Казакова Ольга Валерьевна учитель-логопед МБ ДОУ №8 г.Снежногорск Мурманская область
Занятие для детей подготовительной группы по формированию лексико – грамматических категорий.
Тема: «Посуда».
Цели: 1. Обогащать предметный, глагольный, словарь признаков по теме «Посуда». Работа с многозначными словами. 2. Формировать навык образования относительных прилагательных от имен существительных. 3. Формировать навык правильного употребления предлогов в речи. 4. Формировать умение подбирать слова – антонимы. 5. Закреплять умения строить сложноподчиненные предложения. 6. Формировать умение аргументировать собственное суждение. 7. Развивать общую моторику, координацию движений с речью. 8. Развивать творческое воображение. 9. Формировать умение классифицировать предметы посуды. 10. Воспитывать умение внимательно слушать инструкцию, ответы друг друга. Оборудование: предметные картинки по теме «Посуда», пластмассовые стаканы и чайные ложки по количеству детей,
Ход занятия: 1. Организационный момент. Жил – был царь Самовар. В его царстве много посуды. Сядет тот, кто назовет предмет посуды.
2. Основная часть. 2.1. Образование относительных прилагательных Вся посуда в царстве изготовлена из разных материалов. - Стакан из стекла, значит, он какой? – Стеклянный. - Ложка из дерева - Ваза из хрусталя - Блюдце из фарфора - Тарелка из пластмассы - Нож из металла
2.2. Подбор слов- антонимов. Посуда в царстве была разная. Давайте поиграем в игру «Наоборот». Была посуда большая, была и какая? Маленькая. Легкая и … тяжелая Высокая и…низкая Новая и … старая Хрупкая и … прочная Темная и …светлая Чистая и …грязная
2.3. Предложно- падежные категории - Посуда в царстве, как и дети в детском саду, любит играть. Давайте поиграем с ложкой и стаканом. Дети выполняют инструкции педагога и оречевляют их. - Положите ложку в стакан. Куда положили ложку? - Достаньте ложку из стакана. Откуда достали ложку? - Положите ложку за стакан. Куда положили ложку? - Достаньте ложку из – за стакана. Откуда достали ложку? - Положите ложку на стакан. Куда положили ложку? - Снимите ложку со стакана. Откуда сняли ложку? - Подержите ложку над стаканом. Где держите ложку? - Положите ложку около стакана. Где лежит ложка?
2.4. Составление сложно – подчиненных предложений. Расхвасталась посуда в царстве Самовара. Каждая говорит, для чего она нужна. (Логопед выставляет предметную картинку, а ребенок называет, зачем нужен данный предмет посуды.). Для чего нужна сковорода? Кастрюля? Нож? Терка? Сито?
2.5. Динамическая пауза Еще в царстве Самовара жил чайник по имени Ворчун. (Логопед выставляет картинку.) - Давайте вместе изобразим Ворчуна. Я – чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, Я вам напоказ выставляю живот. (Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе; животик надут.) Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Топают.) -Эй, люди, я с вами попить чай хочу! (Делают призывные движения правой рукой.)
2.6. Многозначные слова. Части – целое. - Из каких частей состоит чайник? - У кого или у чего тоже есть ручка, стенки, дно, носик, крышка?
2.7. Развитее творческого воображения. Однажды в царство Самовара приехали гости из – за границы. Приехала шоколадная вилка. Стала она хвастаться: «Хорошо быть шоколадной вилкой!» -Скажите, почему шоколадной вилкой быть хорошо? Но, чайник Ворчун изо всех сил кричал: «Безобразие, очень плохо быть шоколадной вилкой!» - Скажите, почему шоколадной вилкой быть плохо?
2.8. Обогащение глагольного словаря. Стал царь Самовар рассказывать, как в его царстве за посудой ухаживают. Что рассказал царь гостям?
2.9. Классификация видов посуды. В честь заграничных гостей Самовар устроил бал. Вся посуда пришла во дворец. В кухне собралась вся кухонная посуда. В столовой - столовая посуда. В чайном зале - чайная посуда. Скажите, какая посуда собралась в кухне? В столовой? В чайном зале?
3. Итог занятия Вот так и жила посуда в царстве Самовара. Живет и сейчас. Тут и сказочки конец, а кто слушал молодец. Оценка деятельности детей.
|