Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Администрирование школы » Разное


Технология оценки учебных достижений учащихся в соответствии с ФГОС

СКАЧАТЬ (65.5 Kb) 25.11.2012, 21:59
Николаева Анна Анатольевна
учитель методист, БОУ СОШ №54 г.Омск
Николаева А.А. учитель-методист БОУ СОШ №54,
член авторского коллектива ОС «Школа 2100»

Место ТОУУ в системе менеджмента качества образовательных инноваций

С 2007-2009 учебного года началось внедрение Технологии оценки учебных успехов (ТОУУ) разработаной под руководством академика РАО, д. п. н. Д.И.Фельдштейна авторской группой: Д.Д.Данилов Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, А.А.Вахрушев, А.В.Горячев, С.А.Козлова, С.С.Кузнецова, А.А.Николаева, Е.В.Сизова для обеспечения на этапе контроля отражения принципов развивающей личностно-ориентированной образовательной системы «Школа 2100» в практику педагогических коллективов. Коллектив МОУ СОШ № 54 (г.Омск) принимает участие во внедрении ТОУУ. Коллектив школы участвует в разработке технологического пакета, обеспечивающего новую технологию оценки учебных успехов соответствующими материалами, в том числе КИМы по основным предметам в соответствии с образовательными стандартами нового поколения. Необходимость в разработке данной модели оценивания была вызвана несоответствием существующей системы оценивания новым образовательным задачам.
Основные задачи ТОУУ: определить, степень овладения умениями по использованию знаний, современными целями образования; развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки; ориентировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную для учебы обстановку, сберечь психологическое здоровье детей. А также для отслеживания заявленных в ОС «Школа 2100» критериев эффективности внедрения инновационного содержания образования.
Технология оценивания построена на базовых принципах Системы менеджмента качества (СМК), описывает действия всех участников образовательного процесса в ситуации оценивания в виде правил действий (процедур) для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать». Кроме описания самих процедур ТОУУ включает в себя этапы внедрения базовой и полной модели оценивания, таблицы требовании по предметам в соответствии с линиями развития личности, которые позволяют фиксировать достижения учащихся по линиям развития личности. Продолжительность каждого этапа внедрения зависит от освоения учениками и педагогом процессов (правил) оценивания. Важным преимуществом данной модели является вариативность её использования, а также возможность начать внедрения с любого этапа освоения и внедрения ОС «Школа 2100».
Минимальная конфигурация ТОУУ: 1-е правило (отличие оценки и отметки). Учитель и ученики различают оценку любых действий и отметку за решение учебной задачи. 2-е правило (самооценка). Дети учатся оценивать свои действия по алгоритму. 3-е правило (одна задача – одна оценка). Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом. После 1-го класса определять отметку каждой учебной задачи. 4-е правило (таблица требований). Учитель начинает работать с таблицей требований. После проведения проверочной работы отметки за каждое задание выставляются в таблицу требований в графу проверяемого умения. Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).
Учитель может остановиться на использовании минимальной конфигурации. В этом случае ученики приобретут умение самооценки, некоторые качества контрольно-оценочной самостоятельности. Администрация, учитель и родители смогут проследить реальные успехи и достижения каждого ученика, а так же то, над чем ему необходимо работать в дальнейшем. Однако, поскольку используется не полный набор правил, показатели комфортности и осознанного отношения учеников к учебным целям изменятся незначительно.
2 уровень ТОУУ: Вводится в полном объеме 4-е правило (таблицы требований). Не только учитель, но и дети учатся определять, какое умение потребовалось от них в ходе решения задачи. В таблицу требований выставляются отметки за все задачи, решенные в ходе текущего контроля (на обычных уроках).
3 уровень ТОУУ: Дополнительно вводится 5-е правило (право отказа и право пересдач) и 6-е правило (уровни успешности). Учитель и дети учатся определять уровень задания, уровень успешности по признакам. При этом ученик привыкает к ответственности за свой выбор – ставить текущую отметку или нет, пересдавать задание проверочной работы или нет. Таким образом дети учатся определять тот уровень, на котором они могут и хотят заниматься на данный момент. 7-е правило (определение итоговой оценки и отметки).
Все это, позволяет формировать умение самооценки, а так же заметно снижает показатели уровня тревожности в ситуациях «предъявления себя», «отношений с учителями», «боязни успехи». Возрастет сознательное отношение учеников к целям обучения и самой учебной деятельности.
ЧТО ОЦЕНИВАТЬ, ЗА ЧТО СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? «Отличие оценки и от-метки»: Оцениваться может все. Фиксируются отметкой только умения по применению знания (решение задачи)!
КТО ОЦЕНИВАЕТ? «Самооценка». Оценку определяют учитель и ученик сообща! Алгоритм самооценки : - Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить? Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? После обучения детей использованию таблицы требований к этому алгоритму добавится пункт: Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания? После введения правила уровней успешности к этому алгоритму добавится пункт для градирования учеником своих успехов и определения своей цифровой отметки: Каков был уровень задачи-задания. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
ТОУУ подробно прописывает все процедуры введения правила «самооценки».1). Совместная выработка порядка оценивания. 2). Планирование этапа самооценки в рамках урока. 3). Действия при выработке у учеников умения самооценки .Приведем пример описания процедуры выработки умений самооценивания: 1 шаг. В начале учитель выбирает для оценивания результатов своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 2-3 ученика).
2 шаг: Первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал). Ученик дает ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Необходимо фиксировать осмысление вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уж сделали?» 3 шаг. На последующих уроках самооценивание по алгоритму предлагается произвести разным ученикам класса. 4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценивание может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение. 5 шаг. Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опору, - базовое умение самооценки сформировано.
Каких ошибок надо избегать: На первом этапе отработки правила учителя закладывают в урок максимум содержания, поэтому не хватает времени на Самооценку. Пропускают обучающий этап проговаривания Самооценки , требуя от учеников сразу самостоятельных действий по алгоритму. Особые ситуации: Не каждый ученик готов публично давать самооценку. Если ученик хочет выйти на более высокий уровень, но ему это не удаётся, требуется в индивидуальный подход. Учитель должен помнить, что каждый ребёнок талантлив по-своему. Если ученики начинают излишне критично оценивать ответ другого товарища, то учитель должен корректно управлять диалогом.
КОГДА МОЖНО ОПРЕДЕЛЯТЬ ОТМЕТКУ? «Одна задача – одна отметка». За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится своя отдельная отметка. Каких ошибок следует избегать: учитель забывает предупредить, что задание оценивается отметкой; оценивает отметкой отдельное действие, фразу, а не реально выполненное задание/ задачу; авторитарно ставит отметку за выполненное задание, не обсуждая в диалоге с учеником, забывает указать отметки за каждое задание проверочной работы, выставляет среднеарифметический балл за всю проверочную работу. Особые ситуации: Если ребёнок работал активно в течение всего урока фронтально, но, не выполняя определённого задания, а только дополняя ответы, других он заслуживает самой высокой словесной оценки, но не отметки, так как не решил полностью ни одной задачи.
ГДЕ ОТМЕЧАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЯ? «Таблица требований». Отметка (в баллах успешности) выставляется в таблицу требований (вкладыш в журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи.
КОГДА МОЖНО И КОГДА НУЖНО СТАВИТЬ ОТМЕТКУ? «Право отказа от отметки и право пересдач. Действия при текущем контроле – то, что осуществляется на каждом уроке (опрос, проверка домашнего задания, участие учеников в открытии новых знаний и т.д.), – право отказа от отметки. При тематическом и итоговом контроле действует - право пересдачи.
Исключения из правила «отказа от отметки»: Если на этапе актуализации любого урока даются задания по давно изученным темам, тогда право отказа от отметки не действует (ученики должны знать об этом заранее). За задачи, решенные в ходе проверочных работ по итогам темы и контрольных работ по итогам группы тем, примерно соответствующей одной четверти учебного года, отметки ставятся всем ученикам. Это своеобразный «зачет», который нельзя обойти. Данные задачи показывают обученность, как ученик овладел умениями по использованию знаний, необходимыми в данной теме.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? «Уровни успешности».
Необходимый уровень («хорошо») Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания.
Программный уровень («отлично») Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые, изучаемые в данный момент, знания, либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации
Максимальный уровень («превосходно») Решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», потребовавшей либо самостоятельно добытых, не изучавшихся знаний, либо новых самостоятельно усвоенных умений.
Признаки уровней успешности вводят постепенно. В итоге формируется памятка опора «Признаки успешного решения задачи» !!! Принципиально важно, что бы сначала ученики по признакам определяли уровень задачи, насколько успешно она решена и только потом делали вывод – какой балл они заработали. Особые ситуации: Если ученик проболел и изучил материал самостоятельно, то выполнение задания необходимого уровня засчитывается как программный.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ИТОГОВУЮ ОТМЕТКУ? Итоговые оценки и отметка определяются не за число уроков четверти, а за учебный модуль – дидактически цельную завершенную часть учебного материала (группу тем), который изучали большую часть четверти. Таким образом, итоговую оценку и отметку нужно начинать высчитывать тогда, когда завершен учебный модуль в данной четверти (полугодье, триместре). Проведена проверочная работа. Итоговая отметка – это показатель уровня обученности, который ученик продемонстрировал в данном учебном модуле – группе тем (четверти, полугодья, года).
Заполненные таблицы требований являются универсальным мониторинговым информационно-диагностическим материалом, демонстрирующим динамику и уровень продвижении класса и отдельного ученика в освоении предметного содержания и общеучебных умений.


Категория: Разное | Добавил: nikolaevaanna
Просмотров: 2421 | Загрузок: 221 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог