Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Логопеду


Семинар-практикум для логопедов "Дисграфические ошибки, обусловленные несформированностью фонематического анализа у младших школьников"

СКАЧАТЬ (95.0 Kb) 31.01.2013, 09:06
Сульдина Ольга Викторовна
учитель-логопед, МБОУ "Начальная общеобразовательная школа №14"
Семинар-практикум для логопедов дошкольных учреждений.
Тема: Устранение дисграфических ошибок, обусловленных несформированностью фонематического анализа у младших школьников.

Цель: Создание условий для подготовки к проектированию различных моделей занятия с использованием материала, предложенного в опыте работы.
План:
1. Теоретический аспект проблемы. Основные направления логопедической работы по развитию фонематического анализа. Использование практического материала для достижения целей по каждому направлению работы.
2. Самостоятельная работа слушателей в группах по разработке собственных моделей фрагментов занятий, исходя из предложенных тем.
3. Обсуждение разработанных слушателями моделей фрагментов занятий.
4. Совместная деятельность учителя-логопеда и слушателей.
5. Подведение итога.

Ход.
1) Ознакомление слушателей с планом проведения мероприятия.
2) Освещение теоретического аспекта проблемы, над которой работает докладчик , ее актуальности.
Начнем с того, что основной задачей начального периода школьного обучения детей является овладение письмом.
Известно, что для успешного овладения письменной речью существенное значение имеет степень сформированности фонетико-фонематической стороны речи (звукопроизношение, слуховая дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез), лексико-грамматического строя речи и достаточное развитие неречевых процессов (пространственные представления, зрительный гнозис, мнезис; анализ и синтез).
Недостаточное развитие (или несформированность) перечисленных компонентов языковой системы находит более или менее отчетливое выражение в письме, что проявляется в так называемых хронических ошибках, которые свидетельствуют о специфическом нарушении письма-дисграфии.
Напомним, что согласно современной классификации выделяют следующие виды дисграфии: артикуляторно-акустическая дисграфия; акустическая дисграфия; аграмматическая дисграфия; оптическая (оптико-моторная) дисграфия; дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Работая с детьми с задержкой психического развития отметим, что для письма этой категории учащихся характерны все типы специфических ошибок, имеющих место при том или ином виде дисграфии. Причем проявление этих ошибок происходит в большей или меньшей степени. (Демонстрация диаграммы «Соотношение специфических ошибок письма»).

Посмотрев на диаграмму можно увидеть, что лидирующее место в процентном соотношении (30%) занимают ошибки, связанные с несформированностью фонематического и слогового анализа и синтеза.
К ним относятся:
пропуски гласных (например: солн шко, зайк ),
пропуски согласных при их стечении (например: тение, тол),
добавление букв (например: весная, истребеляют),
переставление букв (например: пакет-капет, кукла-кулка),
пропуск слогов (например: муравейник-мувейник, вредителей-вредилей),
перестановка и добавление слогов (например: мухомор-хамумор).
Наличие таких ошибок свидетельствует о том, что ребенок, не имеющий отчетливого представления о звуковом составе слова, записывает его наугад, улавливая лишь те составляющие его звуки, которые ему казались наиболее «яркими». Единственный путь преодоления такого вида ошибок - это развитие у детей функции звукового анализа слов (фонематического).
Фонематический анализ может быть простым и сложным.
Простой формой фонематического анализа является выделение (узнавание) звука на фоне слова; вычленение первого и последнего звука из слова, определение места (начало, середина, конец) в слове. К сложной форме фонематического анализа относится: определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Иными словами речь идет о количественном фонематическом анализе. Напомню, что при качественном фонематическом анализе добавляются акустические характеристики каждого звука.
Прежде, чем приступить к работе по развитию функций фонематического анализа (а может быть и формированию), нужно провести диагностику, результаты которой помогут выявить уровень сформированности данной функции у каждого ученика, с целью дальнейшего планирования работы. В своей работе мы используем ряд заданий, которые позволяют определить какими формами фонематического анализа (простыми или сложными) владеет ученик. Эти сведения являются отправной точкой при планировании индивидуальных занятий и занятий в группе (по необходимости к учащемуся осуществляется индивидуальный подход).
(Слушателям предъявляются задания для исследования фонематического анализа).
Исследование состояния простых и сложных форм фонематического анализа.
1.1. Выделение звука на фоне слова.
Задания:
- Определить, есть ли звук М в словах: море, рама, радуга, дом, машина, кошка, комната, сапоги.
- Определить есть ли звук Ч в словах: чулок, горка, качели, дрова, бочка, стул, куртка, крючок.
1.2. Выделение первого звука из слова.
Задание:
- Назвать первый звук в словах: астра, иней, муха, кран, банка, обруч, дрозд.
1.3. Выделение последнего звука из слова.
Задание:
- Назвать последний звук в словах: мак, карандаш, дом, пальто, танк, огурец, кровать, радуга.
1.4. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове.
Задание:
- Определить где слышится звук Л в словах: ложка, полка, слон, стул, пенал, лампа, халат, волк.
1.5. Определение количества звуков в словах.
Задание:
- Определить сколько звуков в словах: каша, мост, радуга, шапка, крошка, палатка, диктант.
1.6. Определение места звука по отношению к другим звукам слова.
Задания (позиционный анализ):
- Определить какой по счету звук Р в словах: рыба, сыр, сарафан, трава, шорты, фартук, матрац, астра.
- Назвать соседей звука С в словах (какой звук слышится перед, после звука С в словах?): усы, лиса, маска, хвост, стол, кусты, краска, посуда.

3) Изложение докладчиком основных направлений работы по развитию функций фонематического анализа.
Работу по развитию функций фонематического анализа начинаем практически с первых занятий, когда дети знакомятся с понятиями «звук», «буква». Здесь особое внимание уделяем звуку, т.к., если букву можно создать своей рукой - написать, вырезать, вылепить, сконструировать из элементов и т.п. (т.е. включить наглядно-действенное мышление), то звук более абстрактен и не подкреплен такой сильной чувственной основой. Поэтому на этапе выделения и узнавания звука на фоне слова (простая форма фонематического анализа), ученики определяют акустическую и артикуляционную характеристики звука. Речевой материал для выделения изучаемого звука подбираем таким образом, чтобы в словах он находился в позиции, наиболее благополучной для его выделения и наблюдения. Для гласных такой позицией является начало слова под ударением, а для согласных – когда они стоят в конце (исключение составляют звонкие звуки) или в начале слова перед согласным (например: нос, скамейка). Далее с детьми отрабатывается умение выделять звук (гласный или согласный) из любого положения в слове. Здесь рекомендуем такие задания:
- поднять руку или предмет (фишка, флажок, картинка-символ, буква и т.п.) на заданный звук;
- определить заданный звук в названиях картинок, отобрать, а позднее назвать картинки, в названии которых имеется соответствующий звук;
- найти предметы на сюжетные картинки, в названии которых есть заданный звук;
- записать букву, если слышится в слове соответствующий звук (типа графического диктанта).
Картинный материал можно использовать с изображением предметов, относящихся к определенной тематической группе (овощи, фрукты, цветы, игрушки, животные, птицы и т.п.) и соответственно включать вышеизложенное в сюжетно-ролевую игру (например: «магазин», «день рождения», «зоопарк», «цирк» и т.д.). На этапе главное условие эффективной коррекционной работы – интонирование звука. После того, как дети научились безошибочно определять наличие гласного и согласного звуков вначале, в середине, в конце слова переходим к формированию следующего действия: определение в слове первого и последнего звука, определение места звука в слове. При формировании этого действия используем задания, задачами которых будут: определить на слух звук в словах (первый, последний); отобрать картинки, названия которых содержат заданный звук в начале или конце; найти букву в разрезной азбуке, соответствующую первому или последнему звуку в слове. Реализацию этих задач осуществляем через разнообразные задания, например: отгадывание загадок (работа со словом-отгадкой) и игры: «лото» (ученику необходимо закрыть картинку той буквой, которой обозначается первый или последний звук в названии предметной картинки), «логопедическое домино», «светофор» (определение места звука в слове). Сделаем акцент, что при формировании простых форм фонематического анализа, работу проводим в трех вариантах, каждый из которых усложняется по отношению к предыдущему: на слух (слово произносит логопед); после произнесения слова ребенком; на основе слухопроизносительных представлений (например: подобрать картинку по заданной инструкции).
В качестве диагностического задания, позволяющего переходить к формированию следующего действия, предлагаем учащимся такое, как: подобрать слово с заданным звуком в разных позициях. Его успешное выполнение свидетельствует об овладении учениками простыми формами фонематического анализа.
Работу по формированию функций сложного фонематического анализа первоначально ведем с опорой на вспомогательные средства (звуковые линейки, фишки, графические схемы). Далее формируем действие фонематического анализа в речевом плане (с использованием картинки и без нее). Здесь используем такие задания:
- отобрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков (или разложить под цифрами 3,4,5);
- тоже самое, но используя сюжетную картинку;
- назвать картинку, в названии которой после звука л слышится звук к (например: полка);
- подобрать к записанному на доске слову (например: сумка) слова, начинающиеся на каждый звук этого слова и записать их;
- преобразование слов (добавить звук в начале, в конце слова, изменить один звук слова по типу игры «цепочка»);
- ребусы;
- слово-загадка (м….).
Последним шагом является формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети учатся определять количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Т.е. отбор картинок осуществляется без ее названия. Задания:
- подобрать слово к определенной схеме;
- кубик (на гранях кубика определенное количество точек);
- кроссворды;
- игры: «умные часы», «пирамида» и т.п.
Таким образом, показателем сформированности функции фонематического анализа является умение анализировать звуковой состав слова по представлению без опоры на проговаривание.
Отметим, что задания и упражнения по формированию, развитию, закреплению функций фонематического анализа мы включаем в каждое занятие, начиная с первого класса и продолжая в последующих при прохождении различных тем. Сейчас с вами мы попробуем смоделировать фрагменты занятий по предложенным темам.
4) Совместная деятельность докладчика и слушателей.
а) Самостоятельная работа слушателей по разработке собственных моделей фрагментов занятий.
Слушателям предлагается сформировать группы по цветовому знаку. Для этого каждый получает фишку какого-либо цвета (красная, зеленая, синяя, желтая, голубая, фиолетовая, оранжевая). Разделившись таким образом по группам слушатели, приступают к моделированию фрагмента занятия, целью которого является развитие, формирование или закрепление функций фонематического анализа.
Темы занятий:
1. «Звук О».
2. «Звук Л» (этап: автоматизация в слогах, словах).
3. «Звук и буква С».
4. «Дифференциация звуков Ж-Ш и букв их обозначающих».
5. «Буквы О, А. Дифференциация в словах».

б) Обсуждение моделей фрагментов занятий исходя из предложенной темы.
в) Демонстрация докладчиком приемов работы на примере одного слова. Слушателям предлагается отгадать загадку, и выполнить со словом-отгадкой ряд заданий.
Загадка: Разноцветные ворота на лугу построил кто-то.
Но пройти в них нелегко – те ворота высоко!
Постарался мастер тот, взял он красок для ворот,
Не одну, не две, не три – целых семь, ты посмотри!
Как ворота эти звать? Можешь их нарисовать? (Радуга)
Слушателям предлагается сделать радугу, используя цветные фишки, которые есть у каждой группы. Чтобы не ошибиться в последовательности цветового спектра в радуге, логопедам нужно выделить первый звук в словах следующего предложения: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. И затем разместить фишки в соответствующих полосах радуги.
Задания со словом «радуга» (по формированию простых и сложных форм фонематического анализа):
- определите наличие звука С в слове;
- назовите первый и последний звук в слове, произнесите его дольше других;
- определите место звука, при произнесении которого губы вытягиваются в трубочку, определите, какой он по счету, назовите его соседей;
- определите и запишите графически количество звуков в слове, обозначьте звуки соответствующими буквами;
- подберите на каждый звук (букву) слова радуга слово, состоящее из пяти звуков;
- составьте из звуков (букв) слова радуга новые слова.
Последнее задание позволит выявить сформированность звукового синтеза, а значит сказать о владении учеником навыком фонематического анализа.
5) Итог. Дискуссия по результатам совместной деятельности.


Категория: Логопеду | Добавил: Сульдина
Просмотров: 2451 | Загрузок: 253 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Очень актуальная тема семинара. 
Недостаточное развитие  перечисленных компонентов языковой системы  проявляется в так называемых хронических ошибках, которые свидетельствуют о специфическом нарушении письма - дисграфии. И именно в дошкольном возрасте следует проводить углубленную работу формированию фонетико-фонематической стороны речи, чтобы избежать проблем в начальной школе.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог