1. Введение
Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеурочную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Школьная жизнь - главный этап образования и воспитания человека, от которого зависит как индивидуальный успех, так и состояние, и развитие всего общества. Стратегия развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» отвечает государственным интересам, социальному заказу и гармоничному развитию личности ребенка. Современному обществу требуются люди самостоятельные, способные сами добывать знания, а не только воспроизводить их, способные принимать ответственность за свое будущее и будущее страны, творческие, креативные. Такие необходимые базовые компетентности должны формироваться в школе. Они могут быть достигнуты только физически, психически и интеллектуально здоровым ребенком. Инновационные изменения работы школы, внедрение федерального государственного образовательного стандарта ориентированы на формирование именно такой личности.
2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования. Одним из основных условий достижения планируемых результатов должна быть качественная материально-техническая база образовательного учреждения. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать: возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; соблюдение: - санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т. д.); - санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.); - социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.); - пожарной и электробезопасности; - требований охраны труда; - своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта;
3. Реализация условий основной образовательной программы начального общего образования в части материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материально-техническая база МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям, предъявляемым к:
- участку (территории) образовательного учреждения (площадь, инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности образовательного учреждения и их оборудование); площадь пришкольного участка составляет 3.6 га, на нем расположен комплекс спортивных сооружений ; - зданию образовательного учреждения (высота и архитектура здания, необходимый набор и размещение помещений для осуществления образовательного процесса на ступени начального общего образования, их площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности, сна и отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для организации урочной и внеурочной учебной деятельности); Здание четырехэтажное, с подземным этажом, общая площадь 14 360, 40 предметных кабинетов, 12 из которых оборудованы мультимедийной техникой, мультимедийный кабинет, 2 компьютерных класса, актовый зал на 300 мест, оснащенный современной техникой, 7 кабинетов начальной школы из 12 оборудованы ростовой эргономичной мебелью и коррекционными тренажерами. В 2011-2012 учебном году школа получила 4 комплекта учебно-лабораторного оборудования для первых классов. В 6 кабинетах установлены интерактивные доски. Для учебного процесса используются 65 компьютеров, для административной деятельности 27. Все компьютеры имеют выход в интернет, объединены в двухуровневую локальную сеть. Функционирует школьный сайт. Для физкультурно-оздорвительной работы используется зал для спортивных игр, гимнастичский и тренажерный залы, два фитнес зала, кабинет для динамических перемен, комната психологической разгрузки, кабинет функциональной диагностики, бассейн, методический кабинет спортивного комплекса. Материально-техническая база школы позволила реализовать программы внеурочной деятельности по следующим направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, научно-познавательное, художественно-эстетическое, краеведческое, развитие ревой культуры и проектная деятельность.
- помещениям библиотеки (площадь, размещение рабочих зон, наличие читального зала, число читательских мест, медиатеки); площадь библиотеки составляет 120 кв.м., состоит из читального зала и библиотечного фонда. Оборудована автоматическим рабочим местом. Имеет 12 читательских мест. Учащиеся обеспечены учебной литературой, имеется богатая предметная медиатека. - помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающим возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков; школьная столовая рассчитана на 320 мест, ее помещение и оборудование для приготовления пищи соответствуют техническим условиям. В 2012 г. школа стала победителем регионального конкурса здорового питания и получила комплект технологического оборудования и столовую мебель для обеденного зала. Помимо приготовления и организации горячего питания, функционирует буфет. - помещениям для медицинского персонала; в школе функционируют два медицинских кабинета: основной, с процедурным кабинетом, и кабинет физической диагностики при спорткомплексе.
- Образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств обеспечивает оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования. В школе развита предпринимательская и иная, приносящая доход деятельность, платные образовательные дополнительные услуги на сумму более миллиона рублей в год. За счет получаемых средств ремонтируются учебные кабинеты, туалеты, закупается оборудование и мебель.
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность: - создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео сопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.); -получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.); - проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения; наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определение местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений; создания материальных объектов, в том числе произведений искусства; обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов; - проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью; - исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий; - физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх; - планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов); - размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения; - проведения массовых мероприятий, собраний, представлений; - организации отдыха и питания.
5. Заключение
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения призвано обеспечить развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.
|