Семинар-практикум для логопедов дошкольных учреждений. Тема: Устранение дисграфических ошибок, обусловленных несформированностью фонематического анализа у младших школьников.
Цель: Создание условий для подготовки к проектированию различных моделей занятия с использованием материала, предложенного в опыте работы. План: 1. Теоретический аспект проблемы. Основные направления логопедической работы по развитию фонематического анализа. Использование практического материала для достижения целей по каждому направлению работы. 2. Самостоятельная работа слушателей в группах по разработке собственных моделей фрагментов занятий, исходя из предложенных тем. 3. Обсуждение разработанных слушателями моделей фрагментов занятий. 4. Совместная деятельность учителя-логопеда и слушателей. 5. Подведение итога.
Ход. 1) Ознакомление слушателей с планом проведения мероприятия. 2) Освещение теоретического аспекта проблемы, над которой работает докладчик , ее актуальности. Начнем с того, что основной задачей начального периода школьного обучения детей является овладение письмом. Известно, что для успешного овладения письменной речью существенное значение имеет степень сформированности фонетико-фонематической стороны речи (звукопроизношение, слуховая дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез), лексико-грамматического строя речи и достаточное развитие неречевых процессов (пространственные представления, зрительный гнозис, мнезис; анализ и синтез). Недостаточное развитие (или несформированность) перечисленных компонентов языковой системы находит более или менее отчетливое выражение в письме, что проявляется в так называемых хронических ошибках, которые свидетельствуют о специфическом нарушении письма-дисграфии. Напомним, что согласно современной классификации выделяют следующие виды дисграфии: артикуляторно-акустическая дисграфия; акустическая дисграфия; аграмматическая дисграфия; оптическая (оптико-моторная) дисграфия; дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Работая с детьми с задержкой психического развития отметим, что для письма этой категории учащихся характерны все типы специфических ошибок, имеющих место при том или ином виде дисграфии. Причем проявление этих ошибок происходит в большей или меньшей степени. (Демонстрация диаграммы «Соотношение специфических ошибок письма»).
Посмотрев на диаграмму можно увидеть, что лидирующее место в процентном соотношении (30%) занимают ошибки, связанные с несформированностью фонематического и слогового анализа и синтеза. К ним относятся: пропуски гласных (например: солн шко, зайк ), пропуски согласных при их стечении (например: тение, тол), добавление букв (например: весная, истребеляют), переставление букв (например: пакет-капет, кукла-кулка), пропуск слогов (например: муравейник-мувейник, вредителей-вредилей), перестановка и добавление слогов (например: мухомор-хамумор). Наличие таких ошибок свидетельствует о том, что ребенок, не имеющий отчетливого представления о звуковом составе слова, записывает его наугад, улавливая лишь те составляющие его звуки, которые ему казались наиболее «яркими». Единственный путь преодоления такого вида ошибок - это развитие у детей функции звукового анализа слов (фонематического). Фонематический анализ может быть простым и сложным. Простой формой фонематического анализа является выделение (узнавание) звука на фоне слова; вычленение первого и последнего звука из слова, определение места (начало, середина, конец) в слове. К сложной форме фонематического анализа относится: определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Иными словами речь идет о количественном фонематическом анализе. Напомню, что при качественном фонематическом анализе добавляются акустические характеристики каждого звука. Прежде, чем приступить к работе по развитию функций фонематического анализа (а может быть и формированию), нужно провести диагностику, результаты которой помогут выявить уровень сформированности данной функции у каждого ученика, с целью дальнейшего планирования работы. В своей работе мы используем ряд заданий, которые позволяют определить какими формами фонематического анализа (простыми или сложными) владеет ученик. Эти сведения являются отправной точкой при планировании индивидуальных занятий и занятий в группе (по необходимости к учащемуся осуществляется индивидуальный подход). (Слушателям предъявляются задания для исследования фонематического анализа). Исследование состояния простых и сложных форм фонематического анализа. 1.1. Выделение звука на фоне слова. Задания: - Определить, есть ли звук М в словах: море, рама, радуга, дом, машина, кошка, комната, сапоги. - Определить есть ли звук Ч в словах: чулок, горка, качели, дрова, бочка, стул, куртка, крючок. 1.2. Выделение первого звука из слова. Задание: - Назвать первый звук в словах: астра, иней, муха, кран, банка, обруч, дрозд. 1.3. Выделение последнего звука из слова. Задание: - Назвать последний звук в словах: мак, карандаш, дом, пальто, танк, огурец, кровать, радуга. 1.4. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове. Задание: - Определить где слышится звук Л в словах: ложка, полка, слон, стул, пенал, лампа, халат, волк. 1.5. Определение количества звуков в словах. Задание: - Определить сколько звуков в словах: каша, мост, радуга, шапка, крошка, палатка, диктант. 1.6. Определение места звука по отношению к другим звукам слова. Задания (позиционный анализ): - Определить какой по счету звук Р в словах: рыба, сыр, сарафан, трава, шорты, фартук, матрац, астра. - Назвать соседей звука С в словах (какой звук слышится перед, после звука С в словах?): усы, лиса, маска, хвост, стол, кусты, краска, посуда.
3) Изложение докладчиком основных направлений работы по развитию функций фонематического анализа. Работу по развитию функций фонематического анализа начинаем практически с первых занятий, когда дети знакомятся с понятиями «звук», «буква». Здесь особое внимание уделяем звуку, т.к., если букву можно создать своей рукой - написать, вырезать, вылепить, сконструировать из элементов и т.п. (т.е. включить наглядно-действенное мышление), то звук более абстрактен и не подкреплен такой сильной чувственной основой. Поэтому на этапе выделения и узнавания звука на фоне слова (простая форма фонематического анализа), ученики определяют акустическую и артикуляционную характеристики звука. Речевой материал для выделения изучаемого звука подбираем таким образом, чтобы в словах он находился в позиции, наиболее благополучной для его выделения и наблюдения. Для гласных такой позицией является начало слова под ударением, а для согласных – когда они стоят в конце (исключение составляют звонкие звуки) или в начале слова перед согласным (например: нос, скамейка). Далее с детьми отрабатывается умение выделять звук (гласный или согласный) из любого положения в слове. Здесь рекомендуем такие задания: - поднять руку или предмет (фишка, флажок, картинка-символ, буква и т.п.) на заданный звук; - определить заданный звук в названиях картинок, отобрать, а позднее назвать картинки, в названии которых имеется соответствующий звук; - найти предметы на сюжетные картинки, в названии которых есть заданный звук; - записать букву, если слышится в слове соответствующий звук (типа графического диктанта). Картинный материал можно использовать с изображением предметов, относящихся к определенной тематической группе (овощи, фрукты, цветы, игрушки, животные, птицы и т.п.) и соответственно включать вышеизложенное в сюжетно-ролевую игру (например: «магазин», «день рождения», «зоопарк», «цирк» и т.д.). На этапе главное условие эффективной коррекционной работы – интонирование звука. После того, как дети научились безошибочно определять наличие гласного и согласного звуков вначале, в середине, в конце слова переходим к формированию следующего действия: определение в слове первого и последнего звука, определение места звука в слове. При формировании этого действия используем задания, задачами которых будут: определить на слух звук в словах (первый, последний); отобрать картинки, названия которых содержат заданный звук в начале или конце; найти букву в разрезной азбуке, соответствующую первому или последнему звуку в слове. Реализацию этих задач осуществляем через разнообразные задания, например: отгадывание загадок (работа со словом-отгадкой) и игры: «лото» (ученику необходимо закрыть картинку той буквой, которой обозначается первый или последний звук в названии предметной картинки), «логопедическое домино», «светофор» (определение места звука в слове). Сделаем акцент, что при формировании простых форм фонематического анализа, работу проводим в трех вариантах, каждый из которых усложняется по отношению к предыдущему: на слух (слово произносит логопед); после произнесения слова ребенком; на основе слухопроизносительных представлений (например: подобрать картинку по заданной инструкции). В качестве диагностического задания, позволяющего переходить к формированию следующего действия, предлагаем учащимся такое, как: подобрать слово с заданным звуком в разных позициях. Его успешное выполнение свидетельствует об овладении учениками простыми формами фонематического анализа. Работу по формированию функций сложного фонематического анализа первоначально ведем с опорой на вспомогательные средства (звуковые линейки, фишки, графические схемы). Далее формируем действие фонематического анализа в речевом плане (с использованием картинки и без нее). Здесь используем такие задания: - отобрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков (или разложить под цифрами 3,4,5); - тоже самое, но используя сюжетную картинку; - назвать картинку, в названии которой после звука л слышится звук к (например: полка); - подобрать к записанному на доске слову (например: сумка) слова, начинающиеся на каждый звук этого слова и записать их; - преобразование слов (добавить звук в начале, в конце слова, изменить один звук слова по типу игры «цепочка»); - ребусы; - слово-загадка (м….). Последним шагом является формирование действия фонематического анализа в умственном плане. На этом этапе дети учатся определять количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Т.е. отбор картинок осуществляется без ее названия. Задания: - подобрать слово к определенной схеме; - кубик (на гранях кубика определенное количество точек); - кроссворды; - игры: «умные часы», «пирамида» и т.п. Таким образом, показателем сформированности функции фонематического анализа является умение анализировать звуковой состав слова по представлению без опоры на проговаривание. Отметим, что задания и упражнения по формированию, развитию, закреплению функций фонематического анализа мы включаем в каждое занятие, начиная с первого класса и продолжая в последующих при прохождении различных тем. Сейчас с вами мы попробуем смоделировать фрагменты занятий по предложенным темам. 4) Совместная деятельность докладчика и слушателей. а) Самостоятельная работа слушателей по разработке собственных моделей фрагментов занятий. Слушателям предлагается сформировать группы по цветовому знаку. Для этого каждый получает фишку какого-либо цвета (красная, зеленая, синяя, желтая, голубая, фиолетовая, оранжевая). Разделившись таким образом по группам слушатели, приступают к моделированию фрагмента занятия, целью которого является развитие, формирование или закрепление функций фонематического анализа. Темы занятий: 1. «Звук О». 2. «Звук Л» (этап: автоматизация в слогах, словах). 3. «Звук и буква С». 4. «Дифференциация звуков Ж-Ш и букв их обозначающих». 5. «Буквы О, А. Дифференциация в словах».
б) Обсуждение моделей фрагментов занятий исходя из предложенной темы. в) Демонстрация докладчиком приемов работы на примере одного слова. Слушателям предлагается отгадать загадку, и выполнить со словом-отгадкой ряд заданий. Загадка: Разноцветные ворота на лугу построил кто-то. Но пройти в них нелегко – те ворота высоко! Постарался мастер тот, взял он красок для ворот, Не одну, не две, не три – целых семь, ты посмотри! Как ворота эти звать? Можешь их нарисовать? (Радуга) Слушателям предлагается сделать радугу, используя цветные фишки, которые есть у каждой группы. Чтобы не ошибиться в последовательности цветового спектра в радуге, логопедам нужно выделить первый звук в словах следующего предложения: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. И затем разместить фишки в соответствующих полосах радуги. Задания со словом «радуга» (по формированию простых и сложных форм фонематического анализа): - определите наличие звука С в слове; - назовите первый и последний звук в слове, произнесите его дольше других; - определите место звука, при произнесении которого губы вытягиваются в трубочку, определите, какой он по счету, назовите его соседей; - определите и запишите графически количество звуков в слове, обозначьте звуки соответствующими буквами; - подберите на каждый звук (букву) слова радуга слово, состоящее из пяти звуков; - составьте из звуков (букв) слова радуга новые слова. Последнее задание позволит выявить сформированность звукового синтеза, а значит сказать о владении учеником навыком фонематического анализа. 5) Итог. Дискуссия по результатам совместной деятельности.
|