Сегодня: 07.12.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Биология » Разное


Методическая работа "Хореографическое искусство как средство формирования эстетической и художественной культуры личности"

СКАЧАТЬ (25.7 Kb) 26.11.2019, 20:23
Багуто Наталья Викторовна
концертмейстер, МКУ ДО «Детская школа искусств имени А.И. Баева» Северного район
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Хореографическое искусство как средство формирования эстетической и художественной культуры личности

Введение

Появление в структуре детского образования эстетических центров, хореографических отделений школ искусств, занимающихся проблемой развития, обучения и воспитания детей посредством приобщения их к различным видам искусств, закономерно, так как этико-эстетические стимулы для нормативного развития необходимы для каждого ребенка. Именно художественные образы самых разных видов искусства оказывают интенсивное воздействие на детей, обогащают их внутренний мир. Соприкосновение с прекрасным, позволяет ребенку раскрыться как личности, укрепляет и развивает его положительный потенциал, приобщает его к культурным ценностям. В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания.
Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, прекрасно танцующий на сцене, восхищает окружающих. Процесс отлаженных движений и навыков , длительный, требующий многих качеств от детей, никто не знает каким трудом это все нам достается. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение - те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах. Для одних людей тренировка – пытка. Для других – шанс стать еще лучше.
Актуальность исследования. В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач. Именно поэтому очевидна актуальность и восстребованность данной темы.
Объект исследования - педагогические основы в хореографическом искусстве.
Предмет исследования - процесс развития личностных качеств,
средствами хореографии.
Цель. Изучение основных средств и методов в формировании личности искусством хореографии.
Задачи. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить роль хореографического искусства в воспитании культуры детей;
- рассмотреть хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей;
- определить формы и методы воспитательной работы в творческом коллективе;
- изучить возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии
- проанализировать традиционные и инновационные методы в хореографическом коллективе


Эстетическое воспитание детей на уроках хореографии
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Педагог-руководитель хореографического класса постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию данного вида искусства. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. Согласованность и единство танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох столь же необходимо, как изучение всемирной истории и этапов развития мировой художественной культуры, ибо каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнической самобытности, выработанные в течение многих веков. Древнегреческий философ Демократ утверждал: "Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если не учиться", а Я. Коменский отмечал, что в человеке прочно и устойчиво то, что впитывает он в себя в юном возрасте.
В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организационных форм занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. Занятия по танцу содействуют эстетическому воспитанию детей, оказывают положительное воздействие на их физическое развитие, способствуют росту их общей культуры, поэтому можно утверждать, что хореографическое искусство имеет богатую возможность широкого осуществления воспитательных задач. Именно поэтому очевидна актуальность и востребованность выбора данной темы.
Активным, творческим, пробуждающим в ребенке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, он не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, ребенок глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: и в искусстве и в жизни.

Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей
Воспитательная работа в художественном коллективе - процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом.
Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных задач.
Все эти задачи воспитания не отделимы от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке ритмики не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением. Правильно подобранные и организованные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным выражением. Задача педагога - воспитать в детях стремление к творческому самовыражению, к грамотному овладению эмоциями, пониманию прекрасного.
При работе с детьми необходимо знать возрастные особенности, без которых невозможно верно определить содержание и направление обучения. Для детей старшего дошкольного возраста характерно слабое развитие мышц, дети быстро устают от физических нагрузок. Из-за слабости мышц спины они не способны долго удерживать корпус в подтянутом состоянии. Педагог должен обратить внимание на укрепление и развитие мышц, формирование устойчивых навыков правильной осанки. Слабость дыхательных мышц, недостаточно развитая сердечно - сосудистая система - все эти особенности требуют от педагога очень осторожного увеличения физических нагрузок и чередования быстрого темпа с медленным. У детей недостаточно развит анализаторный аппарат: зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не умеют долго слушать музыку, неточно воспринимают движения, плохо ориентируются в пространстве. Развитие органов чувств, сенсорных умений и совершенствование восприятия - должно стать первоначальной задачей обучения.
Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психические особенности характера того или иного возрастного периода. В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные – устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других. К 5-6 летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Однако, следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии детей одного итого же возраста наблюдаются отклонения от средних показателей темпа созревания мозга и всего организма - опережение или отставание. Кроме того, нужно и учитывать и половые различия. В физиологическом отношении мальчики в среднем отстают от девочек на год-полтора, хотя те и другие имеют от рождения одинаковое количество лет.
Педагог применяет в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству. Увлечение и вдохновение – источник интеллектуального роста личности. Интеллектуальное чувство – это та ниточка, на которой держится желание учиться. Если обучение сопровождается яркими и волнующими впечатлениями, познание становится крепким и необходимым. Занятия становятся интересными, и тогда ребенок видит результаты своих усилий в творчестве. Задача педагога - не дать угаснуть творческому интересу ребенка, всячески его развить и укреплять.

Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в работе с хореографическим коллективом
обучение хореография танец ребенок
Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала ребят, формирования у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата используются различные методы работы. Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных методов педагогических подходов на занятиях с хореографическим коллективом. Так как невозможно построить новое, не имею базу, не зная традиционных педагогических и хореографических основ, на которых долгие годы строился и создавался мир танца. Все зависит от желания преподавателя продолжать учиться и не бояться открывать для себя новое.
К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие занимающихся.
Данный способ включает:
- визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом , знакомство с новыми танцевальными движениями, просмотр идеальных образцов танцевальной культуры);
-теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей детей);
-практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации; закрепление путем многократного повторения; тренировка мышечной памяти, на практических занятиях использование видеосъемки, для работы на следующем этапе);
- рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы; также дается установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций).
Инновационные методы включают в себя следующие компоненты:
- современные педагогические технологии развития лидерских способностей;
- педагогические аспекты творческой деятельности;
- методы развития межличностного общения в коллективе;
- методы создания художественной среды, соединения средства хореографии с тренингом актерского мастерства;

Применяя инновационные методы нельзя исключать традиционные, так как опыт, всегда предстает как накопленные за долгие годы знания, которые должны передаваться из поколения в поколение, обрастая новыми взглядами. Многие преподаватели идут по одному и тому же пути, не применяя новые разработки, делая занятия рутинные, объясняя это тем, что «как их учили, так и они будут это делать». Но жизнь не стоит на месте – меняется время и люди- все требует каких-то новых подходов. Невозможно угнаться за быстроменяющимися танцевальными молодежными течениями, но изучать их, иметь о них представление, примерять что-либо для себя, повышая тем самым свой профессиональный уровень, необходимо. Ведь когда-то смелые люди делали необычные для своего времени шаги вперед или вернее сказать «против течения».Вспомним Ж. Ж. Новера , благодаря передачи своих взглядов ученикам ,танец приобрел новые формы. Но ломая стереотипы важно не навредить… Сохранение традиций , очень важно, чтобы они были не уничтожены стилизованным танцем, где возможны изменения основ и последующие поколения забудут точность исполнения того или иного движения. Народный костюм превратиться в жалкий синтез народного и эстрадного с применением ярких рисунков, где за блестящей мишурой исчезнет внутренний мир исполнителя. Сейчас является популярным ставить концертные номера для детей с использованием зарубежной музыки, где неясен смысл слов, принято так же считать инновационным , модным приемом, что приносит огромный вред для души и развития ребенка. Новое внедрение должно приносить пользу, обогащать внутренний мир человека, а не извращать, так как информационный поток и так наносит вред и мозг не успевает фильтровать, а родители контролировать полученную информацию из интернета и телевидения.
обучение хореография танец ребенок

Приложение.

«Я порхаю как мотылек»

Поскоки с ноги на ногу обычно выполняется под музыку веселой польки и передают ее беспечный, непринужденный, легкий характер. Движение выполняется без напряжения, шаг небольшой. Ребенок должен стараться хорошо оттолкнуться от пола, устремляясь корпусом вверх. Качество движения зависит от степени от степени развития стопы ребенка. Для ее укрепления (а значит, и для совершенствования поскока) следует выполнять тренировочные упражнения: в умеренном ритме и темпе активно подниматься на носки, хорошо обхватив талию руками, или, активно отталкиваясь от пола, прыгать как можно выше. Выполняя для лучшего отскока одновременно хлопок над головой.

«Прыгаю как мячик»

Подпрыгивание – элементарный вид движения, доступного детям любого возраста. Большой или меньший отскок от пола может быть использован в зависимости от характера музыкально – двигательного образа. В любом случае приземляться следует бесшумно, мягко сгибая колени. Подпрыгивания могут иметь варианты: на двух ногах, на одной, попеременно, в чередовании прыжков на двух ногах с прыжками на одной.

«Шагаю как лошадка»

Шаг с высоким подъемом ноги в колене часто используются в играх. Согнутая в колене нога поднимается вперед так, что бедро принимает горизонтальное положение, а голень образует с бедром прямой угол. Носочек при этом «смотрит» в пол (как копытце у лошадки). При выполнении этого движения корпус должен быть прямым, голова поднята. Ненапряженные руки можно согнуть в локтях перед собой («держим вожжи»).

Вывод

Воспитывать чувство прекрасного – серьезная, благородная задача. Это чувство облагораживает человека, способствует формированию его морального облика, обогащает его духовный мир, повышает его культуру. В танце воспитывается добро, любовь, самоотверженность, героизм, единство душевной и телесной красоты. Инстинктивно начиная с пеленок, дети движением рук и ног реагируют на музыку, на ритм музыки. Подрастая, они через музыкальные игры, создают игровой образ, дети слышат музыку и передают в движении разнообразные чувства. От простого к сложному – вот принцип, который необходим для обучения детей танцам. Главное учесть возрастные особенности ребенка, его физические возможности, музыкальный слух.
Целью нашего общества является формирование всесторонне развитой личности. Хореографическая работа опирается на воспитательную роль хореографии как явления искусства имеющего единым источником танцевальную практику в области классического, народного, историко-бытового танца. В руках педагога действенные средства воспитания. Всестороннее использование этих средств должно привести к широкому распространению танцевальной культуры. А это в свою очередь внесёт свой вклад в дело формирования нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Учебно-воспитательная работа – это составная часть деятельности хореографического коллектива. Формы воспитания и обучения тесно переплетаются в единый комплекс. Целью учебно-воспитательной работы является воспитание чувства коллективизма, трудолюбия, высоких моральных качеств.
Воспитание осуществляется с помощью методов, которые представляют собой систему работ, в самодеятельности основывается на учебной работе. Систематические учебные занятия основа основ жизнедеятельности художественного коллектива. Процесс обучения основывается на знании и соблюдении руководителем основных принципов, их содержание является единым.


Использованная литература

1. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. С.В.Гиппиус.Санкт-Петербург.2008г.
2. Актерский тренинг. М. Кипнис.Москва 2008г.
3.Движения и музыка /Игры, пляски, хороводы для детского сада.//Сост. Л. Генералова. М.: Музыка, 1966.
4.Риевская Е., Руднева С. и др. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1969.
5.Филатов С.В. От образного слова – к выразительному движению. – М.: 1993.
6.Слонимский Ю. В честь танца. – М.: 1988.
7.Бекина С.И. и др. Музыка и движение. – М.: 1983.
8.Мессерер А.М. Танец. Мысль. Время. – М.: 1990.


Категория: Разное | Добавил: НАТАБелая
Просмотров: 86 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог



Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 07.12.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал