Сегодня: 19.10.2017
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Логопеду


Серия конспектов непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей логопедической группы с окружающей природой

СКАЧАТЬ (67.0Kb) 02.12.2016, 10:49
Гумерова Нафиса Рафкатовна
учитель-логопед, МБДОУ №45"Космос"
Занятие по обучению рассказыванию.
Тема: Составление творческих рассказов на тему: «Дюймовочка в стране насекомых».
Цель:
1). Расширить  представления детей о многообразии насекомых, их внешнем виде и особенностях поведения.
2). Отражать сведения о насекомых в описательных рассказах, используя воображаемые элементы развития сюжета.
3).Закреплять навыки правильной речи.
4). Воспитывать творческое воображение и желание подражать стилю Г.Х.Андерсена, автора сказки «Дюймовочка».
 
Материал: сказка Г.Х.Андерсена «Дюймовочка», изображения насекомых разных экосистем (водоёма, луга, леса), компьютер.
 
Ход занятия:
1.
Вопросы:
1). Каких насекомых увидела Дюймовочка  в сказке Андерсена? (жуков, мотылька).
2). Кто ещё мог подлететь к Дюймовочке, когда она уплывала на плоту от жаб?
3). Каких насекомых она заметила бы в воде? (жук-плавунец, личинки ручейника, комара, водомерок).
Логопед:
- Подплыл к ней какой – то жук (показ жука – плавунца). – Расскажите, какой он был, что он делал в воде, что рассказал он Дюймовочке о себе, как он смог бы спасти Дюймовочку от жаб.
Показать примерный образец рассказа:
- Привет, девочка, я – жук-плавунец, я живу всегда в воде. И Дюймовочка увидела: тело жука овальное, плоское, похожее на лодочку. Жук быстро гребёт лапками как вёслами.
- Что ты делаешь в воде?- спросила Дюймовочка.
- Охочусь. Ловлю мальков, личинок других насекомых. А куда ты плывёшь?
- Я спасаюсь от жаб.
- Давай я прицеплю твой плот к себе, и он поплывёт ещё быстрее.
Логопед:
- А, может быть, Дюймовочку спасла стрекоза или бабочка? Расскажите, как это было.
Дети развивают варианты рассказов.
Логопед:
- А могло быть  по-другому: плыл плотик Дюймовочки и вдруг застрял у берега. А на берегу сидела пчела и пила воду. «Пчела, пчела, что ты здесь делаешь»,- спросила Дюймовочка. «Воду пью. Вот попью и полечу мёд собирать»,- сказала пчела.
Пчела, наверное, тоже поинтересовалась, почему девочка плывёт одна на плотике. Интересно, как пчела защитила девочку от жадных жаб?
Логопед слушает высказывания детей, затем предлагает и свой вариант развития событий:
- Я испугаю этих жаб, ведь я умею жалить,- сказала пчела и улетела.
Скоро она прилетела обратно и сказала: «Не волнуйся, жабы не будут тебя преследовать, они меня испугались».
Может быть, пчела предложила Дюймовочке полететь вместе с ней на пасеку? Что увидела Дюймовочка на пасеке?
Дети развивают предполагаемый сюжет рассказа, логопед побуждает описывать насекомых, которых увидела Дюймовочка.
 
2.
Физкультурная пауза: Дети изображают умывающуюся муху:
 
Рано – рано поутру
Всех соседей я бужу:
Жу –жу –жу!
-Кто сказал, что я – грязнулька?
Вот блестит на солнце шкурка.
Тру я лапки, тру живот
Дел моих невпроворот.
И головку я потру,
Про крылья тоже не забуду.
Всё, что вычищу я с тела,
Отправляю в ротик смело.
Затем проводится пальчиковая гимнастика: дети изображают руками бабочку, сидящую на цветке и медленно помахивающую крыльями. Затем показывают, как она быстро машет в полёте крыльями.
3.
Затем проводятся поэтические упражнения в отгадывании последнего слова или в сочинении стихотворной строчки:
 
На лугу пасутся козы,
А летают там…(стрекозы).
 
Мчится под водой пловец.
Это жук-…(плавунец).
 
От цветка к цветку летает
Ярко синий огонёк.
Кто ж его у нас не знает:
Всем известен…(мотылёк).
 
Я пасусь на лугу,
Но не ем я траву.
С тлёй справляюсь очень ловко,
Ведь я - …(божья коровка).
 
4.
 
Дети говорят, о каких насекомых они вспомнили, о каких насекомых можно было ещё рассказать, если бы Дюймовочка оказалась на опушке леса?.
Подведение итога занятия.
 
Экскурсия на лужайку. Составление рассказов из опыта «Кто живёт в траве на лужайке».
 
Цель:
1.Формировать у детей способность самостоятельно выбирать объект  и проводить целенаправленное наблюдение за ним.
2. Учить последовательно излагать в рассказе своё наблюдение и делать умозаключения.
3. Закреплять навыки фонетически и грамматически правильно оформленной речи.
4. Уяснить правила безопасного наблюдения живых объектов и упражнять детей в их соблюдении.
 
Материал: Предметные картинки с изображением насекомых, сачки для ловли бабочек, стеклянные баночки с крышками для временного  размещения незнакомых насекомых, лупы, разноцветные сигнальные флажки для каждой из команд, свисток.
 
Последовательность занятия:
 
1. Логопед с детьми рассматривает изображения наиболее часто встречающихся насекомых, где уточняются разные отряды: несколько видов бабочек, жуков, растительных клопиков, мух и.т.д. Закрепляется название  и особенности строения каждого из отрядов. У кузнечиков удлинённое туловище, крылья спрятаны под надкрыльями, задние ноги намного длиннее передних и сложены вверху пополам. На таких ногах удобно высоко и далеко подпрыгивать, спасаясь от врагов. У кузнечиков длинные тонкие усы на голове, они улавливают колебания воздуха, запахи, температуру. У стрекоз и ручейников длинное тонкое туловище, челюсти сильные: они раскусывают комаров во время полёта. Ноги у них одинаковой длины и расположены только под грудью: стрекозы ловко хватают добычу всеми своими лапками и добыча не сможет улететь. У них большие глаза, а вот усов совсем не видно и. т. д.
2. Затем проводится игра «Угадай-ка». Например, «Это насекомое живёт под камнями,  у него округлые,  мохнатые  грудь и голова, и с поперечными полосками живот, на конце живота у него острое ядовитое жало. Насекомое похоже на пчелу, так же как и пчела собирает цветочный нектар, который потом превращается в мёд, хоботок у него длиннее,  поэтому насекомое может собирать нектар с тех цветов, с которых пчела нектар не сможет достать. О его полёте мы можем догадаться, даже когда его не видим: оно летит и гудит, сигналит окружающем о том, что его трогать нельзя, как будто говоря «Я не забияка, не бойтесь меня, но и не обижайте, ведь я за себя постоять сумею» и. т. д.
3. Затем дети делятся на команды следопытов из 2х-3х человек. Уточняются правила поведения: ступать осторожно, чтобы не спугнуть насекомых, не шуметь, говорить шёпотом, не спорить, пытаться общаться между собой жестами, не подходить к другой команде, подзывать взрослых взмахом сигнального флажка.
4. Команды следопытов распределяются по лужайке. Наблюдения проводятся в течение 5 -7 минут. В ходе наблюдений логопед, воспитатель и другие сопровождающие при  необходимости предоставляют командам лупу, сачок, баночку или другие приспособления. Затем даётся команда «сбор» по свистку.
5. Дети возвращаются к месту сбора. Они рассказывают об увиденных насекомых, логопед поясняет, что отдельные незнакомые виды они принесут в группу в стеклянных баночках и распознают их с помощью интернета и справочников, а вечером выпустят их на волю.
В ходе рассказов детей логопед задаёт вопросы:
-Почему трудно взлетает пчела, что складывает она в свои ножные кармашки? и. т. д.
Рассказы детей можно перемежать со своими наблюдениями:
Логопед: - Я видела, как по стволу полз муравей. Он был рыжий, талия у него узкая, а ноги согнутые,  он полз по стволу быстро, а потом встретился с таким же, как он муравьём,  они посигналили друг другу усами как антеннами и мой знакомый муравей пошел за товарищем вниз по стволу дерева. По пути они встретили ещё одного муравья, и он тоже повернул за ними. Потом они все скрылись в траве, наверное, нашли там себе добычу.
6.После рассказов детей провести физкультминутку и предложить попить воды.
Физ. пауза  «Комары и мухи» Уточняется, что комары звенят, а мухи жужжат. По команде «Комары» начинают звенеть и летать по лужайке. Точно так же жужжа, летают «мухи».
Затем логопед читает стихотворение про муху:
 
Рано – рано поутру
Всех соседей я бужу:
Жу –жу –жу!
-Кто сказал, что я – грязнулька?
Вот блестит на солнце шкурка.
Тру я лапки, тру живот
Дел моих невпроворот.
И головку я потру,
Про крылья не забуду.
Всё, что вычищу я с тела,
Отправляю в ротик смело.
Логопед – Мухам мы не рады в комнате, на кухне, они могут испачкать нашу пищу. Но и они приносят природе свою пользу: съедают растительные и животные остатки, хорошо удобряют почву. Если бы не было мух, чем бы питались ласточки и стрижи?
Комарам мы тоже не рады, они нас кусают, не дают ночью заснуть, но если бы их совсем не стало, чем бы питались многие рыбы, ведь комариные личинки – лакомство для них.
7.Затем детям читается рассказ Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил».
8. В конце занятия логопед говорит, что мы стали следопытами.
- Следопыт любит природу, изучает её, чтобы ей помогать; жалеет и бережёт окружающих животных, птиц, рыб, насекомых, бережёт родные леса и луга, водоёмы и болота, потому что всё это называется родная земля - малая Родина, а из малой Родины каждого человека складывается одна большая для всех нас Родина.
 
Беседа по следам экскурсии к ручейку Бигаш.
 
Цель:
1. Сформировать у детей представление о ручье как единой живой общности растений и животных (экосистеме).
2. Ознакомить с растениями, животными, птицами и насекомыми, присущими этой общности (экосистеме).
3. Закрепить умение формировать свою мысль в единое цельное высказывание, используя доказательную речь с применением союзов потому что; значит; так как; чтобы было, если бы и. т. д.
4. Подвести к мысли, что любой член этого сообщества растений и животных важен  в общей жизни ручья и каждого из них.
Материал: у детей планшеты, бумага и карандаши; бинокль, лупа, цветные сигнальные флажки.
 
 Примерная последовательность наблюдения и беседы:
 
1. Пройти по набережной вдоль ручья от территории школы № 11 до улицы Гафиатуллина.
 
2. Логопед предлагает  в ходе прогулки ощутить, изменилось ли состояние воздуха на   возвышенности, вдали от ручья и во время спуска к ручью.
Дети отмечают, что воздух возле ручья стал свежее, тут пахнет сыростью, запахом воды.
3. Затем уточняется, почему ручей течёт здесь а не выше.
Дети дают ответ, что вода выбирает всегда путь в низине.
 
4.  Обратить внимание детей, что берега ручья «одеты» в каменную набережную. Представить себе, какими должны быть берега ручья за городом.
Дети говорят, что за городом у реки берега покрыты травой или песком. По берегу много трав и цветов.
5.  Логопед:
-Удобно ли было бы людям в городе, если бы берега не были покрыты бетоном?
Дети отмечают, что люди бы вытоптали траву, испачкали бы асфальт и свою обувь.
Логопед добавляет,  что берега без камня весной размывались бы и постройки вдоль берега реки разрушались бы, но каменная мостовая удерживает ручей в своём русле.
6. Логопед:
- До какой улицы мы можем проследить путь реки?
Дети отмечают, что река видна до улицы Гафиатуллина.
 
7. Показать детям план расположения данного района с указанными домами и улицей и предложить начертить путь ручейка начиная от территории, прилегающей к школе, до улицы Гафиатуллина. Затем рассмотреть планы и выбрать наиболее удачный план.
8. Логопед:
- А куда течёт ручеёк дальше или его засыпали?
Дети отмечают, что ручеёк течёт дальше по трубе под землёй.
9. Логопед:
- Наш детский сад расположен за улицей Гафиатуллина но там мы не видим никакого ручья.
Дети подводятся к выводу, что подземные трубы тянутся очень далеко, чтобы не мешать жизни города. Ручеёк  течёт под дорогами и площадками для игр.
Логопед:
- Ручеёк выходит на проверхность за территорией 20 ой школы и течёт дальше, спешит соединиться с настоящей рекой Зай. Реку Зай нельзя спрятать в подземную трубу, она слишком широка, а широкой и полноводной она стала потому, что в неё втекает в черте нашего города несколько таких маленьких ручейков. Маленькие ручейки питают реку, делают её полноводной. Наш ручеёк Бигаш и ещё десятки таких ручейков и речушек образуют бассейн реки Зай.
10. – Давайте рассмотрим наш ручеёк внимательнее. Вдоль её берегов не растут берёзы, липы и сосны. Её берега понравились влаголюбивым  деревьям. Это ивы. Посмотрите, как ива стоит почти у самой воды.  Она свесила свои длинные ветки, как будто хочет выполоскать свои длинные узкие листья в ручейке. На таких ивах вдоль ручьёв плетут свои варежки – домики синицы – ремезы. Но мы в городе эти гнёзда не увидим – ремезы боятся городского шума. Зато с удовольствием посещают ручеёк воробьи, голуби, галки, вороны, словом все те птицы, которых мы встречаем в городе, и которые не боятся людей.
Они здесь часто устраивают купальни. На берегу много разных летающих и ползающих насекомых. Посмотрите, как ловко поймал воробей на берегу ручья бабочку и полетел к гнезду кормить своё потомство. Сам воробей лакомится зернами и семенами, щиплет для себя травку, а птенцам для роста нужны червячки, гусеницы и разные насекомые. А вот важная ворона ковыряет что-то клювом в иле. Может быть, она нашла улитку, головастика, или личинку водного насекомого. Вот и пара галок подлетела к ручейку напиться. А вон, подальше от них напились воды из ручья два голубя и теперь радостно воркуют и кружатся. Обратите внимание на серенькую птичку. С кем её можно сравнить по размеру? (с воробьём). Чем отличается она от других мелких птичек?
Дети говорят, что у неё трясётся длинный хвост.
Логопед: - Это трясогузка. Помахивает хвостом  и другая птица.
Логопед показывает изображения трясогузки и мухоловки. Дети выделяют общие черты (остренький клюв, длинный хвост, которым нужно удерживать равновесие во время стремительного бега вперёд за насекомыми) и различия в окраске. Дети наблюдают, как стремительно бежит трясогузка за добычей – мелкими мошками и собирает их в клюв целую кучу.
Логопед: - Возле воды летает множество комариков и другой мошкары. Хитрая трясогузка знает об этом и часто приходит охотиться за мошкарой на набережную.
Логопед: - Кто скажет, почему мошкара роится,  то есть целой кучей летает у воды?
Выслушав предположения детей, логопед предлагает тихонечко спуститься к ручью и посмотреть, что происходит у самой кромки воды.
Понаблюдав, дети отмечают, что у кромки воды образуется пенка. Которая собирается в тину – это место хорошо прогревается солнцем и сюда как в колыбельку на мягкое пушистое «одеяло» откладывают мошки свои яйца, которые не уносятся течением, а прогреваются солнышком и из них вылупляются водные личинки, которые вырастив, превращаются на берегу вновь в мошек. Личинки питаются мелкими водорослями (показать), а сами личинки служат кормом малькам рыб и мелким рыбёшкам, а комаров да мошек ловят мелкие птички.
Затем логопед объявляет минуту тишины, а за эту тихую минутку надо заметить у ручья как можно больше интересного. Затем дети поднимаются по набережной, и логопед спрашивает их о том, что интересного видели они возле ручейка.
Дети говорят об увиденном ранее, и логопед помогает оформить мысль в стройное высказывание, сочетает ответы детей со своими наблюдениями, например:
- Я заметила, как мелкое насекомое на длинных как спицы у зонта полусогнутых ногах стояло прямо на поверхности воды и не тонуло. Это водомерка (логопед показывает большое изображение).
- На своих шести лапках водомерка  скользит по воде как по льду и не тонет. А еще быстро промелькнул в толще воды вот такой жучок – плавунец. Он хищник, тоже охотится за личинками. А кто заметил мелких рыбёшек, как они передвигались?
Дети отмечают, что мальки и мелкие рыбёшки держатся стайкой и в случае опасности предупреждают друг друга.
Логопед: - Посмотрите, что делает домашний кот возле воды?
Дети высказывают свои предположения (кот спустился к ручью, чтобы напиться; он наблюдает за рыбками, выслеживает лягушку или жабу, хочет поймать воробья или трясогузку).
Логопед: - А где он может притаиться?
Дети вспоминают название дерева ива:
-Он притаится под зарослями ивы.
Логопед: Давайте, рассмотрим, какие травы растут прямо в воде. Вот кудрявая осока, она целым пушистым гнездом сидит в воде. А это рогоз. Рогоз высокий, у него длинные листья как сабли и коричневый початок как шоколадное мороженое на палочке.
А там растёт тростник, его заросли выше роста взрослого человека. Тростник образует пушистые мягкие колоски. Когда поднимается ветер, колоски шумят под ветром.
Дети подходят к тростнику и слушают, как он шумит под ветром. Логопед срывает одну веточку и показывает детям.
-За городом в зарослях тростника, осоки и камыша гнездятся и выводят своих птенцов дикие гуси, лебеди, утки, цапли, выпь.
Логопед спрашивает, кто видел на ручейке возле Дворца Спорта плавающих уток.
- Утки сейчас выводят птенцов, а вот селезни иногда ищут корм вдоль ручья.
Пришла пора прощаться с ручейком. Нам, горожанам он даёт прохладу и свежесть, поёт для нас свою журчащую и булькающую  песенку, для растений даёт влагу, в зарослях прибрежных трав гнездятся разные птички, в ручейке живут разные животные, рыбы и лягушки. Спасибо тебе, ручей, что ты у нас есть!
В завершение экскурсии детям предлагается послушать стихи о ручейке:
 
Л. Коротаева
 
 - Серебристый ручеек
 Путь твой близок иль далек?
 - Я теку, бегу и льюсь.
 К маме речке тороплюсь.
 А она струится,
 К маме морю мчится.
 Чтоб из моря в океан
 К деду я скорей попал.
 
 
Т. Гурова
 
 -Ручеёк, куда бежишь?
 Ты так весело журчишь!
 -Тороплюсь я на поля.
 Позвонила мне земля
 И сказала: - Умираю,
 Жажда мучает меня!
 Всё, пока! Надо спешить,
 Буду землю я поить.
 Ей весной вода нужна,
 Чтоб всходили семена.
 
 
 
О. Конаева
 
 Как бежали ручейки
 С горки наперегонки,
 По скалистой лесенке,
 Напевая песенку:
 -Ты беги, беги, вода,
 Вниз по камешкам, туда,
 Где течет бурливая
 Речка говорливая.
 Пусть она нас, меньших братьев,
 Примет в теплые объятья
 Берегов своих крутых,
 Ярким солнцем залитых!
 Ручеёчек к ручейку
 Наполняем мы реку,
 Что б была водица
 Свежей у сестрицы.
 
После экскурсии предлагается детям раскрасить контур трясогузки, нарисовать заросли тростника и уток с утятами в них, закрепляются по картинкам названия трав: осока, камыш, рогоз, тростник.
 
Сказка об осенней грядке.
 
Наступила осень. Как-то раз дедушка  пришёл в огород  и не узнал его. Кругом лежала опавшая листва, не стало кудрявой зелени. Горестно кивал головой  увядший зонтик укропа. Только паучок, сидя на нём, плёл свои серебряные нити. Дедушке  показалось, что кто – то шепчется. Он прислушался. Это шептались овощи между собой.
- Я и в супе, и в жарком,
  Я и соком, и в салат.
 В ярко – красном одеянье
 Чудо – шарики горят, -  говорил  кто - то  лёжа среди бурой ботвы.
- Фи, хвастун, ещё морозов нет, а ты весь красный, а листья твои уже пожухли.
То ли дело я – до поздней осени зелёная сижу. Поглядите, какая я толстая да круглая: на мне десять шуб, десять кафтанов, десять зелёных сарафанов.
- Ах, соседка, я тоже до самых холодов буду сидеть на грядке. Погляди, моя коса ещё ярко зелёная, да и сама я в земле всё краше и слаще становлюсь, - сказала особа оранжевого цвета.
- И я, и я так же, - добавила скороговоркой её тёмно- розовая подруга, - да и в борще  мы будем вместе вариться.
- Подумаешь, они до холодов будут сидеть, - фыркнул кто – то, - хоть меня уже сейчас убирают, но я от вас не отстану ни в салате, ни в жарком, ни в супе. Хоть я и не сладок, как вы, но меня вторым хлебом называют.
 - Совершенно верно! – воскликнул кто – то в сухом стручке.  Нас с моим братом, горохом, тоже любят в супе,  в салате, в каше, а у меня к тому же музыкальное имя из двух нот.
Тут и остальные овощи загалдели, заспорили о том, кто красивей и вкусней. Только одна  самая толстая дама молча лежала на грядке и вздыхала. Ей было жаль разлуки со своими  братьями: зелёными огурцами и сладкими арбузами – ведь их уже убрали.
Дед взял грабли и сгрёб всю сухую ботву в кучу и зажёг костёр. Пламя охватило безжизненные плети, и они запели: «Ах, тепло, ах, лето вернулось», - вздыхали они и рассыпались в пепел.
- Хорошо, что я немного погрела свои бока, - вздохнула тыква и задремала. Ей снилось  жаркое лето: крупные зелёные листья защищали её оранжевый цветок от ветра и дождя, летали пчёлы и жужжали. «Ах, хорошо!» - тыкве верилось, что лето ещё вернётся.
Категория: Логопеду | Добавил: Nafisa1959 | Теги: дошкольное образование, логопедические занятия, конспект занятия
Просмотров: 345 | Загрузок: 12 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Конкурсы для детей


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2017 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал