Цели урока:
Образовательная цель:
- сформировать у учащихся умения устанавливать взаимосвязь строения и функций разных компонентов кожи путем логического мышления ;
- развить и закрепить умения и навыки учащихся в оформлении мыслительных операций в устной и письменной форме.
- изучить строение и функции кожи, установить взаимосвязь между строением органа и его функциями, доказать, что кожа не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями;
Развивающая цель :
- через решение познавательных задач сформировать у учащихся умения самостоятельно находить правильные решения и ответы на поставленные задачи путем анализа , сравнения и синтеза необходимых данных, способствующие укреплению у них веры в свои способности и вызывающие у них желания к самостоятельному поиску и овладению знаниями по предмету.
- формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, т.е субъекта деятельности , производящего самого себя – мотивации, приносящая учащемуся радость познания и вызывает интерес к уроку.
Воспитательная цель:
- содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности;
- обеспечить учащимся условия для успешного выполнения учебных задач, отмечая и поощряя достижения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей
- совершенствовать навыки самостоятельной и групповой работы; развитие коммуникативных способностей учащихся – умения выслушивать мнения товарищей и обосновывать свою точку зрения и прийти к совместному выводу.
- использовать , полученные на уроке знания для правильного отношения к своему здоровью и выполнению правил гигиены кожи и одежды;
Оборудование: проектор, интерактивная доска.
Дидактические материалы: слайды «Строение кожи», тесты, иструктивные карточки.
План урока:
Организационный момент:
Объявление темы урока. Сегодня, ребята мы познакомимся с удивительным органом нашего организма, он является шедевром инженерной мысли. Этот орган играет большую роль в жизнедеятельности нашего организма, он одновременно ограничивает наш организм от внешней среды и в то же время через него наш организм обменивается с внешней средой энергией и информацией. И мы вместе с вами рассмотрим уникальность этого органа, установим взаимосвязь между его строением и функциями и его значение в нашей жизни.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу по теме: «Энерготраты человека и пищевой рацион».
Фронтальный опрос .
- Дайте определения основному обмену организма.
- Дайте определение общему обмену организма.
- Чем они отличаются между собой?
- Зависят ли энерготраты организма от возраста , пола человека и индивидуальных особенностей человека?
- Какие параметры используются для определения степени энергозатрат для различных видов деятельности ?
- Каким образом организм пополняет затраченную энергию?
- Что такое нормы питания ?
- В каких продуктах питания содержится больше всего незаменимых аминокислот?
- Что такое вегетарианство ? Полезно ли оно для здоровья ?
- В каких продуктах питания содержатся углеводы ?
- Являются ли нормы питания универсальными для каждого человека?
- Как распределяется количество и состав пищи в течении дня ?
Мини – тест. (задание на слайде)
- Спортивная ходьба по энергозатратам относится к работе
А) легкой ;Б) средней ;В) тяжелой ;Г) очень тяжелой
2. При распаде 1 г. жира выделяется энергии
А) 9.3 ккал. ; Б) 4.1 ккал.
3. Незаменимых аминокислот больше всего в
А) в бобовых растениях;
Б) в пище животного происхождения;
В) в злаковых растениях.
4. Для подростков и детей рекомендуется принимать пищу
А) два раза в сутки; Б) восемь раз в сутки ; В) четыре раз в сутки.
5. Ужин должен составлять от суточного рациона
А) 20 % ; Б) 40 -45 % ; В) 30 – 35 % ; Г) 10 -12 %.
Учитель показывает варианты ответов , ученики сами оценивают результаты
Изучение нового материала.
Постановка познавательной задачи – «Каждый мечтает об одежде, которая не промокала, свободно пропускала воздух, не выцветала, не мялась, не рвалась, можно было бы носить хоть сто лет. Такая необыкновенная одежда существует. Как, вы думаете, о каком органе нашего организма идет речь? Правильно такая необыкновенная природная одежда существует – это кожа! Её площадь около 2 м. кв., толщина от 0.5мм. до 5 мм. Она постоянно растет и обновляется.
Применяя поисковые и эвристические задания, учитель заинтересовывает, актуализирует и активирует уже имеющиеся знания учащихся о своем организме и подводит к самостоятельному нахождению ответа на поставленный вопрос.
Класс поделен на шесть групп. Учащимся предлагается исследовать свою кожу, определить как они взаимодействуют с окружающим миром при помощи кожи . Каждая группа получает разноуровневые инструктивные карточки с заданием:
- Исследуйте цвет кожи. Одинаковый ли цвет кожи у разных людей? Меняется ли цвет кожи в течении года? Что влияет на изменение цвета кожи? Какое это имеет значение для организма ? (Возможные варианты ответов – кожа у людей имеет разные оттенки из-за пигмента, летом кожа темнее из-за загара, загар защищает организм от ультрафиолета).
- Исследуйте предложенные предметы( ручка, холодное стекло, дерево) руками и определите какую информацию вы получили через кожу
( определить материал, его температуру, форму предмета –кожа-орган осязания).
- Известно , что в жару и во время болезни человек потеет, что является причиной потоотделения и какую роль оно выполняет в организме. Пот также имеет соленый вкус, почему? (Выделение пота снижает температуру тела. Кожа вместе с потом выделяется избыток соли.)
- Даже при небольшом повреждении кожи человек испытывает боль, рана кровоточит и на месте раны начинается воспалительный процесс. Дайте этому объяснение. (В коже находятся болевые рецепторы и капилляры, воспалительный процесс начинается из-за того, что через рану проникли микроорганизмы. Т.е. выполняет защитную функцию).
- Попробуйте оттянуть кожу на руке . Что при этом происходит? Какое свойство кожи при этом проявляется. (Кожа растягивается и затем возвращается в исходное состояние. Кожа эластична и защищает организм от механических повреждений.)
- Известно, что у людей под кожей имеется небольшая прослойка жира и к зиме люди немного прибавляют в весе. Какую роль выполняет эта прослойка жира ? ( Теплоизоляция. Запасающая функция. Защитная - от механических повреждений.)
Все варианты ответов обсуждаются , записываются учителем на доске. Учитель корректирует и дополняет этот список.
- Кожа человека ограничивает внутреннюю среду от внешней среды.
- Выполняет защитную функцию – не пропускает внутрь организма микроорганизмы, ультрафиолетовые излучения, химические вещества и газы. Цвет кожи зависит от содержания в ней пигмента меланина.
- Кожа – орган чувств. В ней имеются температурные, болевые и рецепторы давления. Через кожу мы получаем жизненно важную информацию о состоянии окружающей нас среде обитания.
- Кожа защищает организм от механических повреждений, т.к. она обладает эластичностью (коллагеновые волокна) и имеет жировой слой).
- Орган терморегуляции.
- Кожа – теплоизолятор.
- Орган – выделения, выводит избыток солей, мочевину, т.е. участвует в водно – солевом обмене организма.
- Изучая тему «Витамины» мы познакомились еще с одним свойством кожи , каким ? Она участвует в образовании витамина D.
- Кожа – орган дыхания.
Вы, молодцы ! Все вместе успешно выполнили предложенные вам задания. Правильно смогли определить функции и свойства кожи. Теперь необходимо ответить , почему в начале урока прозвучала такая мысль «Кожа - щедевр инженерной мысли!» и связать функции кожи с её строением.
Рассмотрим строение кожи ( просмотр слайдов, изображающих строение кожи). Учитель рассказывает о строении кожи. Учащиеся совместно с учителем заполняют две первые графы таблицы. Третью графу «Значение кожи», путем логических рассуждений, учащиеся заполняют самостоятельно, установив взаимосвязь между строением кожи и выполняемым функциям.
Название |
Строение кожи. |
Функции. |
Эпидермис |
Образован многослойным эпителием.
Двуслойный. Клетки плотно прилегают к друг другу и активно делятся. |
|
Дерма(соствен-
но кожа). |
|
|
Гиподерма
(подкожная
клетчатка). |
|
|
Результаты работы совместно обсуждаются и корректируются. В процессе этой работы учителем используется предметная связь с физикой по понятиям «Упругость, механическая прочность, теплоизоляция, теплопроводность, температура испарения.»
Учитель завершает объяснение новой темы интересными фактами :
Интересные факты о коже.
- на кусочке кожи с пятирублевую монету находятся 3000 клеток, 1м. кровеносных сосудов и 35 м. нервных волокон, 75 сальных желез, 645 потовых желез и 65 волосяных мешочков.
- в состав пота входит 99% воды и 1% химических веществ, в среднем в сутки, потовые железы выделяют 700-1300мл. пота. Их второе предназначение – терморегуляция, вместе с потом организм в сутки выделяет 500 килокалорий тепла
- кровеносные сосуды кожи депонируют 1 литр крови.
- человек среднего возраста ежечасно теряет 600 тыс. частичек кожи, а за год 675 грамм, полное обновление эпидермиса происходит в течении месяца
- кожа может дышать, она поглощает около 1 % всего вдыхаемого кислорода
- рецепторов в коже 2 млн. из них болевых – 1.5 млн., температурных – тепловых 30 тыс., холодовых 250 тыс., давления (осязания) – 500 тыс.
Завершается объяснение новой темы беседой о том, что здоровье кожи оказывает большое влияние на здоровье всего организма в целом.
На данном этапе урока учащиеся должны проявить познавательную активность т.к. были применены следующие методы:
- Была поставлена привлекательная цель урока – кожа была представлена как удивительный уникальный орган , как шедевр инженерной мысли и лучшим конструктором и инженером является природа
- Они провели несложные самонаблюдения и самостоятельно сделали соответствующие эвретические выводы.
- Учащиеся познакомились с интересными (цифровыми) данными о строении кожи
Закрепление изученной темы.
Какие утверждения верны ?
- Внутренний слой кожи называется дермой.
- Пигмент меланин содержится в дерме.
- Гиподерма выполняет функцию теплоизоляции.
- Возбудители большинства заболеваний не могут проникать через здоровую кожу.
- Основная функция кожи дыхание.
- В коже много рецепторов, воспринимающих тепло и холод, прикосновение, давление и боль.
Проводится итоговая беседа и делаются выводы по изученной теме.
Вывод : кожа удивительный орган, он имеет сложное строение и выполняет множество жизненно важных функций.
Подведение итогов урока .
|