Круговой поточно-дифференцированный метод проведения учебных занятий по физической культуре
· (160.00 kB)
| 30.01.2013, 09:19 |
Малявко Любовь Владимировна |
Воспитатель по физической культуре, ГБОУ детский сад № 2562 ЗАО г. Москвы |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы уровень здоровья детей в нашей стране резко снизился, проявились как факторы ухудшения экологической обстановки, так и факторы экономические. Заболевания самые разные – от ограничений по зрению до астмы и сахарного диабета. На фоне таких удручающих факторов как никогда остро встает вопрос о правильном планировании, проведении и дополнительных нагрузках на занятиях по физической культуре. Использование кругового поточно-дифференцированного метода при правильном планировании существенно повышает качество проведения занятий и усвоения программного материала занимающимися. Подбор упражнений хорошо увязывается с материалом занятий, учебных тем, способствуя не только общему и физическому развитию детей дошкольного возраста, но и успешному освоению ими всех разделов учебной программы. Конкретная направленность и комплекс включаемых в занятие упражнений, дозирование нагрузки зависят от возрастных особенностей детей и уровня их физической подготовленности. В результате применения кругового поточно-дифференцированного метода в учебном процессе растет охват обучаемых разнообразной и целенаправленной работой с учетом индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от достигнутого им уровня физического развития. Анализ статистических данных (мониторинг показателей ежегодного контрольного осеннего и весеннего тестирования) подтверждают эффективность кругового поточно-дифференцированного метода. Там, где он внедрялся, у детей значительно повышался уровень развития основных физических качеств, твердое формирование двигательных умений и навыков. Основная задача использования кругового поточно-дифференцированного метода на занятиях в дошкольных учреждениях – эффективное развитие двигательных качеств без жесткого лимита времени в строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств тесно связано с освоением программного материала. Поэтому на занятиях вводятся физические упражнения, близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной программы. Это способствует совершенствованию умений, входящих в учебный материал. Этот метод как интегральная форма физической подготовки приучает детей к самостоятельному мышлению при развитии двигательных качеств, вырабатывает алгоритм заранее запланированных двигательных действий, воспитывает собранность и организованность при выполнении упражнений. Литература: Е.Ю.Аронова, К.А.Хашабова. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками в детском саду и дома. – М.: Школьная пресса, 2007. Г.В. Беззубцева, А.М. Ермошина. В дружбе со спортом. – М.: ГНОМ и Д, 2003. А.С. Галанов. Игры, которые лечат. – М.: Педагогическое общество России, 2005. Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2005. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. – Академия, 2002. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. 8-е изд. – СПб.: Питер, 2006. Л.И. Пензулаева. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3-5 лет. – М.: ВЛАДОС, 2000. Л.И. Пензулаева. Физкультурные занятия с детьми. – М.: Просвещение, 1988. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений: Средняя группа. – ГНОМ и Д, 2000. Спортивные и физкультурные сооружения. – М.: Физкультура и спорт. 1983. Теория и методика физического воспитания. №№2,4,9. – М.: Физкультура и спорт. 1991. Физическое воспитание в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение. 1999. Физические занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. – М.: Просвещение. 1997. Физкультура от 3 до 17 лет. "Центр инновации в педагогике”. – М.:1996. Е.И. Янкелевич. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет. – М.: Физкультура и спорт, 1999. Цель физической культуры при проведении занятий с детьми дошкольного возраста Она заключается в необходимости создания фундамента физического здоровья, основ его кинезиологического потенциала. Специфика ее содержания связана с возрастными особенностями растущего организма и обусловленными этим известными ограничениями физических нагрузок, их интенсивности и форм реализации в тренировке. Задачами физической тренировки являются: 1. Стимулируемое развитие кинезиологического потенциала дошкольника в онтогенезе. 2. Формирование у ребенка знаний, умений и навыков в области технологий сохранения, поддержания и укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта. 3. Повышение функциональных возможностей основных систем организма для предстоящего обучения в школе. Содержание тренировочных воздействий на детский организм ¬¬– общая, специальная физическая, морально-волевая и другие виды подготовки при условии соблюдения режима дня, медицинского контроля, психолого-педагогического воздействия. Применение традиционных форм и методов физического воспитания дошкольников до сих пор не ориентировано на профилактику отклонений от нормы и не способствует активному предотвращению функциональных нарушений, хронических заболеваний и достижению полноценного физического развития и подготовленности детей. Основной формой современного процесса физкультурного воспитания дошкольников являются физкультурные занятия по типу тренировки. Основой содержания физкультурной тренировки детей дошкольного возраста являются: - традиционные средства и методики физического воспитания (комплексы общеразвивающих упражнений, их комбинации и связки; основные виды движений, их усложненные варианты; игровые задания и упражнения); - современные инновационные средства и методы физического воспитания (круговая тренировка, средства и методы ритмической гимнастики, освоение базовых элементов спортивных упражнений и др.); - компоненты технологии спортивной тренировки (этапы общей, специальной и соревновательно-игровой физической подготовки, рекреационные средства и методы). Способы проведения физкультурных занятий Для проведения физкультурных занятий в дошкольных учреждениях традиционно используются следующие способы: • фронтальный способ применяется, как правило, в подготовительной и заключительной частях урока. В ряде случаев его используют и в основной части при развитии двигательных способностей с использованием гимнастических стенок, скамеек. При этом способе применяются несложные по технике исполнения или ранее хорошо разученные упражнения, не требующие помощи и страховки; • групповой способ применяется в основной части занятия. Занимающиеся делятся на группы по полу, уровню физической подготовленности. Каждая группа занимается на определенном учебном месте, а затем меняются местами. В группе выполняется упражнение поочередно; • индивидуальный способ каждый обучаемый выполняет свое задание самостоятельно или под наблюдением педагога на отведенном ему учебном месте. Задание дается с учетом функциональных возможностей организма, развития двигательных, психических способностей и личностных свойств; • круговой способ предусматривает последовательное выполнение упражнений на 3-6 учебных местах (точках) с различной целевой направленностью в составе небольшой группы. На одном рабочем месте выполняются упражнения для развития координации движений, на другом – для развития равновесия, на третьей – гибкости, на четвертом – мышечной силы, на пятом – быстроты двигательных действий, на шестом – выносливости. В условиях дефицита площадей спортивных и совмещенных с музыкальными залов в ДОУ при наполняемости групп до 28 чел. круговой поточно-дифференцированный метод на универсальной разметке (КПДМ) является наиболее оптимальным, способствующим высокому качеству проведения занятий, эффективному усвоению заданий, всестороннему и максимальному развитию физических качеств. При подборе упражнений, выполняемых круговым поточно-дифференцированным методом, педагогу необходимо: 1. Определить перспективную цель формирования двигательных качеств, их развитие на конкретном этапе обучения. 2. Провести глубокий анализ намеченных упражнений, связав их с учебной программой, ее конкретным учебным материалом, учитывая наличие спортивного оборудования и инвентаря, имеющегося в дошкольном учреждении. 3. Строго соблюдать определенную последовательность при выполнении упражнений и переходе с одной зоны к другой. Если эту последовательность нарушить, то может оказаться, что в отдельных моментах при выполнении комплекса нагрузка окажется чрезмерной на какие-то мышцы или органы, не будет чередования нагрузки. Тренировка круговым поточно-дифференцированным методом проводится в основной части занятия, входит в учебный процесс как эффективная форма организации физической подготовки. Используя ее, можно добиться большей степени физического воздействия на занимающихся. Процесс проведения занятия круговым поточно-дифференцированным методом начинается с точного показа каждого из упражнений, в той последовательности, в какой эти упражнения будут выполняться; осуществления контроля за выполнением; исправления ошибочных действий или уточнения отдельных упражнений. Дети, в свою очередь, получив задание, осмысливают его и выполняют. Качество их выполнения педагог комментирует и уточняет. Спортивный зал или спортивная площадка делятся на зоны по числу запланированных упражнений. По команде учителя дети начинают поточно (друг за другом) выполнять упражнения, начиная с любого, в указанном порядке, не пропуская ни одного. Дети вольны в выборе количества повторений упражнений (если количество строго не определено), и темпе выполнения, в зависимости от уровня индивидуальной физической подготовленности. Дети переходят по кругу от одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места к другому в течение основной части занятия, либо по мере наступления утомляемости. Организационную основу кругового поточно-дифференцированного метода составляет циклическое проведение комплекса физических упражнений, подобранных в соответствии с определенной схемой и выполняемых в порядке последовательной смены зон, которые располагаются на площадке для занятий в форме замкнутой фигуры (круга и т. п.). В организационной структуре кругового поточно-дифференциро-ванного метода (поочередная смена зон и зависимость выполнения задания от действий других участников) заложена необходимость согласованных действий каждого ребенка, точного соблюдения установленного порядка и дисциплины. Все это предоставляет благоприятные возможности для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения. На одну и ту же группу мышц можно воздействовать двумя-тремя различными упражнениями. Таким образом, основные мышечные группы получают нагрузку, которая изменяется в каждой зоне, и в то время как одна группа мышц получает нагрузку, другая – активно отдыхает. Примерная схема подбора упражнений для проведения занятия круговым поточно-дифференцированным методом Появляется возможность добавлять на учебных местах элементы спортивных игр (волейбола, баскетбола, футбола, бадминтона, игры городки и пр.), вследствие чего занятия с использованием кругового поточно-дифференцированного метода становятся разнообразнее и интереснее, повышая эмоционально-психологическое воздействие. Этот метод является одной из организационно-методических форм применения физических упражнений; он строится так, чтобы создать предпочтительные условия для комплексного развития физических способностей занимающихся. Упражнения для выполнения подбираются, как правило, из технически относительно несложных разученных движений с постепенным их усложнением и включением новых, поддерживая и повышая интерес детей к занятиям. В методическом отношении круговой поточно-дифференцированный метод представляет процесс регламентированного упражнения с точным дозированием нагрузки и отдыха. Мера нагрузки устанавливается относительно равной для всех принимающих участие в занятиях и в то же время строго индивидуально. Поэтому физически недостаточно подготовленные дети имеют возможность добиться относительно тех же успехов (при соответствующем прилежании), что и самые сильные. Этот метод позволяет обеспечить высокую общую и моторную плотность занятия, облегчает учет, контроль и индивидуальное регулирование нагрузки, активизирует участие занимающихся в учебном процессе. Благодаря разнообразию методических приемов, почти неограниченным возможностям подбора средств тренировки и точному нормированию нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся, круговой поточно-дифференцированный метод имеет широкий спектр применения. Создание у детей интереса к занятиям, проводимых круговым поточно-дифференцированным методом, предполагает использование заранее продуманных организационно-методических приемов. Учитывая, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра, необходимо таким образом организовать занятие, чтобы оно воспринималось детьми как часть игры. Этому способствуют, прежде всего, сюжетные комплексы, в которых каждое упражнение в зоне имеет образное название, либо применяются приемы имитации и подражания, а также упражнения с предметами (мячом, обручем, скакалкой и др.). С целью реализации дифференцированного подхода к занимающимся, следует подбирать упражнения таким образом (высокое и низкое препятствие для прыжков; широкое и узкое отверстие для пролезания и т.п.), чтобы дети могли выполнять их в зависимости от состояния своего здоровья, физического развития и уровня физической подготовленности. При проведении занятий круговым поточно-дифференцированным методом с детьми дошкольного возраста рекомендуется такая последовательность действий: 1. Разместить занимающихся в том месте зала или площадки, откуда хорошо просматриваются все зоны и выполняемые на них упражнения. 2. Вызвать у детей интерес и игровую мотивацию к выполнению упражнений. Учитывая рассеянное внимание дошкольников, необходимо использовать специальные организационно-методические приемы, способствующие сосредоточению занимающихся, иначе невнимательное отношение к объяснению и просмотру упражнений приведет к отсутствию части информации и, в конечном итоге, к ошибкам. 3. Выбрать двух-трех ловких, уверенных в своих возможностях детей, которые будут одновременно с объяснениями преподавателя выполнять различные варианты упражнений в зонах с последовательным прохождением одного "круга". 4. Педагогу необходимо показывать самому только новые упражнения, а выбранные для показа дети демонстрируют остальным изученные. Упражнения, включаемые на занятии в основной части, должны быть во-первых, предварительно освоены всеми детьми; во-вторых, применяемое оборудование и инвентарь по своим размерам обычно рассчитаны на детей, а не на взрослого; в-третьих, во время показа движений детьми преподаватель может обратить внимание занимающихся на те или иные детали техники, уточнить условия выполнения упражнений, порядок перехода в последующие зоны и т.д. После объяснения заданий и прохождения выбранными для показа детьми одного "круга", руководитель напоминает, что выполнение упражнений начать можно с любого, но в доведенной последовательности, не пропуская ни одного. Руководство деятельностью детей в процессе проведения занятий круговым поточно-дифференцированным методом направлено на качественное выполнение упражнений и двигательных действий. Преподаватель находится в точке наилучшего обзора и следит за выполнением упражнений детьми, поощряет правильное выполнение, исправляет ошибки, при необходимости оказывает помощь, осуществляет контроль за нагрузкой. Регулировать нагрузку можно следующими способами: 1) изменять продолжительность, количество повторений упражнений и количество зон; 2) варьировать темп выполнения упражнений; 3) изменять расстояние для отдыха от зоны к зоне; 4) вводить дополнительные зоны с облегченной или, наоборот, более высокой нагрузкой; 5) предлагать иные способы и условия выполнения упражнений. Способами дифференцирования нагрузки являются методические приемы, направленные на ограничение либо повышения нагрузки, уменьшение высоты лазанья и количества преодолеваемых пролетов гимнастической стенки, препятствий, варьирование положения рук (в облегченных вариантах упражнения дети могут свободно балансировать руками, в усложненных вариантах руки фиксируются в заданном положении: в стороны, вверх, на пояс, за спину и т.д.), разновидности ходьбы: обычная, с носка, на носках, приставными шагами и др.; способов ползания – с опорой на стопы и ладони, с опорой на колени и предплечья; продолжительности и темпа выполнения упражнений; применение усложненных вариантов упражнений – прыжки в приседе, руки на коленях, выпрыгивание вверх из приседа, чередование напряжения мышц, участвующих в фиксации правильной осанки, с их расслаблением. Таким образом, можно сделать вывод о высокой эффективности и щадящем воздействии поточно-дифференцированного метода на организм ребенка при проведении занятий по физической культуре в дошкольных общеобразовательных учреждениях и предложить его для широкого распространения.
|
Категория: Физическая культура | Добавил: lmalyvko
|
Просмотров: 3553 | Загрузок: 558
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|