Сегодня: 04.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Биология » Уроки, конспекты


План-конспект урока биологии по теме "Кожа" для 8 класса

СКАЧАТЬ (28.0Kb) 13.10.2015, 20:11
Ашурова Гульнур Темиргалиевна
Учитель биологии, МБОУ "СОШ № 2 п.г.т. Актюбинский" Азнакаевского района Республики Татарстан
Цели урока:
Образовательная цель:
- сформировать у учащихся умения устанавливать взаимосвязь строения и функций разных компонентов кожи путем логического мышления ;
 - развить и закрепить умения и  навыки учащихся  в оформлении мыслительных операций в устной и письменной форме.
- изучить строение и функции кожи, установить взаимосвязь между строением органа и его функциями, доказать, что кожа не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями;
Развивающая цель :
- через решение познавательных задач сформировать у учащихся умения самостоятельно находить правильные решения и ответы на поставленные задачи путем анализа , сравнения и синтеза необходимых данных, способствующие укреплению у них веры в свои способности и вызывающие у них  желания к самостоятельному поиску и овладению знаниями по предмету.
- формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, т.е субъекта деятельности , производящего самого себя – мотивации, приносящая учащемуся радость познания и вызывает интерес к уроку.
  Воспитательная цель:
- содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку  учебной деятельности;
- обеспечить учащимся условия для успешного выполнения учебных задач, отмечая и поощряя достижения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей
- совершенствовать навыки самостоятельной и групповой работы; развитие коммуникативных способностей учащихся – умения выслушивать мнения товарищей и обосновывать свою точку зрения и прийти к совместному выводу.
- использовать , полученные на уроке знания для правильного отношения к своему здоровью и выполнению правил гигиены кожи и одежды;
Оборудование: проектор, интерактивная доска.
Дидактические материалы:  слайды «Строение кожи», тесты, иструктивные карточки.
 
План урока:
Организационный момент:
Объявление темы урока. Сегодня, ребята мы познакомимся с удивительным органом нашего организма, он является шедевром инженерной мысли. Этот орган играет большую роль в жизнедеятельности нашего организма, он одновременно ограничивает наш организм от внешней среды и в то же время через него наш организм обменивается с внешней средой энергией и информацией. И мы вместе с вами рассмотрим уникальность этого органа, установим взаимосвязь между его строением и функциями и его значение в нашей жизни.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу по теме: «Энерготраты человека и пищевой рацион».
     Фронтальный опрос .
  1. Дайте определения основному обмену организма.
  2. Дайте определение общему обмену организма.
  3.  Чем они отличаются между собой?
  4. Зависят ли энерготраты организма от возраста , пола человека и индивидуальных особенностей человека?
  5. Какие параметры используются для определения степени энергозатрат для различных видов деятельности ?
  6. Каким образом организм пополняет затраченную энергию?
  7. Что такое нормы питания ?
  8. В каких продуктах питания содержится больше всего незаменимых аминокислот?
  9. Что такое вегетарианство ? Полезно ли оно для здоровья ?
  10. В каких продуктах питания содержатся углеводы ?
  11.  Являются ли нормы питания универсальными для каждого человека?
  12.  Как распределяется количество и состав пищи в течении дня ?
   Мини – тест. (задание на слайде)
  1. Спортивная ходьба по энергозатратам относится к работе
А) легкой ;Б) средней ;В) тяжелой ;Г) очень тяжелой
     2.  При распаде 1 г. жира выделяется энергии
           А)  9.3 ккал. ;         Б)  4.1 ккал.
      3. Незаменимых аминокислот больше всего в
          А) в бобовых растениях; 
         Б) в  пище животного происхождения;      
          В) в злаковых растениях.
      4. Для подростков и детей рекомендуется принимать пищу
        А) два раза в сутки;  Б) восемь раз в сутки ;   В) четыре раз в сутки.
      5. Ужин должен составлять от суточного рациона
         А) 20 % ;     Б)  40 -45 % ;    В) 30 – 35 % ;   Г) 10 -12 %.
Учитель показывает варианты ответов , ученики сами оценивают результаты
Изучение нового материала.
Постановка познавательной задачи – «Каждый мечтает об одежде, которая не промокала, свободно пропускала  воздух, не выцветала, не мялась, не рвалась, можно было бы носить хоть сто лет. Такая необыкновенная одежда существует. Как, вы думаете, о каком органе нашего организма идет речь?   Правильно такая необыкновенная природная одежда существует – это кожа! Её площадь около 2 м. кв., толщина от 0.5мм. до 5 мм. Она постоянно растет и обновляется.
Применяя поисковые и эвристические задания, учитель заинтересовывает, актуализирует и активирует уже имеющиеся знания учащихся о своем организме и подводит к самостоятельному нахождению ответа на поставленный вопрос.
Класс поделен на шесть групп. Учащимся предлагается исследовать свою кожу, определить как они взаимодействуют с окружающим миром при помощи кожи . Каждая группа получает разноуровневые инструктивные карточки с заданием:
  1. Исследуйте цвет кожи. Одинаковый ли цвет кожи у разных людей? Меняется ли цвет кожи в течении года? Что влияет на изменение цвета кожи? Какое это имеет значение для организма ? (Возможные варианты ответов – кожа у людей имеет разные оттенки из-за пигмента, летом кожа темнее из-за загара, загар защищает организм от ультрафиолета).
  2. Исследуйте предложенные предметы( ручка, холодное стекло, дерево) руками и определите какую информацию вы получили через кожу
( определить материал, его температуру, форму предмета –кожа-орган осязания).
  1. Известно , что в жару и во время болезни человек потеет, что является причиной потоотделения и какую роль оно выполняет в организме. Пот также имеет соленый вкус, почему? (Выделение пота снижает температуру тела. Кожа вместе с потом выделяется избыток соли.)
  2.  Даже при небольшом повреждении кожи человек испытывает боль, рана кровоточит и на месте раны начинается воспалительный процесс. Дайте этому объяснение. (В коже находятся болевые рецепторы и капилляры, воспалительный процесс начинается из-за того, что через рану проникли микроорганизмы. Т.е. выполняет защитную функцию).
  3. Попробуйте оттянуть кожу на руке . Что при этом происходит? Какое свойство кожи при этом проявляется. (Кожа растягивается и затем возвращается в исходное состояние. Кожа эластична и защищает организм от механических повреждений.)
  4. Известно, что у людей под кожей имеется небольшая прослойка жира и к зиме люди немного прибавляют в весе. Какую роль выполняет эта прослойка жира ? ( Теплоизоляция. Запасающая функция. Защитная - от механических повреждений.)
Все варианты ответов обсуждаются , записываются учителем на доске. Учитель корректирует и дополняет этот список.
  1. Кожа человека ограничивает внутреннюю среду от внешней среды.
  2. Выполняет защитную функцию – не пропускает внутрь организма микроорганизмы, ультрафиолетовые излучения, химические вещества и газы. Цвет кожи зависит от содержания в ней пигмента меланина.
  3. Кожа – орган чувств. В ней имеются температурные, болевые и рецепторы давления. Через кожу мы получаем жизненно важную информацию о состоянии окружающей нас среде обитания.
  4. Кожа защищает организм от механических повреждений, т.к. она обладает эластичностью (коллагеновые волокна) и имеет жировой слой).
  5. Орган терморегуляции.
  6. Кожа – теплоизолятор.
  7. Орган – выделения, выводит избыток солей, мочевину, т.е. участвует в водно – солевом обмене организма.
  8. Изучая тему «Витамины» мы познакомились еще с одним свойством кожи , каким ? Она участвует в образовании витамина D.
  9. Кожа – орган дыхания.
Вы, молодцы ! Все вместе успешно выполнили предложенные вам задания. Правильно смогли определить функции и свойства кожи. Теперь необходимо ответить , почему в начале урока прозвучала такая мысль «Кожа - щедевр инженерной мысли!» и связать функции кожи с её строением.
Рассмотрим строение кожи ( просмотр слайдов, изображающих строение кожи). Учитель рассказывает о строении кожи.  Учащиеся совместно с учителем заполняют две первые графы таблицы. Третью графу «Значение кожи», путем логических рассуждений,  учащиеся заполняют самостоятельно, установив взаимосвязь между строением кожи и выполняемым функциям.
Название Строение кожи.    Функции.
Эпидермис Образован многослойным эпителием.
Двуслойный. Клетки плотно прилегают к друг другу и  активно делятся.
 
Дерма(соствен-
но кожа).
   
Гиподерма
(подкожная
клетчатка).
   
 
Результаты работы совместно обсуждаются и корректируются. В процессе этой работы учителем используется предметная связь с физикой по понятиям «Упругость, механическая прочность, теплоизоляция, теплопроводность, температура испарения.»
Учитель завершает объяснение новой темы интересными фактами :
 
 Интересные факты о коже.
- на кусочке кожи с пятирублевую монету находятся 3000 клеток, 1м. кровеносных сосудов и 35 м. нервных волокон, 75 сальных желез, 645 потовых желез и 65 волосяных мешочков.
- в состав пота входит 99% воды и 1% химических веществ, в среднем в сутки, потовые железы выделяют 700-1300мл. пота. Их второе предназначение – терморегуляция, вместе с потом организм в сутки выделяет 500 килокалорий тепла
- кровеносные сосуды кожи депонируют 1 литр крови.
- человек среднего возраста ежечасно теряет 600 тыс. частичек кожи, а за год 675 грамм, полное обновление эпидермиса происходит в течении месяца
- кожа может дышать, она поглощает около 1 % всего вдыхаемого кислорода
- рецепторов в коже 2 млн. из них болевых – 1.5 млн., температурных – тепловых 30 тыс., холодовых 250 тыс., давления (осязания) – 500 тыс.
Завершается объяснение новой темы беседой о том, что здоровье кожи оказывает большое влияние на здоровье всего организма в целом.
На данном этапе урока учащиеся должны проявить познавательную активность т.к. были применены следующие методы:
  1. Была поставлена  привлекательная цель урока – кожа была представлена как удивительный уникальный орган , как шедевр инженерной мысли и лучшим конструктором и инженером является природа
  2. Они провели несложные самонаблюдения и самостоятельно сделали соответствующие эвретические выводы.
  3. Учащиеся познакомились с интересными (цифровыми) данными о строении кожи
Закрепление изученной темы.
Какие утверждения верны ?
  1. Внутренний слой кожи называется дермой.
  2. Пигмент меланин содержится в дерме.
  3. Гиподерма выполняет функцию теплоизоляции.
  4. Возбудители большинства заболеваний не могут проникать через здоровую кожу.
  5. Основная функция кожи дыхание.
  6. В коже много рецепторов, воспринимающих тепло и холод, прикосновение, давление и боль.
Проводится итоговая беседа и делаются выводы по изученной теме.
Вывод : кожа удивительный орган, он имеет сложное строение и выполняет множество жизненно важных функций.
Подведение итогов урока .
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Гульнур | Теги: конспект урока по биологии, конспект урока, Биология
Просмотров: 1019 | Загрузок: 56 | Рейтинг: 5.0/1

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал