Сегодня: 07.12.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Эстетическое воспитание


Особенности музыкально-ритмических танцевальных движений у старших дошкольников

18.11.2019, 15:19
Воссарова Маргарита Валерьевна
музыкальный руководитель, МАДОУ "Детский сад № 41", город Великий Новгород
Особенности музыкально-ритмических танцевальных движений у старших дошкольников
Музыкально-ритмические танцевальные движения (ритмика) - один из видов музыкальной деятельности, который помогает детям полюбить музыку, совершенствовать мышление, формировать эмоциональную сферу. На музыкальных занятиях используются несколько видов музыкально-ритмической деятельности:
• Упражнения – на различный характер и способ движения, на развитие гибкости и пластичности, точности, ловкости, координации рук и ног, с предметами и без них.
• Имитационные движения – образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, его настроение и состояние (в природе, в настроении человека или животного, в вымышленной игровой ситуации).
• Развитие умений ориентироваться в пространстве – самостоятельно перестраиваться в круг, несколько кругов, в шеренгу, в колонны, становиться в пары друг за другом, выполнять перестроения на основе танцевальных композиций (змейка, «ручеёк» и др.).
• Танцевальные движения – элементы народных плясок, детского бального танца, хороводов, современных танцев.
Как пишет А.И. Буренина: «Музыкально-ритмические танцевальные композиции отличаются:
• по характеру – в зависимости от характера музыки – шуточные, лирические, весёлые, торжественные и т.д.;
• интенсивности – в зависимости от темпа музыки и динамичности двигательных движений;
• степени сложности – определяется как характеристикой музыкального произведения, так и составом двигательных упражнений». [1, 15].
Развитие ритмики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, чем старше становится ребёнок – тем сложнее музыкальное произведение и двигательные упражнения.
Рассмотрим возрастные двигательные возможности детей старшего дошкольного возраста.
Как пишет Э. П. Костина: «На шестом году жизни продолжается дальнейшее физическое, психическое, а также музыкальное развитие ребёнка. У него формируется осанка, движения становятся более свободными и выразительными, более осмысленными и управляемыми, более слаженными и уверенными. С окончанием движений, выполненных под одну часть музыки, дети осознанно могут переходить к выполнению другого движения под следующую часть.
Дети этого возраста имеют достаточный запас танцевальных умений. Они свободно ориентируются в пространстве, легко выполняют основные движения.
Большинство детей с удовольствием включаются в свободные пляски; любят придумывать свои движения.
Однако возможности ребят шестого года жизни ещё несколько ограничены: в движениях нет необходимой пластичности, выразительности»
[3, 111].
Исходя из возрастных двигательных особенностей детей шестого года жизни, педагог ставит следующие задачи:
1. Развивать у детей художественное восприятие музыки и движений (упражнений, танцев, хороводов) детского народного, бального и современного репертуара.
2. Продолжать формировать объём музыкально-двигательных представлений.
3. Продолжать формировать музыкально-эстетический вкус в процессе восприятия музыки и движений:
• музыкально-эстетическую потребность в процессе освоения и исполнения упражнений, танцев, хороводов;
• эстетические эмоции в процессе восприятия и исполнения;
• творческое воображение при восприятии и исполнении танца, игры и т. д.
• основы эстетической оценки танца, игры; формировать основы эстетического вкуса.
4. Учить различать виды музыкально-ритмической деятельности - упражнения, танцы, хороводы, игры.
5. Развивать умение передавать характер и образ музыки через движения.
6. Совершенствовать умение смены движений в связи с 2-х, 3-х частной формой произведения. Чётко начинать движения под музыку и заканчивать вместе с ней.
7. Развивать музыкально-сенсорное восприятие:
• смена движений в зависимости от характера музыки;
• темпа;
• ритмического рисунка (например, чередование двух и трех хлопков);
• динамики;
• тембра различных клавишных, скрипичных, духовых, ударных и народных инструментов.
8. Обогащать опыт детей новыми движениями:
• поскоки с высоким подъёмом ног и мелкие поскоки;
• ходьба гусиным шагом;
• «метёлочка», «ковырялочка», «присядка», движения с захлёстыванием ног назад и другие виды народных движений;
• шаг польки и менуэта из детских бальных движений;
• современные эстрадные движения.
9. Продолжать воспринимать ориентировку в пространстве – различные виды перестроений (из пар в тройки и по одному), перестроения из колонны в круг и т. д. [3, 111,112].
О возрастных двигательных особенностях детей седьмого года жизни Э.П. Костина говорит так: «На седьмом году жизни происходит дальнейшее физическое и психическое развитие ребёнка: внимание его становится более сконцентрированным, развивается воображение и мышление, он свободно ориентируется в пространстве. В этом возрасте дети достигают кульминации развития движений, в том числе и под музыку, - они становятся лёгкими, изящными и пластичными. У дошкольников резко возрастает способность к овладению довольно сложными по координации и темпу исполнения движениями, которые могут исполняться ими изящно и грациозно.
В движениях под музыку дети легко ориентируются на композицию игры, на форму исполняемого танца, на характер музыки, а также передают не только изобразительные, но и выразительные особенности музыки.
На седьмом году жизни у детей уже имеется большой объём музыкальных и двигательных навыков и происходит их дальнейшее закрепление.
Сформирована потребность в освоении новых движений, овладении играми, танцами. Дети стремятся согласованно двигаться в парах, хороводе.
Ребёнок инициативен и активен в танцевальном творчестве. Дети могут подгруппой придумывать новый танец, а также с удовольствием импровизируют в свободных плясках» [3, 143,144].
Исходя из возрастных двигательных особенностей детей седьмого года жизни, педагог ставит следующие задачи:
1. Развивать музыкально-эстетическое восприятие танцевального и игрового репертуара разного характера и содержания.
2. Формировать музыкально-двигательные представления: побуждать запоминать. Называть наиболее воспринимаемые в течение года танцы, хороводы, игры.
3. Развивать музыкально-эстетическое мышление в процессе восприятия музыкально-ритмического репертуара:
• узнавать и знать произведения и написавших их композиторов;
• уметь сравнивать характер, содержание, средства музыкальной выразительности различного танцевального и игрового репертуара;
• развивать воображение в процессе музыкально-игрового и танцевального творчества;
• формировать у ребёнка музыкально-эстетический вкус.
4. Развивать целостное восприятие музыкально-ритмического репертуара:
• уметь различать виды – упражнения, игры, танцы;
• воспринимать, различать и сравнивать эмоционально-образное содержание музыки и движений в различных частях;
• характер и различные оттенки настроения;
5. Продолжать развивать музыкально-сенсорное восприятие, слышать изменения и передавать их посредством движений:
• характера и его оттенков (например, музыка весёлого характера – радостная, задорная, игровая, озорная, шутливая, смешная, забавная, танцевальная, солнечная, улыбающаяся);
• смену разнообразного темпа, чувствовать ускорения и замедления;
• динамики (тихо, громко, крещендо, диминуэндо);
• различные ритмические рисунки;
• тембров симфонического и народного оркестров.
6. К изученным в более ранних возрастах движениям добавить:
• хороводный шаг с движением по «цепочке»;
• шаг с притопом на месте;
• приставной шаг с приседанием;
• переменный шаг;
• положение рук в народной пляске – подбоченившись; руки скрещены на груди; руки отведены в стороны, ладонью вперед, кисть открыта;
• различные эстрадные современные движения.
7. Учить детей воспринимать и понимать ориентировку в пространстве: различные формы перестроений и их моделирование.
8. Содействовать творческой самостоятельной активности ребёнка в оценке воспринятого музыкально-ритмического репертуара, в придумывании своих движений и маленьких музыкально-ритмических миниатюр [3, 144,145].
Т.И. Суворова так характеризует развитие музыкально-ритмических танцевальных движений у детей старшего дошкольного возраста: «Характерной особенностью детей старшей группы является стремление к большей самостоятельности в танцах, к правильности выполнения движений, заинтересованность в исполнении. В старшей группе обучение танцам имеет целенаправленный характер, например, изучение определённого движения, необходимого в танце. Дети старшего возраста способны проявить творческую инициативу, внести в танец своё дополнение. Совершенствуется умение отражать эмоционально-выразительный характер музыки, так как дети глубже и сознательнее воспринимают музыкальное произведение, у них лучше развита координация движений. Музыкальный репертуар и движения детей усложняются. Дошкольники учатся отмечать движениями форму музыкального произведения (двух - и трёхчастную, вариационную), музыкальные предложения. Продолжается работа по обучению детей слышать различный темп (замедление, ускорение). Углубляется восприятие детьми регистровых изменений. Большое значение имеет самостоятельная деятельность и творческие проявления дошкольников (дети самостоятельно перестраиваются в большие и маленькие круги, в колонны и шеренги). Работая над развитием музыкально-ритмических танцевальных движений, большое внимание нужно уделять умению детей двигаться свободно, непринужденно, легко и чётко.
Но следует подчеркнуть, что овладение поставленными задачами возможно лишь в том случае, если с детьми проводится систематическая работа, результатом которой является усвоение материала всеми детьми. Поэтому, в случае необходимости, нужно работать с некоторыми индивидуально или маленькими группами.
Обучение детей подготовительной к школе группы двигательным навыкам способствует накоплению представлений, впечатлений и их систематизацию. В этом возрасте закрепляется умение выразительно и легко двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
Выполняя задание, дети учатся передавать различный характер движений в зависимости от характера музыки. В этом возрасте дети могут управлять своим телом и способны координировать движения. Чтобы заинтересовать их занятиями ритмикой, необходимо подбирать музыкальные произведения к танцам значительно сложнее по форме и средствам музыкальной выразительности. Возможна разная последовательность ознакомления с новым танцем: вначале дети слушают музыку, определяют её характер, части, а после этого педагог поясняет движения или показывает их. В несложных танцах движения разучиваются сразу, а в более сложных – постепенно. Когда движения усвоены, педагог направляет внимание детей на точность, выразительность и красоту исполнения.
Должное внимание уделяется воспитанию культуры поведения детей. Дети семи лет должны сознательно относиться к своему заданию и как можно лучше выполнять его» [5, 5,6].
Формирование индивидуальной музыкальной культуры и через неё воздействие на формирование личности в целом является ядром педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.
Как пишет О.П. Радынова: «Только развивая эмоции, интересы, музыкальное мышление, вкусы ребёнка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы» [4, 7].
Т.Н. Девятова говорит: «Порой кажется, что развитие ребёнка происходит как бы само собой: малыш растёт, становится крепче, умнее, незаметно усваивает знания, навыки. Многое при этом зависит от того, как складывается у него общение со взрослыми и сверстниками. Задача взрослых – помочь ему разобраться в сложном мире этих взаимоотношений. Правильный подход к музыкальному воспитанию должен не только всесторонне учитывать возможности маленьких детей, но и ставить на первое место уважение их интересов, любых индивидуальных творческих проявлений» [2, 6].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что музыкально-ритмические танцевальные движения формируют всесторонне развитую личность.
Занятия ритмикой способствует физическому укреплению детей – формированию правильной осанки, укреплению мышц спины и суставов, постановке дыхания; психологическому комфорту и развитию эмоциональности; развитию эстетического вкуса; психических процессов – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления; помогают раскрыть характер и индивидуальность каждого ребёнка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буренина А.И. Ритмическая пластика для дошкольников: Учебно-методическое пособие по программе А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика»/ А.И. Буренина. - Санкт Петербург, 1994. – 126 с.
2. Закон Р.Ф. «Об образовании» от 10.06.09. №3266 (с изменением и дополнениями).
3. Метлов Н.А. Музыка детям: Пособие для воспитателей и муз. руководителя дет. сада / Сост. С.И. Чешева, А.П. Николаичева. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
4. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации / О.П. Радынова. – М.: «Гном-Пресс», 1999. – 80 с.
5. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Р.Ф. от 01.07.95. № 677.


Категория: Эстетическое воспитание | Добавил: маргарита2019
Просмотров: 47 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог



Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 07.12.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал