Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Логопеду


Методическая разработка "Учим стихи по картинкам" для детей с речевыми нарушениями

СКАЧАТЬ (3.33 Mb) 14.11.2013, 22:49
Бакаева Марина Николаевна
учитель-логопед, МБДОУ №310 г.Ростова-на-Дону
   В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле и радиопередачи (4). Тем более это актуально для детей с речевыми нарушениями, которые отличаются низким уровнем внимания, сниженной вербальной памятью и продуктивностью запоминания, низкой активностью припоминания, отстают в развитии наглядно-образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь.
    Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка .
  Стихотворная речь лучше запоминается. В поэтических образах – стихах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию : в них дети познают лаконичность  и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают её ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк . (4)
   Заучивание стихов – один из испытанных приемов развития речи.  И легко запоминать стихи могут дети с хорошей памятью. В это понятие входит объем запомненной информации и быстрота запоминания. Имеется в виду точность запоминания, а также время хранения информации. Память ребёнка – дошкольника развивается постепенно. С возрастом увеличивается роль опосредованной памяти. Чем старше становится ребёнок, тем большее количество материала усваивается именно благодаря этому виду памяти . С 5 лет уже можно развивать опосредованную память, которая представляет собой особую деятельность ума, специально направленную на запоминание чего-либо, и связанную с использованием особых приемов запоминания. (2,6)
    Исследования психологов подтверждают, что для запоминания текста дошкольнику нужно 8 – 10 раз повторить стихотворение, но не на одном занятии, и раза 2 – 3 припомнить в дальнейшем. Р.Бэндлер, В.Макдональд, занимаясь нейро – лингвистическим программированием, отмечают, что воспоминания есть прямое следствие визуального образа, который мы «держим» глазами своего воспоминания (5).
    Учитывая это, продуктивным , на наш взгляд, является использование дополнительных приёмов, облегчающих запоминание предлагаемого материала, то есть проводить    заучивание дошкольниками стихов с опорой на наглядно – иллюстративный материал, с помощью зрительных опор. Интересен в этом плане опыт педагогов Н.М.Гордеевой, Н.Е.Васюковой, которые представили для детей 3-5 и 5-7 лет стихи Г.Лагздынь и песенки народов мира сериями картинок – иллюстраций.
    Поэтому, чтобы речь ребёнка с проблемами в речевом развитии к концу дошкольного детства была более содержательной, достаточно точной и выразительной, мы активно проводим работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно – иллюстративный материал.  Наше внимание привлекли  разнообразные стихи отечественных поэтов.
   За многолетний опыт работы нам удалось  накопить и систематизировать для детей старшего дошкольного возраста целую серию великолепных  стихов отечественных поэтов. Для большей эффективности мы классифицировали их  с учётом лексических тем и представили  методом иллюстраций, подобрали наглядно – иллюстративный материал, используя его в качестве зрительных опор. Накопленный материал мы  распределили по возрастным группам :
1.    старшая группа – Г.Лагздынь «Цыплёнок.», В.Бардадым «В гости дождик зачастил…», И.Михайлова «Осень длинной тонкой кистью…», Л.Сорокин «Слышит мишка косолапый…» и другие,
2.    подготовительная к школе группа – А.Барто «Я у мальчиков спросила…». Я.Аким «Апрель.», Г.Ладонщиков «Приглашение.», А.Шибаев «Капризный жучок.», С.Коган «Что бывает выше неба?» и другие.
             Полный перечень стихов по возрастным группам  представлен в приложении.
   Отбирая стихи для заучивания, мы следили, чтобы они  «воспитывали в ребёнке благородные чувства, были изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнили»(японский учёный Масару Ибука). В отобранных стихах строки понятны и нравятся детям, так как они чаще весёлые , насыщены действиями и событиями, в них живой язык, весёлые картинки, простые рифмы и позитивный настрой. (1)
  На наш взгляд, при заучивании стихов в работе с детьми-логопатами, опираясь на классическую методику заучивания стихов, наиболее эффективным является использование метода иллюстраций, позволяющего логически запоминать текст через смысловое соотнесение – один из способов логического запоминания текста.. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование опосредованной памяти.
   Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий.  (2)
   Согласно этого метода – метода иллюстраций, содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.
    Для детей старшей группы подобранные стихи изображаются 4 – 5 картинками, для детей подготовительной к школе группы – 7-8. Покажем это на примере  стихотворения Л. Сорокина «Слышит мишка косолапый…»
         Текст стиха                          картинка -зрительная опора
1.    Слышит мишка косолапый –    медвежонок
2.    Близкой бури грозный свист,– дующий ветер
3.    Он зовёт на помощь папу –       медведь
4.    Удержать последний лист… -  лист на ветке
5.    Папа шепчет : - Это осень…-   осень
       А осеннею порой
       Расстается лес с листвой.
Иллюстрированный вариант стихотворения Г.Лагздынь «Мишка» мы представляем в приложении №3.
Так через зрительные опоры – картинки - иллюстрации мы материализовываем для детей содержание стихотворения. Такой подход  помогает детям вспоминать сюжет и не перепутать в нём порядок событий , поддерживая опосредованную память : существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность.
   На этапе заучивания стихотворение представляем цельной «лентой», на которой последовательно серией картинок – зрительных образов отражено его содержание . На последующих этапах работы с целью усложнения стих-иллюстрацию можно разрезать на отдельные картинки – фрагменты, позволяющие детям самостоятельно воспроизводить эту последовательность.
   Таким образом, мы учим детей быстро и без особых усилий запоминать стихотворный текст и рассказывать его с опорой на картинки – иллюстрации, так как стихотворение заучивается целиком, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти (3).
   Наш опыт работы подтверждает, что заучивание стихов методом иллюстрации, с помощью зрительных опор  позволяет поддерживать у детей с проблемами в развитии речи интерес к авторским стихам даже при их многократном повторении. Такая работа со стихами активно развивает понимание текста детьми-логопатами, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти (2).
   Использование данного метода в работе с детьми-логопатами повышает эффективность заучивания стихов : значительно сокращается время заучивания, облегчается его процесс , увеличивается длительность запоминания стихов, то есть качество кратковременной и долговременной памяти. Вместе с тем у детей развивается ассоциативное мышление, способности к замещению. Данный метод активизирует речь детей в целом : пассивный словарь переводит в разряд активного, побуждает к самостоятельному воспроизведению стихотворения, обогащает словарный запас.
   Мы считаем, что заучивание стихотворений с дошкольниками, используя зрительные опоры в виде картинок – иллюстраций, значительно облегчает запоминание   детям, позволяет сократить энергетические и временные затраты со стороны детей и взрослых : педагогов и родителей, оказывает существенную помощь  им в ходе данной работы.
                                                   
Весь материал находится в приложенном файле


Категория: Логопеду | Добавил: bagira61
Просмотров: 3800 | Загрузок: 211 | Комментарии: 15 | Рейтинг: 5.0/6

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 15
Замечательный материал! Очень нужный и интересный! Попробую использовать ваши задумки на своих занятиях! Спасибо!!!Успехов Вам и дальнейших творческих работ!!!

Большое спасибо Вам, Яна. Буду рада, если эти задумки помогут в работе и Вам Спасибо за внимание.

Спасибо за полезный и интересный материал. Дети с большим желанием учат стихи по картинкам, а теперь и любят зарисовывать их сами.

Некоторые из них в презентациях есть у меня на сайте. Если Вам это интересно, можете посмотреть и воспользоваться. Спасибо за внимание.

+1   Спам
11 Нелли (nelly7721)   (31.12.2013 11:11) [Материал]
Прекрасный материал, особенное для логоритмических занятий!!! Ребятам в норме тяжело сочетать речь, движение, а в коррекции подавно!!! Но всё надо развивать!!!! Спасибо за идеи!!! Успехов Вам и удачи!!!

+2   Спам
Хорошая идея, Марина Николаевна. Не думали отобразить в печатном материале??? думаю, был бы успех!!! Отличная задумка, видно, что работаете с душой!!! Успехов Вам!!! biggrin

+3   Спам
8 Ирина (rosijanka)   (28.12.2013 20:09) [Материал]
Спасибо. Очень полезный и интересный материал.

+2   Спам
Мне приятно, что мое творчество нравится людям. Благодарю за внимание.

+3   Спам
СПАСИБО ЗА ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ.

+2   Спам
Мне очень приятно, что Вам тоже нравится подобный подход к заучиванию стихов. Благодарю Вас за внимание. Успехов Вам.

+2   Спам
Очень интересно!!! Даже младшие школьники любят разучивать стихи с опорой на картинки!!! очень ценный материал, тем более в современном мире с большим количеством деток отстающих в обучении. Спасибо,Марина Николаевна!!!

+2   Спам
Вы правы, Ирина Юрьевна, подобные картинки являются хорошим подспорьем для детей с трудностями в обучении не только при заучивании стихов. Все зависит от педагога и его желания сделать для детей процесс обучения интересным и увлекательным.Удачи Вам в работе.

+3   Спам
2 Полина (Polinka)   (08.12.2013 19:35) [Материал]
Спасибо большое!!!Прекрасный материал, очень интересен в работе деткам с ЗПР!!! На занятии был восторг и аншлаг!!! У вас очень много интересного и полезного материала!!! biggrin

+2   Спам
Конечно, подходит для детей с ЗПР, только стихи выбирайте сами в зависимости от уровня детей, а не по предложенной схеме.Творческих Вам успехов.

+3   Спам
Алла Анатольевна, про стихи и движения знаю, но как-то не было идей того, как показать это в авторских стихах, например "Посидим в тишине". Это предлагает Алябьева, но у нее ведь свои стихи. Тем более, что наши музработники (по своим методикам) так поют песни, со стороны это выглядит ужасно, настолько часто меняются движения.
В ближайшие дни я выложу другие стихи в презентациях. Спасибо за внимание.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог