Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Логопеду


Конспект занятия по произношению в смешанной старше-подготовительной группе для детей 5-6 лет по теме "Звуки К, Кь. Буква К"

СКАЧАТЬ (11.5 Kb) 09.11.2014, 20:01
Гумерова Нафиса Рафкатовна
Учитель-логопед, МБДОУ №45 "Космос"
Альметьевский муниципальный район республика Татарстан.

Конспект занятия по произношению
в смешанной старше-подготовительной группе для детей 5-6 лет
с диагнозом ФФНР.
тема: Звуки К, Кь; Буква К.
Составила: учитель-логопед МБДОУ№ 45
Гумерова Н.Р.

Альметьевск, 2014 год.
Цель:
Развитие фонематического восприятия и слуха в процессе знакомства со звуками К, К’.

Задачи:

1). Коррекционно- образовательные:

- Дать представление о звуках К,К’ (о характере артикулирования, звонкости-глухости, твёрдости- мягкости), отличать на слух от других сходных согласных звуков.
- Расширить знания детей о признаках осени.
- Формировать навыки звукового анализа и синтеза; практически упражнять в нахождении
первого и последнего звука в слове, в выделении из слов начального и конечного слога.
-Ознакомить со способом написания буквы К, с её характерными элементами, отличать её от других похожих букв.
2). Коррекционно- развивающие:

Развивать слуховое и зрительное внимание, чувство рифмы и ритма, интонационную и смысловую выразительность речи, ручную моторику и координацию речи с движениями.

3). Воспитательные задачи:

Воспитывать чуткость и бережное отношение к природе; навыки совместной учебной деятельности в группе, пытливость и познавательный интерес.

Материал: демонстрационные картинки труба и мышка (громко- тихо), предметные картинки на звуки К, К’ в разной позиции, авторский стихотворный текст, стихотворение «Дождь» из книги М.Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения» М, 1981 г., стр. 129, стихотворение о букве К из книги О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» (конспекты фронтальных занятий 2 периода обучения в старшей логогруппе) М, 2011г., стр. 20, зеркала индивидуальные по числу детей; кружки синего, зеленого, красного цвета, обозначающие звуки, полоски, обозначающие слоги, картонные вагоны синего и зелёного цвета с окошками для картинок; демонстрационные буквы К, таблица демонстрационная с образцами написания буквы К и других сходных букв, картина «Катя и котята», доска.

Примерный ход занятия:

1. Организационный момент. Дети стоят полукругом.
- В какое время года вы пришли в логопедическую группу? (осенью).
Осенью пустеют поля и леса. Эхом отдаются наши слова в пустом холодном воздухе.

2. Вводная часть.
-Сейчас мы будем слушать стихи про осень и играть в «Эхо». У меня в руке 2 сигнала: труба и мышка. Труба играет громко, а мышка шуршит тихо. Будем слушать стишок и повторять последний слог в конце строчки.
Логопед медленно читает строчки стихов, выделяя окончания последних слов. Дети по очереди повторяют их то громко, то тихо.

У берёзы мёрзнут ветки - ки!
Нет ни одного листка. ка!
Зеленеют только ёлки ки!
Да темнеют облака. ка!
Стаи уток вдалеке, ке!
Лишь следы их на песке ке!
Не услышим мы кукушку ку!
Путь её на юг – далёк! лёк!
Стынет поле от тоски: ки!
-Пришли осенние деньки! ки!

Входит Осень –
Здравствуйте, дети! Проходила я мимо и услышала про себя очень грустные стихи, а ведь я бываю не только печальная, унылая, хмурая, но еще золотая и щедрая. С богатым урожаем прихожу я в гости к людям. Пока вы занимаетесь, я подберу для вас осенние подарки. (Осень уходит).

3.Основная часть. Посадка детей.
1). Постановка цели занятия.
-Дети, в последних словах каждой строчки вы называли звуки К, К’. Эти звуки- братья.
Один из них звучит твёрдо: К, а другой – мягко: К’.
Сегодня мы поучимся их внимательно слушать, правильно произносить и различать их между собой и с другими звуками.

2). Характеристика звуков К, К’.
-Скажите звук К и внимательно посмотрите на свой язычок.
Дети произносят звук К.
-На что похож язык, когда мы говорим звук К? ( язык похож на горку).
- На что похож язык, когда говорим звук К’? (язык тоже похож на горку).
- Давайте узнаем, как выходит воздух, когда мы произносим звук К и звук К’.
Дети по очереди произносят звуки К К’, поднося к подбородку тыльную сторону ладони и отмечают, что на оба звука воздух выходит сильным толчком.
- Воздух выходит толчком потому, что ему преграждается путь. Скажите, пожалуйста, как образуется преграда?
Дети отмечают, что язык приподнимает заднюю часть спинки к нёбу и закрывает путь воздуху.
- Все звуки, которые произносятся с преградой, называются…(согласные). Значит, звуки К, К’ -…(согласные).
Проверим, звук К - звонкий или глухой? Приложите тыльную сторону ладошки к горлу и скажите звук К. Голос на звук К звенит или молчит? (молчит)
Дети отмечают, что голосок молчал, поэтому звук К- глухой.
Проверим, звук К’ – звонкий или глухой?
Дети отмечают, что голосок молчал, поэтому звук К’ – тоже глухой.
-Итак, звуки К, К’ – оба согласные, глухие звуки. Назовите только мягкий звук.
Дети: -К’
-Назовите только твёрдый звук.
Дети: - К.
3). Логопед: - Посмотрите, это буква К.
Дети разглядывают букву. Затем логопед читает стихи и в процессе прочтения демонстрирует этапы написания буквы К:
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит -
Буквой К на нас глядит.
Рассмотрите букву К повнимательней. Сейчас я покажу вам разные буквы, найдите и назовите среди них только букву К.
Даётся ряд букв: К Н И К Н П Ж К А К
Дети показывают и называют букву К.
- Буква К обозначает звук К и звук К’.
Логопед предлагает взять два звуковых сигнала с буквой К в середине и послушать разные звуки.
- Если вы услышите звук К, то поднимете синий сигнал, а если звук К’, то поднимите зеленый сигнал.
К А П К’ Т И К У К’ Э К
- А теперь послушаем звуки К К’ в словах: КОФЕ КИСТЬ МОКНУТЬ ВЕКИ КИПА ПАКЕТ КИДАТЬ БАК
4).Слоговые упражнения.
ак-ак’ - назовите слог с мягким звуком к’ (ак’)
кы-ки - назовите слог с твёрдым звуком к (кы)
ак-ак-ок - назовите слог, который произнесли два раза (ак)
ки-ке-ки - назовите слог, который произнесли два раза (ки)
Затем дети повторяют звуковые ряды вслед за логопедом.
5). Игра «Назови лишнее слово»
Логопед произносит ряд слов, а дети находят в этом ряду слово, которое не похоже на остальные слова.
- МАК БАК ТАК БОТИНОК
- СОМ КОМ ИНДЮК ДОМ
- КАТОК КОТ КИТ КОМ
Каждый раз логопед предлагает сравнить их по слогам: какое слово длиннее?
6). На столах у детей звуковые сигналы и полоски, обозначающие слог. Логопед называет отдельные звуки А, К. Дети выкладывают звуковые сигналы на полоски и называют полученный слог. Логопед предлагает вспомнить слова, которые начинаются на слог Ак. Дети называют: актер, акварель, аквариум, аккордеон.
7). Физкультминутка.

Игра « Капли». Проводится стоя.
Логопед: Дети:
Капля-раз! Дети произносят «кап» один раз.
Капля-два! Дети произносят «кап» два раза.
Капли медленно сперва.
Логопед отбивает ритм: / / / / Дети: кап-кап-кап-кап.
Стали капли поспевать, капля каплю подгонять:
Логопед отбивает ритм: / // Дети: кап; кап-кап.
Логопед отбивает ритм: // / Дети: кап-кап; кап.
Зонтик над собой раскроем. Дети разводят руки в стороны.
От дождя себя укроем. Дети смыкают руки над головой, образуя «зонтик»
Дети садятся за столы.
8). На стенде пять картинок: КАБАН ОКНО КИВИ БУКЕТ ВЕНОК
Дети называют картинки по порядку 2-3 раза, затем закрывают глаза. Логопед переставляет их, а дети восстанавливают последовательность.
Затем демонстрируются 2 вагона, синий и зелёный. Детям предлагается послушать в словах звуки К, КЬ и определить, в каком вагоне повезут эти картинки в музей.
Затем логопед предлагает поместить в первом окне вагона картинки, в названии которых звуки К и К’ слышатся в начале слова, а в последнем, 3ем окне вагона картинки, в названии которых звуки К,К’ слышатся в конце слова.

Первый и последний звук в слове дети определяют самостоятельно, а с помощью логопеда определяют звук в середине слова и расставляют картинки в первом, втором и третьем окне вагонов.
Логопед помещает на доске картину «Катя и котята»
9). Послушаем рассказ о котятах:
У Кати пять котят. Одного котёнка Катя отдаёт Коле. У Коли будет котёнок.
Коля будет любить котёнка.
Вопросы к детям :
1.Сколько котят у Кати? (ответ)
Логопед: - Сообщи об этом радостно ребятам. ( высказывание ребёнка)
2. Кому отдаёт котёнка Катя? (ответ)
Логопед: - Скажи об этом по секрету твоему соседу . ( высказывание ребёнка)

3. У кого будет котёнок? (ответ)
Логопед: - Скажи об этом с завистью. ( высказывание ребёнка)

4. Как будет Коля относиться к котёнку? (ответ)
Логопед: - Скажи об этом всем уверенно. ( высказывание ребёнка)

10).Входит Осень:
- Ну вот, ребята, как раз успела вернуться к вам к концу занятия. Поглядите на мои подарки.
Осень читает стих, показывая венок из калины, а дети угадывают последнее слово:
- Из спелой калины сплела я… (венок),
В нем каждая ягодка как… (огонек).
Какой у меня венок?
Дети:
- Калиновый.
Осень:
- А варенье из калины какое?
Дети:
- Калиновое.
Осень:
- А я вам принесла еще и пирог из калины.
Дети рассматривают пирог, отмечают что он румяный, пышный, аппетитный.
Осень:
- Этот вкусный пирог вы попробуете в обед, а мне пора уходить. Мы встретимся с вами только в следующем году, а вслед за мной придет студеная зима. Я желаю всем вам быть всегда здоровыми и счастливыми. До свидания!
Осень уходит.
4.Заключительная часть. Итог занятия
- Сегодня вы научились различать звуки К,К’ между собой и другими звуками, научились писать букву К, хорошо занимались, молодцы.


Категория: Логопеду | Добавил: Nafisa1959
Просмотров: 2603 | Загрузок: 68 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
Занятие интересное, насыщенное разными приемами работы. Четко выполнена структура занятия.  Особенно понравился прием использования мышки и трубы, возьму на заметку. Спасибо.

Фонематический слух - одно из основных условий в овладении правильным звукопроизношением. Разнообразие заданий и привлечение героев делает занятие интересным.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог