Коррекционная работа.
Устранение фонематических дислексий.
Фонематические дислексии связаны с недоразвитием основных функций фонематической системы: • Фонематического восприятия; • Фонематического анализа и синтеза слов; • Выделение звуков на слух в потоке речи и дифференциация звуков; • Определение количества звуков в слове, название их по порядку.
Упражнения по развитию фонематического восприятия и слогозвукового - буквенного анализа.
1. Выделение гласного звука среди других гласных: (у) ау, эуа, аыо, иоу и т.д. 2. Назвать и показать первый гласный звук в сочетаниях гласных: уиа, аио, эоы, оиу… 3. Повторить за логопедом сочетания гласных звуков: уиу, уиуа, аиуо… 4. Выделение гласных звуков из слов (начало слова): • Ударная позиция: Окунь, узел, аист, окна, угол, имя, ужин, эхо, отпуск. • Безударная позиция: Аптека, изюм, арбуз, улитка … Если дети уже знают буквы, то поднимать соответствующую букву. • Выделение гласного звука в любой позиции. 5. Выделение согласного звука на слух в потоке речи (начало слова, конец слова, в любой позиции). Можно поднимать соответствующую букву. (Игра «Пограничники». Выделить первые звуки, составить слово), 6. Определение места звука в слове. 7. Повторение за логопедом слоговых рядов. • Сочетание гласных (ранее); • Па-па-ап • Ло-лу-лы • Со-со-шо, шу-су-шу • СА-ша-ща • Сас-сос-сус • Пра-про-пру. 8. Упражнения для развития ритмической структуры слова: • Тататататата… • Тата – тататата … Та-тататата, та-татата …
Та-та-та То-то-то Ту-ту-ту 9. Отобрать картинки или записать только те слова, где есть нужный звук. 10. Дифференциация звуков. Расставить картинки (или записать слова) в 2 столбика (Игра «Нагрузим грузовики»). 11. Назвать картинки, выделить звук, обозначить буквой. 12. Придумать слова с заданным звуком (или найти эти слова на сюжетной картине). 13. Разложить картинки (или слова, или записать слова) в 3 столбика. 14. Разложить картинки (или слова на карточках) в 2 столбика – двусложные слова с ударением на первом слоге, с ударением на втором слоге. 15. Придумать слова • Или выбрать из множества картинок и слов, или найти на сюжетной картинке слова. • Игра «В огороде», «В лесу» и т.д. Пошли дети в огород, а там выросло много всяких овощей. Вот красный помидор … (Надо найти из множества схем ту, которая подходит к слову, помидор, а вот и горох … 16. Определить на слух, каким по счету в слове парта стоит звук (т)… 17. Ещё труднее, провести полный анализ слов, т.е. назвать на слух, сколько в слове слогов, звуков, гласных, согласных, твердых и мягких согласных, звонких и глухих. 18. Если дети знают буквы, то следующий этап анализа слов – это обозначить звуки буквами. Для этого лучше подбирать такие слова, где количество звуков не совпадает с количеством букв (соль), где звук не соответствует букве, чтобы сразу же развивать у детей орфографическую зоркость (дуб, корова). 19. Проводить игры по типу «Поля чудес». 20. Игра «Кто больше составит слов из данного слова: сверло – село, ров, вор, сев, вес…». 21. Составить слова из данных букв: т, с, о, м, и, з, а. «Что в корзине у Кирюши». 22. Игра «Кто больше придумает слов с буквами ол по середине»?
о л
23. Какие здесь могут быть слова?
о о о 24. Игра «Шифровальщик». Шифровальщик придумывает слово и зашифровывает его. Вариантами шифровки будут пропуски букв, перестановки букв в слове: жыил – лыжи, ански – санки, нолс – слон. Составляют и записывают слова. Из расшифрованных слов дети убирают лишнее. 25. Игра «Бюро находок». Зон – зонт, утг – утюг. 26. Игра «Буква заблудилась». (Чтобы дети понимали смысл читаемого). • Корова- корона • Мама с почками (бочками) пошла по дороге вдоль села. • Синеет море перед нами, летают майки (чайки) над волнами.
27. Игра «Составь слово». У детей карточки со слогами, у логопеда тоже. Логопед прочитывает свой слог, а дети у себя пишут такой слог, который вместе с названым составит слово (ко-сы, мы-ло), или соединяют написанные на доске слоги: Во ва Со сы У са Ро вок О да
28. Игра «Варим щи»
Давай сегодня, варим щи! Слова такие отыщи, Чтоб в каждом было щей немножко! Уже кастрюля на плите, Берите буквы только те, Что смотрят из лукошка.
Ы, е, и, к, я, п, л, щ, ц – щипцы, ящик, клещи.
29. Преобразование слов.
а) Изменение одной буквы: мышка-мошка-мушка…, ночка-дочка-почка-бочка…
б) наращение слов одной или несколькими буквами: - превратите слово пол в полк, рот в крот, вол в ствол. в) Перестановки букв и слов: Лыжи-жилы. Пила-липа, Нос-сон
30. Работа со слоговой таблицей А О У Ы И Н НА НО НУ НЫ НИ К КА КО КУ КЫ КИ Т ТА ТО ТУ ТЫ ТИ С СА СО СУ СЫ СИ Л ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ
А) Логопед показывает на буквы и слоги, дети читают слова. Б) Ученики сами составляют слова: «Кто больше?» ( из 3- букв, 4-х, 5-и…).
31. Логопед составляет слово из букв разрезной азбуки. Затем говорит: «Раз, два, три! Усни!» и делает перестановки букв или слогов в слове. «Раз, два…» дети читают новое слово и говорят, что изменилось. (Масло-смола). 32. Поставить буквы в названном порядке.
II. При оптической дислексии наблюдаются трудности усвоения букв, замены, смешения в процессе чтения. В основе оптических дислексий лежат трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность представлений о формах, сходных оптически, нарушения зрительного восприятия и памяти; недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений. Поэтому при устранении данного нарушения проводится работа по следующему плану: 1. формирование зрительного восприятия; 2. развитие зрительной памяти; 3. формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
Упражнения, игры.
1. Найти букву среди других букв в тексте. 2. К печатной букве поставить письменную и наоборот (можно в виде игры). 3. Определить буквы в неправильном положении (разного цвета), перевернуть, прочитать. 4. Обвести контуры букв (печатных и письменных). Заштриховать буквы. Вырезать из наждачной бумаги. 5. Добавить недостающие элементы букв. 6. Выделить буквы, наложенные друг на друга 7. Игра: «Что изменилось?» (на предметах, картинках, буквах, словах). 8. Логопед показывает на мгновенье картинки (буквы, слова). Затем называет их по порядку, или выкладывает из азбуки буквы или пишет их. (Самые трудные – графически сходные буквы). 9. Игра «Алфавит». Кто быстрее назовет все буквы алфавит? На таблице написаны все буквы вразброс. Дети должны назвать и показать их в алфавитном порядке. Победит тот, кто затратит на это меньше всего времени. Игры «Заветный мешочек». 10. Игра «Не ошибись!». Прочитать буквы и сочетания букв: а) а,и,и,а – аи-аи б) и,а,а,и – иа-иа в) и,и,а,а – аи-иа-аи г) а,а,а,и - иа-иа-аи
11. Чтение различных слоговых таблиц: - таблица в книге «Читаем сами». - прямые обратные слоги - графически сходные буквы - со стечением согласных - с наращением - на дифференциации.
12. Цветовое восприятие слога, как прием обучения чтению: кабрь - декабрь 13. Чтение слов написанных наоборот: лобтуф – футбол 14. Прочитай так, чтобы получилось слово: с ка ка л ка, тю с л а. 15. Прочитай. Сколько слов ты прочитал? Р а еб тя пошлизагрибами. 16. Прочитай. Найди и исправь ошибки. Дым на улице стоит Дом из труб его валит. 17. Чтение с разными заданиями (сначала в словах, затем в текстах): - прочитать только с буквой «а» (у,и …). - слова с одним слогом … - читать слова с ударением на первом слоге… 18. Сравнение предложений, в которых содержаться 1-2 одинаковых слова: Паша ударил рыбу – дети ударили рыбу. Дети читают первое предложение и находят у себя похожее предложение, но всё же чем-то отличающееся от первого. Читают оба предложения. 19. Чтение слов, отличающихся между собой приставками, суффиксами, окончаниями: купался – искупался. 20. Чтение предложений, где встречаются слова, различающиеся окончаниями, приставками, суффиксами: Петя посадил березу Петя посадил березку Петя посадит березы.
Читают, сравнивают.
21. Чтение слогов с постоянным наращиванием до слова: Ва-рва-рвами Ли-сли-сливы 22. Чтение с постоянным открыванием слогов. 23. На мгновенье показать слово на карточке, дети должны восстановить его из букв разрезной азбуки. (Птичка) скворец. 24. Для расширения «поля зрения» полезно читать предложения, написанные так: А) Лара Сама Мыла Раму Б) Лара сама Мыла раму. В) Лара сама мыла раму.
25. Чтение текстов, где предложения разбиты на синтагмы и записаны стихотворным набором: Гнездо у белки, Как у птицы, устроено: Из веточек, Из сучьев.
26. Еще об одном методе хочется рассказать. Многолетняя практика учителей показала высокую эффективность метода орфографического чтения. В основе его лежит артикуляционная память. Но при этом подключается ещё один вид памяти – слуховая. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся. Ученик в процессе работы над книгой сам будет узнавать различные оттенки каждого слова. Когда же надо будет воспроизвести слово графически, артикуляционная память последователь подскажет слово, даже не переводя его в звуки, и ученик запишет его правильно. При орфографическом чтении слово не должно распадаться на слоги, иначе оно потеряет цельность, индивидуальность и не останется в памяти движений артикуляционного аппарата. Дети легко осваивают 2 вида чтения: читай как пишем, читай как говорим. Обучая двум видам чтения, преследуем 2 цели: 1.Передачу мыслей и чувств орфографическим чтением; 2. Отработку звуковой графической формы орфографическим чтением.
III. Семантические дислексии проявляются в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста. Нарушения понимания прочитанного наблюдаются у детей с очень поздним развитием речи, с аграмматической речью, у которых выявляется недоразвитие как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи. Приведу несколько упражнений по развитию лексической стороны речи (понимание значения слов). 1. Расширение и активизация словаря по темам понятийного словаря (овощи, фрукты…) и обобщающих слов. При работе над этим полезны игры «Четвертый лишний» (логические упражнения). 2. Логические упражнения. Разложи картинки или слова в 2 столбика: Инструменты транспорт Цвет предметов форма предметов Имя фамилия
3. Объяснение значения слов паронимов: белка-палка, нос-нёс, банка–банька.
4. Соединить слова с их объяснением: Читатель тот, кто изобретает Строитель тот, кто читает Избиратель тот, кто строит
5. Дополни объяснения слов: Вязальщик – тот, кто …… Сварщик – тот, кто …….
6. По данному объяснению назови слово: Очень сильный - … Очень добрый - … Очень здоровый - … Очень хитрый ….. Слова для справок: здоровяк, хитрец, силач, добряк.
7. Объяснить значения родственных слов устно (или подобрать соответствующие картинки): часы, часовой, часовщик. 8. Игра «Правильно ли Незнайка объяснил образовании е слов?» Горисный – горе, Сырник – сырой, Плавка – плавать.
9. Подбор синонимов: А) Старый - … Веселый - … Прилежный - … Слова для справок: оживленный, радостный, смешной, дряхлый, ветхий, древний, старательный. Б) Игра «То же самое». Дети читают слово, а на обороте карточки записывают синоним: глаза – очи, чумазый – грязный.
10. Игра «Все наоборот». (Устно по картинкам, по карточкам слов). Например: с мячом, или дети читают слова и ставят их под соответствующими картинами (длинный - короткий). 11. Игра: «Что может быть тяжелым? Красным?»…. 12. Назови предмет по описанию (или картинку) - рыжая, хитрая, пушистая… 13. На одних карточках написаны загадки, на других отгадки в виде слов или картинок. Дети читают загадки, представляют отгадки. 14. Логическое ударение. Итак, устранение дислексий является дифференцированным. Методика устранения нарушений чтения строится с учетом проявлений его расстройств, характера нарушения, механизмов дислексий.
|