Сегодня: 09.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Администрирование школы » Разное


Программа внеурочной деятельности "Формирование и развитие социально-коммуникативной компетентности для успешной самореализации обучающихся"

СКАЧАТЬ (1.17Mb) 20.01.2016, 21:22
Гусина Т.В., Клеверова Т.М.
учитель русского языка и литературы, учитель информатики и ИКТ, ГБОУ школа № 129 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Программа внеурочной деятельности "Формирование и развитие социально-коммуникативной компетентности для успешной самореализации
обучающихся в жизни в современных условиях  с помощью современных информационных технологий" для 5-11 классов

 
Авторы -  разработчики:

Гусина Татьяна Владимировна

учитель ГБОУ школы № 129
 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга

 Клеверова Татьяна Михайловна

учитель ГБОУ школы № 129
 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
  1. Пояснительная записка
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Основное требование нового ФГОС - научить школьника мыслить, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией, эффективно используя ее в учебной и профессиональной деятельности, применять нестандартные подходы к решению проблем, снимать стереотипы сознания, творчески раскрепощаться, развивать фантазию и оригинальность мышления.
Среди результатов освоения образовательной программы ФГОС ООО названы «умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе», «формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Главным результатом развития современного общества в XXI веке является не материальный продукт, а информация, умение применить на практике те знания, которые обучающийся  получил в школе.
  1. Актуальность программы
Известный французский педагог Селестен Френе отмечал: "Мыслительная способность формируется и проявляется в деятельности". Активная и продуктивная творческая деятельность позволяет: 1) помочь ценностно сориентировать ребенка в обществе и мире, 2) развивать и формировать его потребности и способности, 3) пробудить постоянное стремление к саморазвитию и самовоспитанию.
Нынешнее поколение молодежи очень прагматично. Школьные годы многие рассматривают как стартовую площадку своей будущей профессиональной жизни. Поэтому начальная допрофессиональная подготовка не просто актуальна и диктуется веяниями времени, а по-настоящему востребована.
С этой точки зрения журналистская деятельность предоставляет целый ряд уникальных возможностей для решения воспитательных и развивающих задач. Журналистика дает ребенку возможность свободно выражать и  вырабатывать собственное мнение, провести своеобразную "ревизию" своего внутреннего и окружающего мира, определить свое место в социуме.  Опыт журналистской деятельности через социализацию личности и через утверждение ее автономности формирует личность во всем богатстве ее способностей и потребностей, ориентирует ее на осознание связи всех людей в обществе. Практическая творческая деятельность развивает, углубляет, формирует и обогащает личность ребенка.
Кроме того, журналистская деятельность требует высокого духовно-эмоционального напряжения, так как весь творческий процесс ведется ради читателя и ради передачи ему информации, воздействия на его мысли и чувства, ради формирования у него определенной позиции. Обе эти суггестивная и эстетические функции журналистики не могут не накладывать на подростка ответственности, требовать от него строгого отношения к себе и своему творчеству.
Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Даная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; подразумевает теоретическую и практическую подготовку в сфере журналистики.
  1. Цель программы
 Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, для поддержки системного изучения, внедрения и активного использования информационных технологий в образовательном процессе и внеурочной  деятельности, направленных  на социализацию обучающихся посредством включения в журналистскую деятельность.  
Реализация программы построена на следующих принципах:
  • принцип общественной направленности воспитания, предполагающий формирование у обучающихся общественно ценной мотивации деятельности;
  • принцип субъективности, предполагающий развитие способности каждого ребенка осознавать собственное «Я» во взаимоотношениях с людьми и миром, отстаивать свою гражданскую и нравственную позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию;  
  • принцип единства воспитательных взаимодействий семьи, педагогического коллектива, общественных организаций, позволяющий совместными усилиями координировать обучение и воспитание обучающихся и способствующий гармонизации развития школьников;
  • принцип учета индивидуальных, возрастных, половых, личностных характеристик и интеллектуальных возможностей школьников, способствующий учету внеучебных интересов, которые обучающийся раскрывает, участвуя в различных проектах, конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, акциях;
  • принцип стимулирования активности личности, позволяющий успешно решать вопросы формирования позитивной мотивации социальной активности;
  • принцип вариативности деятельности, предполагающий предоставление всем обучающимся возможность выболра вида и форм деятельности в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами.
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи, мог публично выступать, брать интервью.
  1.           Задачи программы
  • овладение навыками использования информационных технологий;
  • формирование умений самостоятельного поиска, анализа и оценки информации;
  • развитие творческого, самостоятельного мышления обучающихся;
  • развитие познавательной и творческой активности обучающихся;
  • расширение спектра информационных технологий в контексте социально-значимой деятельности;
  • обеспечение информационного взаимодействия педагогов, родителей, администрации, обучающихся;
  • создание коммуникативных связей между различными учебными заведениями;
  • формирование социально активной жизненной позиции подрастающего поколения.
Основными направлениями организации социально-комммуникативной деятельности являются:
  • межличностное взаимодействие, общение в рамках учебных, культурных, досуговых, спортивных и иных площадок;
  • освоение норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, с целью формирования системы внутренних регуляторов и индивидуальных форм поведения;
  • творческая самореализация личности на основе системно-деятельностной модели индивидуализации.
   Социальная деятельность и общественные отношения, организуемые в рамках Программы, должны использовать различные формы общественно-значимой деятельности:
  • ориентированные на дело, нужное для людей, а не на престиж отдельной социальной группы (группы сверстников, коллектива класса, параллели) или личные интересы;
  • конкурентные, связанные с борьбой первенство своей группы;
  • опирающиеся на солидарность с интересами группы с невысокой социальной значимостью дела и результативностью;
  • имеющие в основе индивидуально-общественную мотивацию, связанную с индивидуальным самоутверждением.
В основе реализации программы «Формирование и развитие социально-коммуникативной компетентности дляуспешной самореализации обучающихся в жизни в современных условиях с помощью современных информационных технологий» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе овладения обучающимися универсальными учебными действиями, познания и освоения мира его активной учебно-познавательной деятельности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • построение индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
  1. Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Личностные:
  • овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью,
  • приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающегося,
  • формирование готовности к социальному взаимодействию за стенами образовательного учреждения и  потребности к приобретению профессии,
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные:
  • формирование у обучающихся опыта  исследовательской деятельности, публичного выступления по проблемным вопросам; интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; общения с представителями других социальных групп; организации совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные:
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • приобретение в процессе обучения конкретных знаний из истории журналистики, о жанрах журналистики и жанровых особенностях текста, о деятельности журналиста и других профессий, связанных  с журналистикой, о выдающихся журналистах, о законе о СМИ;
  • формирование умения создавать сочинения разных жанров, соблюдать языковые нормы (орфографические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных  и письменных высказываниях, работать с дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники), с использованием  ИКТ, участвовать в дискуссии, пресс-конференции;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
  1. Формы и режим
Программа «Формирование и развитие социально-коммуникативной компетентности для успешной самореализации обучающихся в жизни в современных условиях с помощью современных информационных технологий» реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность.
Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – формирование и развитие социально-коммуникативной компетентности для успешной самореализации обучающихся в жизни в современных условиях с помощью современных информационных технологий. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода. Основными требованиями к обучающимся при изучении основ журналистики как профессии являются желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий, участие в ролевых играх, устных журналах, конференциях, пресс-конференциях, творческих конкурсах.
Количество обучающихся в учебной группе не должно превышать 15 человек.  Программа направлена на удовлетворение специфических познавательных интересов школьников в области, выходящей за рамки выбранного профиля, но способствующей их разностороннему личностному развитию.
Формы занятий, предусмотренные программой:
  • свободная творческая дискуссия;
  • ролевые игры;
  • выполнение творческих заданий;
  • активные методы формирования системы общения;
  • практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе и выступлений по радио и ТВ).
Виды деятельности обучающихся, предусмотренные программой:
  • творческий практикум (сочинения разных жанров);
  • работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
  • работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями  и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
  • анкетирование;
  • социологический опрос;
  • экскурсии;
  • творческие командировки;
  • встречи с журналистами;
  • участие в школьных и окружных мероприятиях, конкурсах сочинений, авторских стихотворений;
  • интервью;
  • выпуск школьной газеты;
  • публикации в местной прессе.
Используемые формы работы обеспечивают достижение заявленных личностных, предметных и метапредметных результатов, а также способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и универсальных учебных действий.
Программа рассчитана на 3 года:
1-й год: 72 часа (2 часа в неделю);
2-й год: 72 часа  (2 часа в неделю);
3-й год: 72 часа  (2 часа в неделю).    
Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи обучающихся.
Особенность данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.        
Целевая аудитория:
  1. обучающиеся начальной, основной и старшей ступеней образования;
  2. родители обучающихся школы, население микрорайона, специалисты в области просвещения и образования;
  3. представители районных, школьных СМИ, структур власти муниципального и районного уровня.
Весь текст материала находится в приложенном файле
Категория: Разное | Добавил: vadbush | Теги: внеурочная деятельность, Программа, планирование
Просмотров: 564 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал