Сегодня: 22.07.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Биология » Уроки, конспекты


Урок по повести В.Быкова "Альпийская баллада"

23.06.2019, 19:10
Токарева Вероника Викторовна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 87 г. Воронеж
В.Быков Альпийская баллада
Цели:
• формирование навыков самоконтроля;
• совершенствование умений организовывать совместную деятельность при анализе художественного произведения;
• развитие ассоциативного мышления;
• развитие умений оперировать языковым материалом;
• воспитывать ответственность за результат работы;
• воспитывать чувство слова.
Оформление:
• презентация;
Ход урока:
Читает учащийся.
Я знаю, никакой моей вины...
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же...
А.Твардовский
1. Вступительное слово.
Великая Отечественная война с немецкими захватчиками 1941-1945 годов – великая
страница новейшей истории России XX века . Война – это 27 миллионов жизней советских людей. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.
Это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
Можем ли мы забыть ее уроки? Конечно, нет. Ежегодно мы изучаем произведения о Вов, и сегодня мы обратимся к повести Василя Быкова «Альпийская баллада»

Задачи:
1.Познакомимся с биографией писателя.
2.Обратимся к историческим фактам о войне и идеологии нацизма.
3. Обратимся к анализу повести «Альпийская баллада», выявим проблематику, художественные особенности, рассмотрим образы главных героев.
4. Поговорим о проблеме героизма, о возможностях человеческого духа, проявляющихся на войне
Работать вам предстоит в группах (историки, библиографы, литературоведы, лингвисты). Несмотря на то, что каждая группа проводила небольшую исследовательскую работу, мы попытаемся вместе вслед за писателем ответить на вопросы, поставленные в повести:
- Что такое человек перед сокрушительной силой обстоятельств?
- На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца?

2. Начнем с небольшого вступительного слова о писателе, которое подготовили библиографы.
Исследователи его творчества говорили, что в сердце писателя «стучал пепел сожжённых белорусских деревень».

Действительно, за годы войны на территории Белоруссии фашистами было сожжено 186 деревень, где не осталось ни одной семьи; там же существовало около 260 лагерей смерти; погибли2 миллиона 230 тысяч человек – каждый четвёртый житель этой многострадальной страны.
Об одном из таких лагерей, который находился на территории Австрии, повествует писатель.
3. Работа на развитие ассоциативного мышления.
Какие ассоциации возникают у вас со словом КОНЦЛАГЕРЬ?
(Учащиеся называют ассоциации)
Учитель: Возможно, ассоциации усилятся, когда вы посмотрите слайды, а, главное, прослушаете цитаты Гитлера из его книги “Майн кампф” и слова других идеологов третьего рейха. Группа историков подготовила нам соответствующий материал.
И это говорил и внушал свои страшные идеи другим вегетарианец, уничтоживший 50 миллионов человек.
На что же была направлена идеология нацизма?
На уничтожение и порабощение всех народов, кроме арийцев. Для этого было создано множество концлагерей, а одном из которых и происходит действие «Альпийской баллады». Чтобы вы себе представляли, что такое концлагерь, группа историков приготовила сообщение.
4. Итак, главный герой, Иван Терешка сбежал из такого лагеря. Вы можете себе представить, через какие страдания и испытания он там прошел.
Давайте обратимся к истории создания повести, которую подготовила группа литературоведов.
Василь Быков вспоминал:
“Это произошло в конце войны в Австрийских Альпах.
Здесь был глубокий тыл немецкого рейха и, как всюду в его тылу, было много работавших на войну промышленных предприятий и, конечно, всяческих лагерей.
Однажды мы заняли какой-то городок и ждали новой команды. Длинная колонна артполка замерла на окраинной улочке.
И вдруг возле одной из дальних машин на глаза мне попалась девушка – щупленькая, черноволосая, в полосатой куртке и тёмной юбочке, она перебирала взглядом лица бойцов в машине и отрицательно вертела головой.
- Кто есть Иван?- спрашивала она.
Разумеется, Иванов у нас было много, но не один из них не показался ей тем, кого она разыскивала.
Мы спросили, какого именно Ивана она разыскивает. Девушка рассказала примерно следующее: её зовут Джулия, она итальянка из Неаполя. Год назад, летом 44-го, во время бомбёжки военного завода она бежала в Альпы, где встретила русского военнопленного. Несколько дней они блуждали в горах, голодные и раздетые, перешли горный хребет и однажды в туманное утро напоролись на полицейскую засаду. Её схватили и снова бросили в лагерь, а что случилось с Иваном, она не знает.
Я вспомнил об этой истории спустя 18 лет, когда занялся литературой. И тогда я написал всё то, что вы прочитали в “Альпийской балладе”.
5. Обратимся к жанру произведения:
Повесть Василя Быкова «Альпийская баллада» -это сочетание реализма и романтизма.
Баллада – жанр романтический, и писатель соблюдает его каноны: во-первых, обращается к вечным идеалам любви и красоты; во-вторых, показывает романтическое двоемирие: чувства, желания человека находятся в противоречии с окружающей его действительностью. Реализм повести заключен в конкретно-исторических обстоятельствах, с которыми соотнесены поступки героев.
Баллада – жанр лирической поэзии, носящий повествовательный характер;
- стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему, для баллады характерны трагизм, таинственность, отрывистое повествование, драматический диалог;
- стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряжённым сюжетом. Главная тема баллады – столкновение с судьбой, роком.)
- Какие черты жанра баллады мы находим в повести В. Быкова?
В произведении Быкова присутствует и историческая тема, и трагизм, и драматический диалог – вспомним хотя бы разговоры героев о довоенной жизни Ивана, расспросы Джулии о его родине, о деревне, о колхозах…
И всё же баллада – это жанр романтический. И у Быкова без романтики не обошлось, всё-таки баллада альпийская: в ней писатель воспевает такую любовь, которая в итоге побеждает всё: холод и голод, муки и страдания, войну и смерть).

6. Беседа по содержанию. Анализ.
Опишите главных героев произведения
В центре повествования – обычный рядовой боец Иван Терешка. Он родом из Белоруссии, это физически крепкий 25-летний парень; знакомый ему с детства крестьянский труд закалил его, сделал сильным и выносливым. Волею случая Иван оказался в плену у немцев, в концлагере. Эпизод пленения постоянно преследует его в ночных кошмарах( ведь тогда сдаться в плен означало оказать пособничество врагу).

Джулия Новелли – итальянка, воспользовавшись взрывом так же, как и Иван, она бежит из лагеря. Писатель с любовью рисует нам Джулию, подчёркивая. Как она красива. Изящна, хрупка.

Как ведет себя и какие качества проявляет Иван Терешка в эпизоде побега?
Достоинство
Мужество
Самоотверженность
Дух непокорства
Дерзость
Упрямство

В какой сцене особенно ярко проявляется дух непокорства?
(Столкновение героя с командофюрером Зандлером. Зандлер приказывает Ивану начистить ботинки. И тот смиряется, потому что готовит себя в данную минуту к совершенно другому. Ивану приходится терпеть даже то, что офицер стряхивает ему на голову пепел со своей сигареты. Только когда Иван видит презрение к себе в глазах пленных женщин, он уже не в силах сдержать свой гнев – бьёт офицера по лицу… От смерти Ивана спас внезапно прозвучавший взрыв, и это обеспечило ему возможность бежать, заодно прихватив пистолет Зандлера.)

Какие качества формируются у Ивана в плену? Сравните, каким он был до плена?
Плен изменил Ивана, никогда не считавшего себя “ смельчаком”, укрепил его дух, воспитал характер. “В полку он ничем не выделялся среди других пехотинцев. За прежние бои получил три бумажки с благодарностью от командования да две медали “За отвагу” и думал, что на большее не способен. И уже в плену, где некому было ни вдохновлять на героические подвиги, ни награждать, где за малейшее неповиновение платили жизнью, в нём как-то сами собой проявились дух непокорства, дерзость и упрямство”.

Какие глаголы и эпитеты использует автор при описании боя Ивана с собакой?

Иван уподобился животному, он яростно сопротивляется, понимая, если он не победить пса, то ему придётся распрощаться со свободой и жизнью. Глаголы, обозначающие не просто действия, но действия отчаянные, волевые; характерные эпитеты (многие повторяются как по отношению к собаке, так и по отношению к человеку) помогают передать динамику боя, увидеть огромную жажду к жизни… Это заметно и на фонологическом уровне: помогает передать бой человека с животным аллитерация: звуки [с]-[з]; [ж]-[ш]; [р] (эти звуки передают шум, хрипы, стоны, лязг собачьих зубов, удары…) Невольно вспоминаются строки из поэмы М.Ю. Лермонтова “Мцыри” (эпизод “Бой с барсом”):
Какие качества проявляет герой?
Как и герой Лермонтова, Иван побеждает. Не только в физическом смысле, но и в нравственном. “Тогда он поднялся на ноги и, отступив в сторону, схватил в траве камень. Хотел им ударить собаку, но раздумал…”)
Милосердие
Почему Иван не оттолкнул Джулию, зная, что она будет ему обузой?
Какие испытания пришлось пройти героям во время перехода через Альпы?
Что способствовало зарождению взаимных чувств? Почему Ивану это далось особенно сложно?
Доверие, привязанность, а потом и любовь Ивана к Джулии пришли не сразу. Сначала он не доверял ей, опасаясь, как бы девушка не стала помехой в побеге, потом все-таки решил взять ее с собой («особенно деликатничать с ней он не собирался»), наконец, когда Джулия, изнемогая от усталости, отказалась идти дальше, оставил ее одну, но, подумав, вернулся, подхватил и понес на руках. В переживаниях Терешки переплетались в тот момент и плохо скрываемое раздражение, и злость, и не. осознанное еще чувство привязанности к непрошенной спутнице, и горькая тоска по Родине, и светлая надежда найти партизан, взять в руки оружие: «В этом видел Иван теперь смысл жизни, наивысшее свое призвание и награду за все страдания и позор...»
Ребята обращают внимание и на эпизодический персонаж санинструктора роты, а позже медсестру санбата, Анюту. Иван служил тогда ординарцем у командира роты старшего лейтенанта Глебова. Между Глебовым и Анютой (об этом все говорили в роте) была «настоящая» любовь. Но вот Глебов тяжело ранен. Во время операции он умирает. Смерть любимого командира будто испепелила что-то в душе Ивана. Он вместе с Анютой переживал горе, которое как-то и сблизило их. Анюта заметно изменилась, «стала не по годам задумчивой и строгой». Но это длилось недолго. Вскоре она забыла о Глебове, нашелся дру¬гой, а в душе Ивана осталась глубокая рана «от поруганной чужой любви».
Джулия сблизилась с Иваном тоже после гибели Марио. Но с того момента уже прошло много времени. Вспомним, как настороженно сначала относилась она к Ивану, сохраняя в душе память о Марио, скорее боевом друге, товарище, чем о любимом.
Что сблизило, пород¬нило белорусского парня Ивана Терешку и дочь итальянского коммерсанта Джулию Новелли?
Близость их идейных убеждений, сходство характеров, общность судьбы.
В повести мы находим волнующие строки о большом прекрасном чувстве взаимной любви Ивана и Джулии, любви, вспыхнувшей назло всем смертям среди цветущих альпийских маков и первозданной красо¬ты гор. Удивительно непосредственная, обаятельная Джулия так и оста¬лась для Ивана непостижимой загадкой, «маленьким человеческим чудом, которое он неожиданно открыв в лихую годину войны, в «одном шагу от смерти».
За годы войны Иван Терешка совершенно отвык от «естественной человеческой потребности в счастье». Может быть, потому такой само¬забвенной была его любовь к Джулии, подарившей, вернее возродившей в нем это выстраданное чувство человеческого счастья

Как меняется лексика в сценах, посвященных любви? Найдите это в тексте.
(“От избытка счастья тихо засмеялся”; “светло на сердце”; “неожиданная непостижимая радость”; “явь была счастливее самого радостного сна”; “в душах обоих рождалось нечто великое и важное”. Заметим, что человеческая сущность Ивана до конца раскрывается лишь в отношениях с Джулией – раньше он даже представить себе не мог, что он способен любить и быть счастливым.)
Считаете ли вы символичными имена героев?
Джулия – (итал.) ассоциируется с героиней трагедии Шекспира – Джульеттой (кстати, оба этих имени из рода Юлиев – “кудрявая, пышная”
Иван – “Божья милость” (он был послан Джулии для её спасения).
Критик Л.И. Лазарев признаёт интересной историю побега и преследование немцами беглецов, но ему решительно не по душе любовный сюжет повести. “Зачем понадобилось в повести эта история короткой, внезапно вспыхнувшей наперекор житейским обстоятельствам, всем смертям назло – любви?”.
- Согласны ли вы с мнением критика?
Лазарев положительно ошибается, когда говорит о короткой, якобы внезапно вспыхнувшей любви между героями повести. Это не внезапная любовь. Прежде чем сблизиться, полюбить друг друга, Иван и Джулия пройдут долгий и трудный, полный смертельных опасностей путь. Хотя они и бежали из одного лагеря, между ними была целая пропасть, они были чужие друг другу, словно с разных планет. Их разделяло всё, начиная с языка и кончая привычками, образом мыслей, чувств. Они медленно приближались друг к другу, преодолевая взаимную неприязнь и даже враждебность, реальные и мнимые обиды, недоверие, непонимание, отбиваясь от преследований, борясь с холодом, голодом, измученные и израненные в фашистской неволе.
Сама жизнь - борьба ведёт героев к их выстраданному счастью. Судьба подарила Ивану и Джулии всего три дня. Это немного с точки зрения обычной человеческой мерки, но у подлинного счастья иная мера.
Давайте обратимся к видеоролику.
Обратимся к эпилогу. Каково его значение?
Устами итальянской женщины писатель показывает, какой след в душах многих тысяч людей оставил подвиг простого солдата.
Мы знаем, что у Ивана это был четвёртый побег из лагеря. Число 4 символизирует крест, а значит распятие и воскрешение. Иван принял мученическую смерть, и поэтому мы не вправе забывать тех, кто отдал свои жизни за мир и счастье, за любовь и покой, тех, у которых мы можем и должны перенять НАУКУ ПОБЕЖДАТЬ.
Выводы:
1. Василь Быков в произведении «Альпийская баллада» изобразил весь ужас войны, идеологии нацизма.
2. На примере главного героя повести, Ивана Терешки,
автор показал, какие качества позволяют остаться в бесчеловечных условиях войны человеком
(чувство собственного достоинства, чувство ответственности, совесть).
3. Мы не вправе забывать тех, кто отдал свои жизни за мир и счастье, за любовь и покой, тех, у которых мы можем и должны перенять НАУКУ ПОБЕЖДАТЬ.

В одной из своих статей В. Быков писал: "Пусть же никогда не черствеют наши сердца к завоеваниям и ранам войны. Нельзя строить будущее без памяти о прошлом, нельзя пренебречь величайшим из человеческих потрясений - всенародным подвигом, преподавшим людям настоящего и будущего векопамятный урок свободолюбия и величия духа".
- Познакомьтесь с высказываниями.
Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил. Сенека Младший
Жизнеутверждающих чувств много: горе и преодоление горя, страдание и преодоление страдания, преодоление трагедии, преодоление смерти. М. Горький
Каждый погибший откупает у гибели другого… Надо всё время помнить о подвиге ушедших; быть может, тогда исчезнет зло и исполнится самая заветная человеческая мечта – вернуть к жизни погибших. Ю. Нагибин
- Какое из них может служить своеобразным итогом наших раздумий над повестью В. Быкова “Альпийская баллада”?
9. Домашнее задание.
Напишите мини-сочинение, прокомментировав слова Ю.Нагибина:
“Каждый погибший откупает у гибели другого… Надо всё время помнить о подвиге ушедших; быть может, тогда исчезнет зло и исполнится самая заветная человеческая мечта – вернуть к жизни погибших…”.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: ВВВ777
Просмотров: 76 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог


Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.07.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал