Сегодня: 23.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Биология » Уроки, конспекты


План-конспект урока биологии по теме "Кожа" для 8 класса

СКАЧАТЬ (28.0 Kb) 13.10.2015, 20:11
Ашурова Гульнур Темиргалиевна
Учитель биологии, МБОУ "СОШ № 2 п.г.т. Актюбинский" Азнакаевского района Республики Татарстан
Цели урока:
Образовательная цель:
- сформировать у учащихся умения устанавливать взаимосвязь строения и функций разных компонентов кожи путем логического мышления ;
 - развить и закрепить умения и  навыки учащихся  в оформлении мыслительных операций в устной и письменной форме.
- изучить строение и функции кожи, установить взаимосвязь между строением органа и его функциями, доказать, что кожа не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями;
Развивающая цель :
- через решение познавательных задач сформировать у учащихся умения самостоятельно находить правильные решения и ответы на поставленные задачи путем анализа , сравнения и синтеза необходимых данных, способствующие укреплению у них веры в свои способности и вызывающие у них  желания к самостоятельному поиску и овладению знаниями по предмету.
- формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, т.е субъекта деятельности , производящего самого себя – мотивации, приносящая учащемуся радость познания и вызывает интерес к уроку.
  Воспитательная цель:
- содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку  учебной деятельности;
- обеспечить учащимся условия для успешного выполнения учебных задач, отмечая и поощряя достижения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей
- совершенствовать навыки самостоятельной и групповой работы; развитие коммуникативных способностей учащихся – умения выслушивать мнения товарищей и обосновывать свою точку зрения и прийти к совместному выводу.
- использовать , полученные на уроке знания для правильного отношения к своему здоровью и выполнению правил гигиены кожи и одежды;
Оборудование: проектор, интерактивная доска.
Дидактические материалы:  слайды «Строение кожи», тесты, иструктивные карточки.
 
План урока:
Организационный момент:
Объявление темы урока. Сегодня, ребята мы познакомимся с удивительным органом нашего организма, он является шедевром инженерной мысли. Этот орган играет большую роль в жизнедеятельности нашего организма, он одновременно ограничивает наш организм от внешней среды и в то же время через него наш организм обменивается с внешней средой энергией и информацией. И мы вместе с вами рассмотрим уникальность этого органа, установим взаимосвязь между его строением и функциями и его значение в нашей жизни.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу по теме: «Энерготраты человека и пищевой рацион».
     Фронтальный опрос .
  1. Дайте определения основному обмену организма.
  2. Дайте определение общему обмену организма.
  3.  Чем они отличаются между собой?
  4. Зависят ли энерготраты организма от возраста , пола человека и индивидуальных особенностей человека?
  5. Какие параметры используются для определения степени энергозатрат для различных видов деятельности ?
  6. Каким образом организм пополняет затраченную энергию?
  7. Что такое нормы питания ?
  8. В каких продуктах питания содержится больше всего незаменимых аминокислот?
  9. Что такое вегетарианство ? Полезно ли оно для здоровья ?
  10. В каких продуктах питания содержатся углеводы ?
  11.  Являются ли нормы питания универсальными для каждого человека?
  12.  Как распределяется количество и состав пищи в течении дня ?
   Мини – тест. (задание на слайде)
  1. Спортивная ходьба по энергозатратам относится к работе
А) легкой ;Б) средней ;В) тяжелой ;Г) очень тяжелой
     2.  При распаде 1 г. жира выделяется энергии
           А)  9.3 ккал. ;         Б)  4.1 ккал.
      3. Незаменимых аминокислот больше всего в
          А) в бобовых растениях; 
         Б) в  пище животного происхождения;      
          В) в злаковых растениях.
      4. Для подростков и детей рекомендуется принимать пищу
        А) два раза в сутки;  Б) восемь раз в сутки ;   В) четыре раз в сутки.
      5. Ужин должен составлять от суточного рациона
         А) 20 % ;     Б)  40 -45 % ;    В) 30 – 35 % ;   Г) 10 -12 %.
Учитель показывает варианты ответов , ученики сами оценивают результаты
Изучение нового материала.
Постановка познавательной задачи – «Каждый мечтает об одежде, которая не промокала, свободно пропускала  воздух, не выцветала, не мялась, не рвалась, можно было бы носить хоть сто лет. Такая необыкновенная одежда существует. Как, вы думаете, о каком органе нашего организма идет речь?   Правильно такая необыкновенная природная одежда существует – это кожа! Её площадь около 2 м. кв., толщина от 0.5мм. до 5 мм. Она постоянно растет и обновляется.
Применяя поисковые и эвристические задания, учитель заинтересовывает, актуализирует и активирует уже имеющиеся знания учащихся о своем организме и подводит к самостоятельному нахождению ответа на поставленный вопрос.
Класс поделен на шесть групп. Учащимся предлагается исследовать свою кожу, определить как они взаимодействуют с окружающим миром при помощи кожи . Каждая группа получает разноуровневые инструктивные карточки с заданием:
  1. Исследуйте цвет кожи. Одинаковый ли цвет кожи у разных людей? Меняется ли цвет кожи в течении года? Что влияет на изменение цвета кожи? Какое это имеет значение для организма ? (Возможные варианты ответов – кожа у людей имеет разные оттенки из-за пигмента, летом кожа темнее из-за загара, загар защищает организм от ультрафиолета).
  2. Исследуйте предложенные предметы( ручка, холодное стекло, дерево) руками и определите какую информацию вы получили через кожу
( определить материал, его температуру, форму предмета –кожа-орган осязания).
  1. Известно , что в жару и во время болезни человек потеет, что является причиной потоотделения и какую роль оно выполняет в организме. Пот также имеет соленый вкус, почему? (Выделение пота снижает температуру тела. Кожа вместе с потом выделяется избыток соли.)
  2.  Даже при небольшом повреждении кожи человек испытывает боль, рана кровоточит и на месте раны начинается воспалительный процесс. Дайте этому объяснение. (В коже находятся болевые рецепторы и капилляры, воспалительный процесс начинается из-за того, что через рану проникли микроорганизмы. Т.е. выполняет защитную функцию).
  3. Попробуйте оттянуть кожу на руке . Что при этом происходит? Какое свойство кожи при этом проявляется. (Кожа растягивается и затем возвращается в исходное состояние. Кожа эластична и защищает организм от механических повреждений.)
  4. Известно, что у людей под кожей имеется небольшая прослойка жира и к зиме люди немного прибавляют в весе. Какую роль выполняет эта прослойка жира ? ( Теплоизоляция. Запасающая функция. Защитная - от механических повреждений.)
Все варианты ответов обсуждаются , записываются учителем на доске. Учитель корректирует и дополняет этот список.
  1. Кожа человека ограничивает внутреннюю среду от внешней среды.
  2. Выполняет защитную функцию – не пропускает внутрь организма микроорганизмы, ультрафиолетовые излучения, химические вещества и газы. Цвет кожи зависит от содержания в ней пигмента меланина.
  3. Кожа – орган чувств. В ней имеются температурные, болевые и рецепторы давления. Через кожу мы получаем жизненно важную информацию о состоянии окружающей нас среде обитания.
  4. Кожа защищает организм от механических повреждений, т.к. она обладает эластичностью (коллагеновые волокна) и имеет жировой слой).
  5. Орган терморегуляции.
  6. Кожа – теплоизолятор.
  7. Орган – выделения, выводит избыток солей, мочевину, т.е. участвует в водно – солевом обмене организма.
  8. Изучая тему «Витамины» мы познакомились еще с одним свойством кожи , каким ? Она участвует в образовании витамина D.
  9. Кожа – орган дыхания.
Вы, молодцы ! Все вместе успешно выполнили предложенные вам задания. Правильно смогли определить функции и свойства кожи. Теперь необходимо ответить , почему в начале урока прозвучала такая мысль «Кожа - щедевр инженерной мысли!» и связать функции кожи с её строением.
Рассмотрим строение кожи ( просмотр слайдов, изображающих строение кожи). Учитель рассказывает о строении кожи.  Учащиеся совместно с учителем заполняют две первые графы таблицы. Третью графу «Значение кожи», путем логических рассуждений,  учащиеся заполняют самостоятельно, установив взаимосвязь между строением кожи и выполняемым функциям.
Название Строение кожи.    Функции.
Эпидермис Образован многослойным эпителием.
Двуслойный. Клетки плотно прилегают к друг другу и  активно делятся.
 
Дерма(соствен-
но кожа).
   
Гиподерма
(подкожная
клетчатка).
   
 
Результаты работы совместно обсуждаются и корректируются. В процессе этой работы учителем используется предметная связь с физикой по понятиям «Упругость, механическая прочность, теплоизоляция, теплопроводность, температура испарения.»
Учитель завершает объяснение новой темы интересными фактами :
 
 Интересные факты о коже.
- на кусочке кожи с пятирублевую монету находятся 3000 клеток, 1м. кровеносных сосудов и 35 м. нервных волокон, 75 сальных желез, 645 потовых желез и 65 волосяных мешочков.
- в состав пота входит 99% воды и 1% химических веществ, в среднем в сутки, потовые железы выделяют 700-1300мл. пота. Их второе предназначение – терморегуляция, вместе с потом организм в сутки выделяет 500 килокалорий тепла
- кровеносные сосуды кожи депонируют 1 литр крови.
- человек среднего возраста ежечасно теряет 600 тыс. частичек кожи, а за год 675 грамм, полное обновление эпидермиса происходит в течении месяца
- кожа может дышать, она поглощает около 1 % всего вдыхаемого кислорода
- рецепторов в коже 2 млн. из них болевых – 1.5 млн., температурных – тепловых 30 тыс., холодовых 250 тыс., давления (осязания) – 500 тыс.
Завершается объяснение новой темы беседой о том, что здоровье кожи оказывает большое влияние на здоровье всего организма в целом.
На данном этапе урока учащиеся должны проявить познавательную активность т.к. были применены следующие методы:
  1. Была поставлена  привлекательная цель урока – кожа была представлена как удивительный уникальный орган , как шедевр инженерной мысли и лучшим конструктором и инженером является природа
  2. Они провели несложные самонаблюдения и самостоятельно сделали соответствующие эвретические выводы.
  3. Учащиеся познакомились с интересными (цифровыми) данными о строении кожи
Закрепление изученной темы.
Какие утверждения верны ?
  1. Внутренний слой кожи называется дермой.
  2. Пигмент меланин содержится в дерме.
  3. Гиподерма выполняет функцию теплоизоляции.
  4. Возбудители большинства заболеваний не могут проникать через здоровую кожу.
  5. Основная функция кожи дыхание.
  6. В коже много рецепторов, воспринимающих тепло и холод, прикосновение, давление и боль.
Проводится итоговая беседа и делаются выводы по изученной теме.
Вывод : кожа удивительный орган, он имеет сложное строение и выполняет множество жизненно важных функций.
Подведение итогов урока .


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Гульнур | Теги: конспект урока по биологии, конспект урока, Биология
Просмотров: 3291 | Загрузок: 124 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог