Сегодня: 19.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Логопеду


Серия конспектов непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей логопедической группы с окружающей природой

СКАЧАТЬ (67.0 Kb) 02.12.2016, 10:49
Гумерова Нафиса Рафкатовна
учитель-логопед, МБДОУ №45"Космос"
Занятие по обучению рассказыванию.
Тема: Составление творческих рассказов на тему: «Дюймовочка в стране насекомых».
Цель:
1). Расширить  представления детей о многообразии насекомых, их внешнем виде и особенностях поведения.
2). Отражать сведения о насекомых в описательных рассказах, используя воображаемые элементы развития сюжета.
3).Закреплять навыки правильной речи.
4). Воспитывать творческое воображение и желание подражать стилю Г.Х.Андерсена, автора сказки «Дюймовочка».
 
Материал: сказка Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», изображения насекомых разных экосистем (водоёма, луга, леса), компьютер.
 
Ход занятия:
1.
Вопросы:
1). Каких насекомых увидела Дюймовочка  в сказке Андерсена? (жуков, мотылька).
2). Кто ещё мог подлететь к Дюймовочке, когда она уплывала на плоту от жаб?
3). Каких насекомых она заметила бы в воде? (жук-плавунец, личинки ручейника, комара, водомерок).
Логопед:
- Подплыл к ней какой – то жук (показ жука – плавунца). – Расскажите, какой он был, что он делал в воде, что рассказал он Дюймовочке о себе, как он смог бы спасти Дюймовочку от жаб.
Показать примерный образец рассказа:
- Привет, девочка, я – жук-плавунец, я живу всегда в воде. И Дюймовочка увидела: тело жука овальное, плоское, похожее на лодочку. Жук быстро гребёт лапками как вёслами.
- Что ты делаешь в воде?- спросила Дюймовочка.
- Охочусь. Ловлю мальков, личинок других насекомых. А куда ты плывёшь?
- Я спасаюсь от жаб.
- Давай я прицеплю твой плот к себе, и он поплывёт ещё быстрее.
Логопед:
- А, может быть, Дюймовочку спасла стрекоза или бабочка? Расскажите, как это было.
Дети развивают варианты рассказов.
Логопед:
- А могло быть  по-другому: плыл плотик Дюймовочки и вдруг застрял у берега. А на берегу сидела пчела и пила воду. «Пчела, пчела, что ты здесь делаешь»,- спросила Дюймовочка. «Воду пью. Вот попью и полечу мёд собирать»,- сказала пчела.
Пчела, наверное, тоже поинтересовалась, почему девочка плывёт одна на плотике. Интересно, как пчела защитила девочку от жадных жаб?
Логопед слушает высказывания детей, затем предлагает и свой вариант развития событий:
- Я испугаю этих жаб, ведь я умею жалить,- сказала пчела и улетела.
Скоро она прилетела обратно и сказала: «Не волнуйся, жабы не будут тебя преследовать, они меня испугались».
Может быть, пчела предложила Дюймовочке полететь вместе с ней на пасеку? Что увидела Дюймовочка на пасеке?
Дети развивают предполагаемый сюжет рассказа, логопед побуждает описывать насекомых, которых увидела Дюймовочка.
 
2.
Физкультурная пауза: Дети изображают умывающуюся муху:
 
Рано – рано поутру
Всех соседей я бужу:
Жу –жу –жу!
-Кто сказал, что я – грязнулька?
Вот блестит на солнце шкурка.
Тру я лапки, тру живот
Дел моих невпроворот.
И головку я потру,
Про крылья тоже не забуду.
Всё, что вычищу я с тела,
Отправляю в ротик смело.
Затем проводится пальчиковая гимнастика: дети изображают руками бабочку, сидящую на цветке и медленно помахивающую крыльями. Затем показывают, как она быстро машет в полёте крыльями.
3.
Затем проводятся поэтические упражнения в отгадывании последнего слова или в сочинении стихотворной строчки:
 
На лугу пасутся козы,
А летают там…(стрекозы).
 
Мчится под водой пловец.
Это жук-…(плавунец).
 
От цветка к цветку летает
Ярко синий огонёк.
Кто ж его у нас не знает:
Всем известен…(мотылёк).
 
Я пасусь на лугу,
Но не ем я траву.
С тлёй справляюсь очень ловко,
Ведь я - …(божья коровка).
 
4.
 
Дети говорят, о каких насекомых они вспомнили, о каких насекомых можно было ещё рассказать, если бы Дюймовочка оказалась на опушке леса?.
Подведение итога занятия.
 
Экскурсия на лужайку. Составление рассказов из опыта «Кто живёт в траве на лужайке».
 
Цель:
1.Формировать у детей способность самостоятельно выбирать объект  и проводить целенаправленное наблюдение за ним.
2. Учить последовательно излагать в рассказе своё наблюдение и делать умозаключения.
3. Закреплять навыки фонетически и грамматически правильно оформленной речи.
4. Уяснить правила безопасного наблюдения живых объектов и упражнять детей в их соблюдении.
 
Материал: Предметные картинки с изображением насекомых, сачки для ловли бабочек, стеклянные баночки с крышками для временного  размещения незнакомых насекомых, лупы, разноцветные сигнальные флажки для каждой из команд, свисток.
 
Последовательность занятия:
 
1. Логопед с детьми рассматривает изображения наиболее часто встречающихся насекомых, где уточняются разные отряды: несколько видов бабочек, жуков, растительных клопиков, мух и.т.д. Закрепляется название  и особенности строения каждого из отрядов. У кузнечиков удлинённое туловище, крылья спрятаны под надкрыльями, задние ноги намного длиннее передних и сложены вверху пополам. На таких ногах удобно высоко и далеко подпрыгивать, спасаясь от врагов. У кузнечиков длинные тонкие усы на голове, они улавливают колебания воздуха, запахи, температуру. У стрекоз и ручейников длинное тонкое туловище, челюсти сильные: они раскусывают комаров во время полёта. Ноги у них одинаковой длины и расположены только под грудью: стрекозы ловко хватают добычу всеми своими лапками и добыча не сможет улететь. У них большие глаза, а вот усов совсем не видно и. т. д.
2. Затем проводится игра «Угадай-ка». Например, «Это насекомое живёт под камнями,  у него округлые,  мохнатые  грудь и голова, и с поперечными полосками живот, на конце живота у него острое ядовитое жало. Насекомое похоже на пчелу, так же как и пчела собирает цветочный нектар, который потом превращается в мёд, хоботок у него длиннее,  поэтому насекомое может собирать нектар с тех цветов, с которых пчела нектар не сможет достать. О его полёте мы можем догадаться, даже когда его не видим: оно летит и гудит, сигналит окружающем о том, что его трогать нельзя, как будто говоря «Я не забияка, не бойтесь меня, но и не обижайте, ведь я за себя постоять сумею» и. т. д.
3. Затем дети делятся на команды следопытов из 2х-3х человек. Уточняются правила поведения: ступать осторожно, чтобы не спугнуть насекомых, не шуметь, говорить шёпотом, не спорить, пытаться общаться между собой жестами, не подходить к другой команде, подзывать взрослых взмахом сигнального флажка.
4. Команды следопытов распределяются по лужайке. Наблюдения проводятся в течение 5 -7 минут. В ходе наблюдений логопед, воспитатель и другие сопровождающие при  необходимости предоставляют командам лупу, сачок, баночку или другие приспособления. Затем даётся команда «сбор» по свистку.
5. Дети возвращаются к месту сбора. Они рассказывают об увиденных насекомых, логопед поясняет, что отдельные незнакомые виды они принесут в группу в стеклянных баночках и распознают их с помощью интернета и справочников, а вечером выпустят их на волю.
В ходе рассказов детей логопед задаёт вопросы:
-Почему трудно взлетает пчела, что складывает она в свои ножные кармашки? и. т. д.
Рассказы детей можно перемежать со своими наблюдениями:
Логопед: - Я видела, как по стволу полз муравей. Он был рыжий, талия у него узкая, а ноги согнутые,  он полз по стволу быстро, а потом встретился с таким же, как он муравьём,  они посигналили друг другу усами как антеннами и мой знакомый муравей пошел за товарищем вниз по стволу дерева. По пути они встретили ещё одного муравья, и он тоже повернул за ними. Потом они все скрылись в траве, наверное, нашли там себе добычу.
6.После рассказов детей провести физкультминутку и предложить попить воды.
Физ. пауза  «Комары и мухи» Уточняется, что комары звенят, а мухи жужжат. По команде «Комары» начинают звенеть и летать по лужайке. Точно так же жужжа, летают «мухи».
Затем логопед читает стихотворение про муху:
 
Рано – рано поутру
Всех соседей я бужу:
Жу –жу –жу!
-Кто сказал, что я – грязнулька?
Вот блестит на солнце шкурка.
Тру я лапки, тру живот
Дел моих невпроворот.
И головку я потру,
Про крылья не забуду.
Всё, что вычищу я с тела,
Отправляю в ротик смело.
Логопед – Мухам мы не рады в комнате, на кухне, они могут испачкать нашу пищу. Но и они приносят природе свою пользу: съедают растительные и животные остатки, хорошо удобряют почву. Если бы не было мух, чем бы питались ласточки и стрижи?
Комарам мы тоже не рады, они нас кусают, не дают ночью заснуть, но если бы их совсем не стало, чем бы питались многие рыбы, ведь комариные личинки – лакомство для них.
7.Затем детям читается рассказ Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил».
8. В конце занятия логопед говорит, что мы стали следопытами.
- Следопыт любит природу, изучает её, чтобы ей помогать; жалеет и бережёт окружающих животных, птиц, рыб, насекомых, бережёт родные леса и луга, водоёмы и болота, потому что всё это называется родная земля - малая Родина, а из малой Родины каждого человека складывается одна большая для всех нас Родина.
 
Беседа по следам экскурсии к ручейку Бигаш.
 
Цель:
1. Сформировать у детей представление о ручье как единой живой общности растений и животных (экосистеме).
2. Ознакомить с растениями, животными, птицами и насекомыми, присущими этой общности (экосистеме).
3. Закрепить умение формировать свою мысль в единое цельное высказывание, используя доказательную речь с применением союзов потому что; значит; так как; чтобы было, если бы и. т. д.
4. Подвести к мысли, что любой член этого сообщества растений и животных важен  в общей жизни ручья и каждого из них.
Материал: у детей планшеты, бумага и карандаши; бинокль, лупа, цветные сигнальные флажки.
 
 Примерная последовательность наблюдения и беседы:
 
1. Пройти по набережной вдоль ручья от территории школы № 11 до улицы Гафиатуллина.
 
2. Логопед предлагает  в ходе прогулки ощутить, изменилось ли состояние воздуха на   возвышенности, вдали от ручья и во время спуска к ручью.
Дети отмечают, что воздух возле ручья стал свежее, тут пахнет сыростью, запахом воды.
3. Затем уточняется, почему ручей течёт здесь а не выше.
Дети дают ответ, что вода выбирает всегда путь в низине.
 
4.  Обратить внимание детей, что берега ручья «одеты» в каменную набережную. Представить себе, какими должны быть берега ручья за городом.
Дети говорят, что за городом у реки берега покрыты травой или песком. По берегу много трав и цветов.
5.  Логопед:
-Удобно ли было бы людям в городе, если бы берега не были покрыты бетоном?
Дети отмечают, что люди бы вытоптали траву, испачкали бы асфальт и свою обувь.
Логопед добавляет,  что берега без камня весной размывались бы и постройки вдоль берега реки разрушались бы, но каменная мостовая удерживает ручей в своём русле.
6. Логопед:
- До какой улицы мы можем проследить путь реки?
Дети отмечают, что река видна до улицы Гафиатуллина.
 
7. Показать детям план расположения данного района с указанными домами и улицей и предложить начертить путь ручейка начиная от территории, прилегающей к школе, до улицы Гафиатуллина. Затем рассмотреть планы и выбрать наиболее удачный план.
8. Логопед:
- А куда течёт ручеёк дальше или его засыпали?
Дети отмечают, что ручеёк течёт дальше по трубе под землёй.
9. Логопед:
- Наш детский сад расположен за улицей Гафиатуллина но там мы не видим никакого ручья.
Дети подводятся к выводу, что подземные трубы тянутся очень далеко, чтобы не мешать жизни города. Ручеёк  течёт под дорогами и площадками для игр.
Логопед:
- Ручеёк выходит на проверхность за территорией 20 ой школы и течёт дальше, спешит соединиться с настоящей рекой Зай. Реку Зай нельзя спрятать в подземную трубу, она слишком широка, а широкой и полноводной она стала потому, что в неё втекает в черте нашего города несколько таких маленьких ручейков. Маленькие ручейки питают реку, делают её полноводной. Наш ручеёк Бигаш и ещё десятки таких ручейков и речушек образуют бассейн реки Зай.
10. – Давайте рассмотрим наш ручеёк внимательнее. Вдоль её берегов не растут берёзы, липы и сосны. Её берега понравились влаголюбивым  деревьям. Это ивы. Посмотрите, как ива стоит почти у самой воды.  Она свесила свои длинные ветки, как будто хочет выполоскать свои длинные узкие листья в ручейке. На таких ивах вдоль ручьёв плетут свои варежки – домики синицы – ремезы. Но мы в городе эти гнёзда не увидим – ремезы боятся городского шума. Зато с удовольствием посещают ручеёк воробьи, голуби, галки, вороны, словом все те птицы, которых мы встречаем в городе, и которые не боятся людей.
Они здесь часто устраивают купальни. На берегу много разных летающих и ползающих насекомых. Посмотрите, как ловко поймал воробей на берегу ручья бабочку и полетел к гнезду кормить своё потомство. Сам воробей лакомится зернами и семенами, щиплет для себя травку, а птенцам для роста нужны червячки, гусеницы и разные насекомые. А вот важная ворона ковыряет что-то клювом в иле. Может быть, она нашла улитку, головастика, или личинку водного насекомого. Вот и пара галок подлетела к ручейку напиться. А вон, подальше от них напились воды из ручья два голубя и теперь радостно воркуют и кружатся. Обратите внимание на серенькую птичку. С кем её можно сравнить по размеру? (с воробьём). Чем отличается она от других мелких птичек?
Дети говорят, что у неё трясётся длинный хвост.
Логопед: - Это трясогузка. Помахивает хвостом  и другая птица.
Логопед показывает изображения трясогузки и мухоловки. Дети выделяют общие черты (остренький клюв, длинный хвост, которым нужно удерживать равновесие во время стремительного бега вперёд за насекомыми) и различия в окраске. Дети наблюдают, как стремительно бежит трясогузка за добычей – мелкими мошками и собирает их в клюв целую кучу.
Логопед: - Возле воды летает множество комариков и другой мошкары. Хитрая трясогузка знает об этом и часто приходит охотиться за мошкарой на набережную.
Логопед: - Кто скажет, почему мошкара роится,  то есть целой кучей летает у воды?
Выслушав предположения детей, логопед предлагает тихонечко спуститься к ручью и посмотреть, что происходит у самой кромки воды.
Понаблюдав, дети отмечают, что у кромки воды образуется пенка. Которая собирается в тину – это место хорошо прогревается солнцем и сюда как в колыбельку на мягкое пушистое «одеяло» откладывают мошки свои яйца, которые не уносятся течением, а прогреваются солнышком и из них вылупляются водные личинки, которые вырастив, превращаются на берегу вновь в мошек. Личинки питаются мелкими водорослями (показать), а сами личинки служат кормом малькам рыб и мелким рыбёшкам, а комаров да мошек ловят мелкие птички.
Затем логопед объявляет минуту тишины, а за эту тихую минутку надо заметить у ручья как можно больше интересного. Затем дети поднимаются по набережной, и логопед спрашивает их о том, что интересного видели они возле ручейка.
Дети говорят об увиденном ранее, и логопед помогает оформить мысль в стройное высказывание, сочетает ответы детей со своими наблюдениями, например:
- Я заметила, как мелкое насекомое на длинных как спицы у зонта полусогнутых ногах стояло прямо на поверхности воды и не тонуло. Это водомерка (логопед показывает большое изображение).
- На своих шести лапках водомерка  скользит по воде как по льду и не тонет. А еще быстро промелькнул в толще воды вот такой жучок – плавунец. Он хищник, тоже охотится за личинками. А кто заметил мелких рыбёшек, как они передвигались?
Дети отмечают, что мальки и мелкие рыбёшки держатся стайкой и в случае опасности предупреждают друг друга.
Логопед: - Посмотрите, что делает домашний кот возле воды?
Дети высказывают свои предположения (кот спустился к ручью, чтобы напиться; он наблюдает за рыбками, выслеживает лягушку или жабу, хочет поймать воробья или трясогузку).
Логопед: - А где он может притаиться?
Дети вспоминают название дерева ива:
-Он притаится под зарослями ивы.
Логопед: Давайте, рассмотрим, какие травы растут прямо в воде. Вот кудрявая осока, она целым пушистым гнездом сидит в воде. А это рогоз. Рогоз высокий, у него длинные листья как сабли и коричневый початок как шоколадное мороженое на палочке.
А там растёт тростник, его заросли выше роста взрослого человека. Тростник образует пушистые мягкие колоски. Когда поднимается ветер, колоски шумят под ветром.
Дети подходят к тростнику и слушают, как он шумит под ветром. Логопед срывает одну веточку и показывает детям.
-За городом в зарослях тростника, осоки и камыша гнездятся и выводят своих птенцов дикие гуси, лебеди, утки, цапли, выпь.
Логопед спрашивает, кто видел на ручейке возле Дворца Спорта плавающих уток.
- Утки сейчас выводят птенцов, а вот селезни иногда ищут корм вдоль ручья.
Пришла пора прощаться с ручейком. Нам, горожанам он даёт прохладу и свежесть, поёт для нас свою журчащую и булькающую  песенку, для растений даёт влагу, в зарослях прибрежных трав гнездятся разные птички, в ручейке живут разные животные, рыбы и лягушки. Спасибо тебе, ручей, что ты у нас есть!
В завершение экскурсии детям предлагается послушать стихи о ручейке:
 
Л. Коротаева
 
 - Серебристый ручеек
 Путь твой близок иль далек?
 - Я теку, бегу и льюсь.
 К маме речке тороплюсь.
 А она струится,
 К маме морю мчится.
 Чтоб из моря в океан
 К деду я скорей попал.
 
 
Т. Гурова
 
 -Ручеёк, куда бежишь?
 Ты так весело журчишь!
 -Тороплюсь я на поля.
 Позвонила мне земля
 И сказала: - Умираю,
 Жажда мучает меня!
 Всё, пока! Надо спешить,
 Буду землю я поить.
 Ей весной вода нужна,
 Чтоб всходили семена.
 
 
 
О. Конаева
 
 Как бежали ручейки
 С горки наперегонки,
 По скалистой лесенке,
 Напевая песенку:
 -Ты беги, беги, вода,
 Вниз по камешкам, туда,
 Где течет бурливая
 Речка говорливая.
 Пусть она нас, меньших братьев,
 Примет в теплые объятья
 Берегов своих крутых,
 Ярким солнцем залитых!
 Ручеёчек к ручейку
 Наполняем мы реку,
 Что б была водица
 Свежей у сестрицы.
 
После экскурсии предлагается детям раскрасить контур трясогузки, нарисовать заросли тростника и уток с утятами в них, закрепляются по картинкам названия трав: осока, камыш, рогоз, тростник.
 
Сказка об осенней грядке.
 
Наступила осень. Как-то раз дедушка  пришёл в огород  и не узнал его. Кругом лежала опавшая листва, не стало кудрявой зелени. Горестно кивал головой  увядший зонтик укропа. Только паучок, сидя на нём, плёл свои серебряные нити. Дедушке  показалось, что кто – то шепчется. Он прислушался. Это шептались овощи между собой.
- Я и в супе, и в жарком,
  Я и соком, и в салат.
 В ярко – красном одеянье
 Чудо – шарики горят, -  говорил  кто - то  лёжа среди бурой ботвы.
- Фи, хвастун, ещё морозов нет, а ты весь красный, а листья твои уже пожухли.
То ли дело я – до поздней осени зелёная сижу. Поглядите, какая я толстая да круглая: на мне десять шуб, десять кафтанов, десять зелёных сарафанов.
- Ах, соседка, я тоже до самых холодов буду сидеть на грядке. Погляди, моя коса ещё ярко зелёная, да и сама я в земле всё краше и слаще становлюсь, - сказала особа оранжевого цвета.
- И я, и я так же, - добавила скороговоркой её тёмно- розовая подруга, - да и в борще  мы будем вместе вариться.
- Подумаешь, они до холодов будут сидеть, - фыркнул кто – то, - хоть меня уже сейчас убирают, но я от вас не отстану ни в салате, ни в жарком, ни в супе. Хоть я и не сладок, как вы, но меня вторым хлебом называют.
 - Совершенно верно! – воскликнул кто – то в сухом стручке.  Нас с моим братом, горохом, тоже любят в супе,  в салате, в каше, а у меня к тому же музыкальное имя из двух нот.
Тут и остальные овощи загалдели, заспорили о том, кто красивей и вкусней. Только одна  самая толстая дама молча лежала на грядке и вздыхала. Ей было жаль разлуки со своими  братьями: зелёными огурцами и сладкими арбузами – ведь их уже убрали.
Дед взял грабли и сгрёб всю сухую ботву в кучу и зажёг костёр. Пламя охватило безжизненные плети, и они запели: «Ах, тепло, ах, лето вернулось», - вздыхали они и рассыпались в пепел.
- Хорошо, что я немного погрела свои бока, - вздохнула тыква и задремала. Ей снилось  жаркое лето: крупные зелёные листья защищали её оранжевый цветок от ветра и дождя, летали пчёлы и жужжали. «Ах, хорошо!» - тыкве верилось, что лето ещё вернётся.


Категория: Логопеду | Добавил: Nafisa1959 | Теги: дошкольное образование, логопедические занятия, конспект занятия
Просмотров: 1365 | Загрузок: 29 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог