Сегодня: 07.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » 2015 » Декабрь » 20 » «Вера в Деда Мороза — это важно»
11:46
«Вера в Деда Мороза — это важно»

«Вера в Деда Мороза — это важно»
«Вы меня обманывали, Деда Мороза не существует!» Что нужно отвечать ребенку на такие вопросы? Medialeaks поговорил с практикующим детским психологом Максимом Прохоровым из Психологического центра на Волхонке о том, как вера в чудо важна и взрослым, и детям.

Как важна для ребенка вера в Деда Мороза? В чудеса? На что эта детская вера влияет в будущем?

Вера в чудеса крайне важна, даже взрослым людям иногда очень полезно поверить в чудо. Кто-то верит в сверхъестественные вещи, кто-то в Бога. Но суть не в этом. Суть в том, что иногда важно верить, что чудо есть, так как это помогает двигаться дальше. А ребенок вообще живет немножко в другой реальности. У него еще нет границ между реальностью и выдуманным миром, они размыты. И это абсолютно нормально до какого-то возраста. Ребенок еще только учится тестировать реальность, понимать, где что. Поэтому Дед Мороз — это важно и здорово, вера в него — это вера в чудо. Вера в то, что есть кто-то, кто думает о тебе целый год, кому интересно, что ты любишь, чего ты желаешь.

До какого возраста лучше эту веру поддерживать? Именно в Деда Мороза, а не в чудо.

А пока ребенок однажды к вам не придет и не заявит безапелляционно, что Деда Мороза нет. Это вообще индивидуально, и где-то до средней школы верить в Деда Мороза абсолютно нормально. Есть вещи, о которых лучше поговорить родителям с ребенком, — например, секс или насилие, агрессия. А есть вещи, о которых лучше ему узнать от других. Вот пусть ему о том, что Деда Мороза нет, расскажут одноклассники, он вступит с ними в какую-то дискуссию, сделает какие-то выводы.

А стоит ли приглашать малышам актеров-Дедов Морозов? С какого возраста они начинают воспринимать Деда Мороза как того самого дедушку из сказки, а не просто чужого, вызывающего страх человека?

Ну, думаю года в три уже ребенок осознает, что это тот самый дедушка. Конечно, лучше нарядиться Морозом самому папе или какому-то знакомому мужчине. Я помню по своему детству, у нас наряжался сосед. Конечно, тогда нельзя было в магазине купить хороший костюм. Он наряжялся так, в какой-то халат, борода из ваты, но это было очень здорово…

Сердечно?

Да, это было сердечно! Мы думали — вот он, наш Дед Мороз!

Насколько сильно для детей разочарование, когда они понимают, что Деда Мороза не существует. С чем его можно сравнить? Это настоящее горе, стресс?

Очень индивидуально. Я знаю такую страшную историю, когда учительница в первом классе на уроке детям заявила, что вообще-то Деда Мороза нет.

Ужас. Чего это она?

Не знаю, старой закалки, может быть. И она прямо им сказала: его нет. И это была травма, потому что часть детей к этому нормально отнеслась, часть просто не поверила учительнице, а часть была реально травмирована. Потому что, ну как же так? Родители говорят, что есть, а она — что нет. Поэтому все очень индивидуально. Но бояться, что ребенок однажды узнает правду и как-то разрушится из-за этого, не стоит. Потому что если это может так подействовать, то тут встает вопрос о том, что нужно проработать какие-то другие психологические проблемы ребенка.

А как вообще можно сгладить эффект? Подготовить ребенка к этому никак нельзя? Что отвечать ему, когда он спросит: «Вы меня обманывали?»

Надо постараться, чтобы уход от этой веры был плавный. Мне кажется, в норме все должно происходить как-то само собой… Если же ребенок приходит и говорит вам: как же так, вы что, меня обманывали, то тут тоже есть вариант. Например, у нас ведь есть официальный Дед Мороз, он проживает в Великом Устюге. Так можно и объяснить: вообще-то Дед Мороз есть, показать фотографии или видео с ним. Но объяснить, что он один, а детей очень много, и он просто не может ко всем прийти. Тем не менее ему можно писать письма, он передаст все родителям, а родители уже подарят подарки.

То есть, отвечая на прямой вопрос, лучше использовать такую полуправду? Он есть, но на санях не летает и в камин через трубу не падает…

Ну, примерно так. Но это зависит от того, насколько ребенок готов к этому. Если вы видите, что ребенок готов принять идею, что Деда Мороза нет, то можно сказать, что это красивая легенда. А если ребенок уходит в ту сторону, что, ну как же так… Тогда лучше приукрасить историю.

А что вы скажете о методах шантажа Дедом Морозом, которые родители нередко используют против своих детей. Не съешь кашу — дедушка не придет и подарков не жди. Насколько это правильно?

Плохо, когда Дед Мороз становится средством управления ребенком. Знаете, вот, например, говорят, что Санта Клаус детям, которые себя плохо ведут, дарит не подарки, а угольки. И дело в том, что это может сильно повысить тревогу ребенка. Один ребенок к этому отнесется нормально, скажет, ну вот, да, я хорошо себя вел и я заслужил подарок. А другие дети могут подумать: я вроде бы себя хорошо вел, но вдруг я все-таки где-то согрешил и ничего не получу, вот я недавно о чем-то плохом подумал, а Дед Мороз об этом узнает… То есть хорошо, когда Дед Мороз не вызывает тревоги у ребенка.

Как думаете, должны ли «Деды Морозы» дарить детям дорогие подарки? Новомодные гаджеты, iPad. Не портит ли это детей?

Ну, это тоже большая проблема, потому что, с одной стороны, важно не то, какой крутой подарок, а с какими чувствами он подарен. С другой стороны, это всегда большой облом, когда ты вообще-то просил у Деда Мороза огромный компьютер, а он тебе дарит плюшевую игрушку.

Ну, это можно обяснить: Дед Мороз один, детей много, денег на все подарки не хватает.

Ну, можно и так. Но еще, если вы считаете, что вы можете этот iPad купить, но еще вашему ребенку рановато, то можно с ним договориться, сказать, давай-ка попозже. Тут желательно предложить конкретную дату. Давай, ты будешь полгода трудиться, а взамен получишь iPad.

А это как раз не тот шантах, про который вы говорили?

Ну, есть шантаж, а есть ответственность. Ребенок должен учиться быть ответственным, должен учиться взаимопомощи. Но это уже для тех, кто ходит в школу. До школы этого делать не нужно.

Вот когда детям платят деньги за пятерки, это плохо. Это уже не детско-родительские отношения, а…

Товарно-денежные?

Да, как у начальника и подчиненного, как будто мы выплачиваем зарплату. И тут уже не понятно, кто кого играет. С другой стороны, поощрить ребенка за успехи — всегда хорошо. Но нужен адекватный способ.

Максим, а есть ли у вас вообще ощущение, понимание того, как изменились дети за последние годы? Некоторые говорят, что дети уже не такие наивные, им уже сложнее верить в Деда Мороза.

Я против утверждения, что дети изменились. Изменилось общество в целом.

Да, но это же как-то влияет на детей, на детство?

Да, но просто когда говорят, дети изменились, в этой фразе всегда звучит какое-то осуждение. Постоянно учителя так говорят: вот были раньше, а теперь! Все меняется, безусловно, но дети не стали хуже или злее.

А если конкретно про наивность говорить, про веру в чудо.

Но тут нужно проводить научное исследование, чтобы ответить на этот вопрос. Маленький ребенок, в любом случае, даже если у него родители физики или математики, все равно будет верить в сказку до какого-то возраста. Конечно, всегда есть дети, которые уже в перовом классе всем рассказывают о том, что нет никакого Деда Мороза. Но все же такие дети, скорее, исключение.

материал с medialeaks.ru
Категория: Блоги | Просмотров: 183 | Добавил: Medea | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки

Что пожелать вам в Новый год?


План-конспект НОД по ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста (ОНР 2 уровень) на тему: "Все профессии важны!"


План-конспект НОД по ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста на тему: «Сколько есть профессий нужных»


Методическая разработка "Декоративные украшения. Волшебный квиллинг"


Интерактивный тренажёр по математике «Считаем устно. Сложение и вычитание десятичных дробей»



© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал