Обобщающий урок по теме: «Нервная система и анализаторы»
Цель: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Нервная система и анализаторы»;
Задачи: обобщить знания учащихся о роли нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения;
- обобщить и повторить знания учащихся о строении анализаторов;
- продолжить работу по развитию умений работать в группах;
- развитию внимательности, наблюдательности, зрительной памяти, долговременной памяти;
- продолжать прививать учащимся правила гигиены слухового, обонятельного, зрительного, осязательного анализаторов.
Оборудование: карточки задания «Строение зрительного, слухового анализаторов, головного и спинного мозга», 8 предметов для запоминания (линейка, тетрадь, ручка, карандаш, учебник, муляж сердца, кактус, одеколон), 5 картонных длиной 15 см, с наклеенными кусочками поролона на одном конце, полоски пронумеровать. Поролон пропитать пахучими веществами (1- бальзам «Золотая звезда», 2- одеколон, 3- чеснок, 4- корвалол, 5- масло ели). Фишки разного цвета.
Ход урока: Учащиеся разбиваются на две команды по 4 человека. Урок проходит в виде игры-соревнования.
Организационный момент. Сообщение учащимся темы и задач урока. Выбор жюри. Работа учащихся оценивается по 5 бальной системе по каждому этапу. За каждый правильный ответ на вопросы добавляется по 1 баллу.
Всем участникам команды раздаются фишки (красная, зеленая, синяя, желтая).
Задание дается участникам с фишкой одного цвета.
1. За отдельные столы вызываются учащиеся с красной фишкой. Задание: на листочках правильно расположить название отделов головного мозга.
С остальными учащимися проводится опрос по вопросам и за каждый правильный ответ ставится 1 балл.
- Значение нервной системы в жизни человека.
- Показать и перечислить части нервной системы.
Задания на листочках отдаются в жюри для проверки и выставления балла. На доске фиксируется счет команд.
2. За отдельные столы вызываются учащиеся с зеленой фишкой. Задание: на листочках правильно расположить части спинного мозга.
- Где располагается спинной мозг.
- Какие функции выполняет.
Задания на листочках отдаются в жюри для проверки и выставления балла. На доске фиксируется счет команд.
3. Игра «Запомни предметы». На столе лежит 8 предметов (линейка, тетрадь, ручка, карандаш, учебник, кактус, муляж сердца, одеколон) в течение 1 минуты игроки смотрят и запоминают предметы. На листочках записывают предметы, работа командная. Время выполнения 2 минуты. Команды обмениваются ответами, открываются предметы и проверяется правильность ответов. Максимальное число баллов 8, за каждый неправильный ответ минус 1 балл
4. На доске написано строение анализатора. Заполнить пропуски. Выполняют учащиеся с желтой фишкой, проверяют учащиеся из противоположной команды с красной фишкой.
Рецептор - - зона коры полушарий большого мозга
- чувствительный нерв – зона коры полушарий большого мозга
5. За отдельные столы вызываются учащиеся с синей фишкой. Задание: на листочках правильно расположить название отделов глаза.
- Какой анализатор принимал участие в игре.
Задание каждой команде обсудить и ответить на вопрос.
- Предупреждение развития заболеваний глаз.
- Предупреждение травмы глаз.
Задания на листочках отдаются в жюри для проверки и выставления балла. На доске фиксируется счет команд.
6. Физкультминутка. «Я по Африке гуляю и бананы собираю».
Я по Африке гуляю и бананы собираю
Мане дам, Ване дам и себя не обделям,
Вдруг огромная горилла чуть меня не придавила
Мане дам, Ване дам и себя не обделям.
Вопрос командам: какие анализаторы принимали участие в этой игре.
7 . За отдельные столы вызываются учащиеся с желтой фишкой.
Задание: на листочках правильно расположить название отделов уха.
Задание командам. По очереди называют правила гигиены слуха.
Задания на листочках отдаются в жюри для проверки и выставления балла. На доске фиксируется счет команд.
8. Распознавание знакомых веществ. Каждой команде раздаются 5 картонных полосок длиной 15 см, с наклеенными кусочками поролона на одном конце, полоски пронумеровать. Поролон пропитать пахучими веществами (1- бальзам «Золотая звезда», 2- одеколон, 3- чеснок, 4- корвалол, 5- масло ели).
Учащиеся берут поочередно полоски картона и плавными колебательными движениями подносят к носу, делая несколько вздохов, определяют вещество и записывают на листочки.
1- вещество с ментолом. 2- какой-то одеколон, 3- чеснок, 4 – какое-то лекарство, 5 – масло.
Вопрос 1 команде: Какую роль в жизни человека играет обоняние?
Вопрос 2 команде: Как ухаживать за носовой полостью?
9.Подведение итогов. Выставление оценок. За работу в команде и за работу на уроке.
Слово жюри.
Д.з.стр.68-69, 76-77. сообщения «Глаз и фотокамера», «Цветоощущение».
Приложение1.
Задание учащимся с красной фишкой. Подпишите названия частей головного мозга.
Приложение 2.
Задание для учащихся с зеленой фишкой. Подпишите названия спинного мозга.
Приложение 3.
Задание для учащихся с синей фишкой. Подпишите основные части глаза.
Приложение 4.
Задание для учащихся с желтой фишкой. Подпишите основные части органа слуха.
$IMAGE4$
|