей, наличием описаний.

7. Работа над повестью «Тарас Бульба».
Учитель. Произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» принадлежит к эпическому роду литературы, ее разновидности – исторической повести. Автор использует исторический материал, вводит в повесть элементы национального колорита: изображает традиции и быт украинского народа, обычаи казачества, описывает одежду, вооружение, использует народную разговорную речь.

Вы уже знакомы с содержанием первой главы повести «Тарас Бульба», и для того, чтобы яснее представить происходящие в ней события, давайте просмотрим кадры из одноименного художественного фильма (реж. В. Бортко.)
8. Просмотр кадров кинофильма.
9. «Мозговой штурм»
- Давайте вспомним содержание второй главы. Скажите:
- Кто являются главными героями, о ком идет речь в этой главе? (Тарас Бульба и его сыновья.)
- Что вы можете о них рассказать? (Варианты ответов учащихся.)
- Как пролегал маршрут главных героев на Запорожскую Сечь? (Через степь, которая приняла их в свои зеленые объятия.)
10. Минуты релаксации.
«После грозы» (на фоне музыки из фильма режиссера В. Бортко «Тарас Бульба».)
Учитель. Закройте глаза. Представьте, что вы в степи. Отгремела гроза. Прошел дождь. На степной траве серебряные капли. Как хорошо пахнет в степи! Как легко дышится! Вдыхайте аромат степных трав: медленно, ровно, глубоко. Откройте глаза. Обратите внимание на экран. Кого вы видите? (Казаки, которые едут по степи.) Прослушаем украинскую народную песню «Ехали казаки полем» и представим себя степными путешественниками
(прослушивание песни).
11. Слово учителя:
- Возвращаемся к изучаемому произведению. Послушайте отрывок из второй главы, в котором Н.В.Гоголь описывает украинскую степь (отрывок «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее…» читает заранее подготовленная ученица).

12. Индивидуальная работа учащихся (в тетрадях)
Запись в тетрадях учащихся, комментируемая учителем:
- Описание природы родного края служит фоном, который подчеркивает стремление казаков служить своей Родине, защищать ее.
13. Работа с текстом повести (учебник, стр. 186-188). Чтение отрывков текста с описанием природы.

IV. Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроке
1. «Мозговой штурм»
- Что увидели Остап и Андрий, въезжая на Сечь? (Варианты ответов учащихся.)
- Каковы были их первые впечатления? (Спящий посреди дороги казак – олицетворении могучей свободы, которая царит вокруг.)
- Найдите слова о значении Запорожской Сечи в жизни казаков. («Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!»)

V. Подведение итогов урока.
1. «Микрофон»
- Каким образом жизнь Н.В. Гоголя связана с Украиной? (Писатель родился на Украине, писал об Украине.)
- Где учился будущий писатель? (В Полтавском уездном училище, в Нежинской гимназии высших наук.)
- Как назывался первый сборник повестей писателя? («Вечера на хуторе близ Диканьки».)
- В какой сборник входит повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»? («Миргород».)
- Кто ее главные герои? (Тарас Бульба и его сыновья Остап и Андрий.)
2. Слово учителя.
- Я думаю, что наша виртуальная встреча с Н.В. Гоголем состоялась. Вы узнали много нового о писателе, о его произведениях, связанных с Украиной, которые принесли литературную славу Н.В.Гоголю. В следующих классах вы познакомитесь с такими его произведениями: «Петербургские повести», «Ревизор», «Мертвые души». Встреча продолжится, и вы, я надеюсь, полюбите этого известного всему миру писателя и поймете, почему его считают классиком русской литературы и писателем с мировым значением.

VІІ. Выставление и комментарий оценок учащихся
VІІІ. Домашнее задание: перечитать 3-6 главы повести (учебник, стр. 188-203), написать письмо Николаю Васильевичу Гоголю.
Просмотров: 1141 | Добавил: natalia171275 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог