Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Биология » Уроки, конспекты


Конспект занятия "Экология Самарского края"

СКАЧАТЬ (2.08 Mb) 28.03.2019, 13:14
Киселева Анна Александровна
Методист, педагог дополнительного образования, МБУ ДО ЦВР "Парус" г.о. Самара
Конспект учебного занятия «Природа и экология Самарской области».


Педагог дополнительного образования, методист Киселева Анна Александровна.
МБУ ДО ЦВР «Парус» г. о. Самара.
Детское объединение «Родная сторона»
На базе МБОУ школа № 155
Тема занятия «Природа и экология Самарской области».

Тип занятия: освоение нового материала.
Целевая аудитория: обучающиеся краеведческих объединений с 7 до 11 лет.
Форма проведения занятия интерактивное занятие с элементами беседы.
Цель занятия: познакомить обучающихся с экологической обстановкой и природными особенностями края.
Методы обучения: рассказ, беседа, показ с демонстрации мультимидийной презентации и видео роликов.
Задачи:
 
Образовательные:
1. Познакомить с понятиями «экология», «окружающая среда», «экологическая проблема», «природный ресурс», «особо охраняемые природные зоны».
2. Обсудить примеры положительного и отрицательного влияния человека на окружающую среду.
Воспитательная:
1. продолжить формирование чувства патриотизма, любви к родному краю.
2. Формирование бережного отношения к природе.
Развивающая:
1. Развить у обучающихся чувство ответственности за судьбу родного края.
2. Продолжить развивать умение логично и четко формулировать свои ответы и вопросы.
 

Материальное и методическое обеспечение занятия.

1. Компьютер и проектор.
2. Презентация «Экология Самарской области», мультфильмы и ролики на экологическую тему.
Образовательные технологии.
№ СОТ Способ воплощение в занятии
1 Дискуссия Обсуждение предлагаемых педагогом вопросов…
2 Мультимедиа технологии Включение в занятие просмотра видеоролика, работа с мультимедиа презентацией.

 
План занятия

Организационный этап - 2 минуты
Приветствие участников, обозначение темы занятия.
Основной этап (Освоение нового материала)
Теоретическая часть - 25 минут
Практическая часть (Просмотр видеороликов, обсуждение, работа с презентацией) - 8 минут
Заключительный этап - 5 минут
Рефлексия, подведение итогов, сбор обратной связи
Общая продолжительность – 40 минут.

 

Ход занятия


1. Организационный этап:
Педагог. Перед началом занятия подготовить аппаратуру к работе.
Здравствуйте ребята! Занимайте свои места, оставьте столы пустыми, сегодня нам не понадобятся тетради и ручки. Сегодня мы начнем изучать новый большой раздел нашей программы «Природа и экология Самарской области».


2. Основной этап:
 
Педагог. Наша область уникальна своим природным богатством, необычным рельефом и природными памятниками. Перед тем как мы начнем изучать природный ресурсы области ответьте мне, пожалуйста, что такое экология?


Дети отвечают.
Педагог. Экология - это наука изучающая взаимодействие человека, животных, микроорганизмов и растения с окружающей средой.
Но, помимо этого, экология изучает еще и проблемы, возникающие в результате такого взаимодействия. Эти проблемы называются экологическими. И одна из них - это загрязнение окружающей среды.
Я предлагаю вам посмотреть мультфильм на тему экологии и подумать, какие экологические проблемы и факторы, негативно влияющие на окружающий мир, вы сможете назвать.


Просмотр мультфильма «Это совсем не про это».


Педагог. Итак, скажите, что же окружает наших героев?

Дети отвечают.

Педагог. Вы совершенно правы. Теперь давайте запишем негативные факторы на доску.

Дети называют по одному фактору, педагог записывает на доску.

 
Педагог. Удивительно, как много вредных факторов смог создать человек, благодаря своей деятельности!
Обратите внимание на интерактивную доску. На ней мы видим некоторые факты, выписанные из официальной экологической статистики загрязнения самарской области.

Педагог зачитывает текст презентации.
Все верно. Человек своей деятельностью приносит большой вред окружающей среде. К сожалению, это происходит не только вашем городе, но и по всему миру. Такое пагубное отношение человека к окружающей среде имеет ужасающие последствия для природы и для него самого – ухудшается здоровье, появляются новые виды заболеваний, а риск заразиться привычными повышается с каждым годом, воздух становится ядовитым, воды рек отравленными. Я хочу, чтобы вы увидели видео ролик, который покажет нам масштабы экологических проблем в мире.

Просмотр видеоролика «Как люди уничтожают планету».



Мы с вами выделили очень много отрицательных факторов влияния человека на окружающую среду. Теперь давайте поищем плюсы.
Попытайтесь вспомнить какие меры охраны и восстановления, преображения к лучшему окружающей среды человек предпринимал.

Деть отвечают.

Педагог. Вы правы, основные способы борьбы за сохранение окружающей среды это внедрение специальных экологических программ и создание особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ).
В Самарской области мы можем найти несколько таких зон и памятников природы. Назовите ООПТ
Деть отвечают.

Педагог. Вы правы. Историю образования ООПТ Самарской области мы рассмотрим на дальнейших занятиях. Сегодня же мы исследуем один из уникальнейших памятников природы, находящийся на территории Самарской области – Генковские лесополосы.
Что такое лесополоса вы представляете, а чем же прославилась именно эта и почему она называется Генковской?
Жестокие суховеи стали причиной неурожая и страшного голода в 1891-м, а позднее и в 1911 году. В Самарской губернии, которая тогда кормила половину Европы отменной пшеницей-белотуркой, из-за засухи люди умирали целыми семьями. И никто не мог сказать, как крестьянину защититься от этой удушающей напасти. Чтобы облегчить положение трудолюбивого хлебопашца, правительствующий сенат Российской империи во второй половине XIX века развернул невиданную для того времени работу по посадке новых лесов там, где их никогда раньше не было. Автором проекта по реализации степного лесоразведения, а затем и его практическим руководителем стал лесовод Нестор Карлович Генко
Нестор Карлович Генко - Учёный-лесовод и герой русско-турецкой войны 1877—1878 годов.
Судьба этого человека оставила заметный след в жизни всей России, и в том числе в Самарской губернии.
Как свидетельствуют исторические источники, первые русские переселенцы появились в степном Заволжье более четырехсот лет назад. Их настолько поразила первозданная красота здешней природы, что они решили раз и навсегда связать своё будущее с этими удивительными краями. Однако скоро выяснилось, что очарованным странникам уготовано немало серьёзных испытаний, которые им преподносила матушка-природа. Вихри, смерчи и пыльные бури возникали совсем неожиданно, как из небытия. Только-только на небе сияло солнце, как вдруг, откуда не возьмись, тихое и ясное небо заслоняли серые тучи пыли. Буря нарастала так стремительно, с такой силой, что заставляла все живое прятаться куда подальше. А потом в течение нескольких дней пыль оседала, забиваясь во все щели домов и построек.
Но еще тяжелее было в зимнее время, когда снежные метели заносили дома по самую крышу, и без посторонней помощи из снежного плена выбираться было весьма проблематично. А хуже всего это испытание было для путника. Не случайно в те годы степные дороги назывались переметами. Перемело снегом, упрятало от взора – и нет дороги. Попробуй, сыщи, когда на расстоянии вытянутой руки ничего не видно!
Жестким и категоричным словом «шурган» окрестили пыльные бури старожилы Заволжья. Шурган, как и знаменитый сирокко, зарождался в пустынях и полупустынях южнее реки Большой Иргиз, а потом сотни верст носился по бескрайним степям. Для азиатских суховеев здесь было вольготно – никаких преград на пути, кроме крестьянских поселений.
Судя по всему, именно суховеи стали причиной неурожая и страшного голода в 1891, а позднее - и в 1911 году. Как писали краеведы, в Самарской губернии, которая кормила половину Европы отменной пшеницей-белотуркой, порой из-за засухи люди умирали целыми семьями. Похоже, что после этого и прижилось как за нашим городом, так и за всей губернией обидное определение «голодная Самара». Действительный статский советник, чиновник по особым поручениям Департамента уделов Министерства императорского двора и уделов Н.К. Генко много сил и энергии посвятил делу создания лесокультурных участков в наших краях. В 1886 году в Самарской губернии было организовано два первых лесокультурных участка. А в 1892 году их стало уже шесть: Камышлинский, Безенчукский, Владимирский, Дубовский, Тепловский, Шиланский.
Все, что было посажено в Самарской губернии при непосредственном участии пионера степного лесоразведения, или под его непосредственным руководством, приживалось на земле и шло в рост как по благословению Всевышнего. Иначе просто трудно объяснить, как с легкой руки Нестора Генко с юга и запада на северо-восток протянулись многокилометровые лесополосы. Эти зеленые живые стены стали непреодолимой преградой для степных суховеев.
Общая площадь «генковских» лесополос в Самарской губернии составляет без малого 9 тысяч гектаров, а их протяженность – более 150 километров. Они и сегодня служат жителям села Шилан Красноярского района, защищают поля земледельцев Дубового Умета Волжского района, села Натальино Безенчукского района, Хворостянку Хворостянского района, прикрывают от ветров город Чапаевск.
В общей сложности в засушливых степях Самарской, Волгоградской, а также Воронежской областей к 1902 году появилось около 13 тысяч гектаров защитных лесных полос шириной от 400 до 600 метров, по сей день именуемых «генковскими». Полосы высаживались на чернозёмах в виде лент по водоразделам (сыртам), которые являются в степях более пригодными местами для леса. Преимущественная ориентировка полос с юго-запада на северо-восток, то есть перпендикулярная (или близкая к ней) направлению летних юго-восточных ветров-суховеев. Сейчас возраст «генковских» лесополос, полностью изменившим климат заволжских степей, уже превысил 100 лет, но состояние сохранившихся посадок однозначно свидетельствует о правильной позиции Н.К. Генко в вопросах степного защитного лесоразведения.
Обратите внимание на презентацию. Среди степных просторов на белом фоне полей бросаются в глаза четкие зеленые полосы и зигзаги. Это и есть искусственные лесные насаждения Нестора Генко. Сегодня они считаются памятником природы федерального значения.
Лесные полосы в степных угодьях, созданные под руководством Нестора Генко в конце XIX века, и по сей день считаются уникальными посадками, как по форме, так и по их пространственному размещению. Ныне в Самарской губернии насчитывается 17 Генковских лесополос, их общая площадь составляет 7830 гектаров, а протяженность – более 150 километров.
Широкие лесные ленты в виде ломаных линий различной длины проходят по наиболее возвышенным частям водоразделов рек Сока и Падовки (Шиланские полосы), Самары и Чапаевки (Дубово-Уметские и Тепловские полосы), Чапаевки и Чагры (Камышинская, Безенчукские и Владимирские полосы). Эти и другие Генковские лесные полосы ныне поставлены на учет в министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области как уникальные памятники природы всероссийского значения.
Самый интересный участок - заповедный уголок Дубовоуметского лесничества, где растет типично таежное дерево - лиственница сибирская. Правда, она высажена уже не самим Генко, а его учениками-последователями в 1930-е и 1940-е годы . За это время деревья окрепли и уверенно вымахали до 20 метров в высоту, оставив в своей тени волжских лиственных «аборигенов». По быстроте роста лиственница опережает остальные деревья. Древесина у нее прочная, упругая, не поддается гниению. Плюс морозостойкость, малая требовательность к почве, ажурность кроны, прямизна ствола и долговечность... Может быть, это и есть главная порода лесоводства будущего? ...Столетний лес вытянулся за краем поля, насколько хватает глаз. Трудно поверить, что это искусственные насаждения. Настоящая дикая чаща, убежище для птиц и зверей. Неохватные березы, прямые сосновые стволы с шапкой хвои где-то в поднебесье. Мощные дубы, раскидистые вязы и клены - все деревья, судя по всему, чувствуют себя уютно в одной компании и прекрасно адаптировались к степным условиям. Даже сосны, что особенно удивительно. В нашей местности как раз южная граница их территории - северным деревьям жарко в Среднем Поволжье, да и засуху с пылью они не переносят. Вот и толпятся сосны вдоль рек и озер, дышат влажным волжским воздухом. А у Генко они в чистом поле растут! Лес уже целый век живет самостоятельной жизнью и дает обильное потомство-подрост. Молоденьким деревцам тесно в старых границах, они расползаются по опушке и даже теснят шоссе. Под деревьями расстелился роскошный ковер цветущих трав, вот-вот пойдут ягоды, а к осени можно ждать грибов.
К чести потомков, жители Кирилловки и соседних Новоселок помнят Нестора Карловича и труд его берегут. Мусор под деревья не кидают, вековые сосны не рубят. Для отдыха путешественников сельчане поставили на опушке уютную беседку и плакат «Береги лес!».
Вот таким совершенно немагическим способом человек смог совершить настоящее волшебство – изменить климат целого района России! Теперь нашей задачей является сохранение этого уникального памятника природы.

 
Заключительный этап.


Педагог. Поделитесь ребята, что вам показалось самым интересным на сегодняшнем занятии, что вас удивило?
Деть отвечают.
Педагог. На этом наше занятие окончено. На следующем занятии мы с вами продолжим изучать особо охраняемые природные территории самарской области и памятники природы.
 
Список используемой литературы.

1. Гурьянов Е. Древние вехи Самары. [Текст] / Гурьянов Е. – Куйбышев: Книжное издательство, 1986.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.
3. Жемчужины Жигулей. [Текст] / составитель С. Кузьменко.- Куйбышев: Куйбышевское книжное издательство, 1974 г.- 112с.
4. Жигули. Почему они уникальны? [Текст] / Методическое пособие. – Самара, 2006.
5. Историко-культурная энциклопедия Самарского края. [Текст] / В 4-х т. Самара, 1993-1995.
6. Моргун А.Г. От крепости Самара до г. Куйбышева. [Текст] / Моргун А.Г. - Куйбышев, 1986.
7. Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области [Электронный ресурс] http://www.priroda.samregion.ru/


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: KiselevaAnna
Просмотров: 906 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог