Цель: Закреплять счёт в пределах 10, представления о числовом ряде; о предыдущем и последующем числах; закреплять представления о геометрических фигурах; о пространственных отношениях; закреплять временные представления: последовательность частей суток, дней недели.
Закреплять умение ориентироваться в окружающем пространстве.
Оборудование: шкатулка с сюрпризами для детей, карандаши (цветные и простые), ластики, CD с записью музыки, магнитофон, колокол, штурвал, бинокль, якорь, бескозырка, подзорная труба, муляжи продуктов, хлеба, фруктов и овощей, бутылка воды, подносы для детей с раздаточным материалом для работы (7 квадратов и 6 кругов) и по две полоски из бумаги: красного и зелёного цветов - 21 см., картинки для работы всей группой (корабль, цветы, домики), для индивидуальной работы (листы в клетку).
Ход занятия:
В. - Здравствуйте, ребята! К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Садитесь. Фея Математики приглашает нас в гости на остров в свой замок, утром в среду 4 мая.
Чтобы мы смогли прибыть к Фее вовремя, нам нужно ответить на несколько вопросов. Вот некоторые из этих вопросов:
- Когда мы приходим в детский сад? (Утром)
- А что наступает вслед за утром? (День)
- А за днём? (Вечер)
- А как можно назвать одним словом УТРО-ДЕНЬ-ВЕЧЕР-
-НОЧЬ? (Сутки)
- Какое сегодня число? (4 мая)
- А какой сегодня день недели? (Среда)
- Какой день недели был вчера? (Вторник)
- Какой день недели будет завтра? (Четверг)
- Сколько дней в неделе? ( 7 )
- Назовите их.
- Первый день?
- Второй ? Третий? Четвёртый? Пятый? Шестой? Седьмой?
В. - Итак, сегодня среда, 4 мая. Мы ответили на все вопросы и можем отправляться в плавание в гости к Фее.
Разминка:
- А что нам нужно взять в дорогу? (На столе разложены необходимые предметы и продукты).
- Бинокль, штурвал, бескозырку (головной убор моряков), подзорную трубу, якорь, карту и какие-нибудь продукты.
Возьмём фрукты (связка бананов); овощи: (капуста); воду (1 бутылка), хлеб и пирожные в коробке. (10 шт.)
- Давайте посчитаем, сколько всего предметов мы берём? (Прямой счёт хором от 1 до 10).
- А сейчас посчитаем обратно от 10 до 1. (Тоже хором)
- Теперь посмотрим, что и на каком месте у нас находится на столе.
- Якорь. На каком месте он находится? (На 5-ом).
- Что мы видим слева от штурвала? (Бинокль)
- Какой предмет находится между штурвалом и подзорной трубой? (Бескозырка)
- Что расположено справа от якоря? ( Бананы)
- А хлеб находится на каком месте? ( На девятом)
В. - Ну вот теперь мы к отплытию готовы.( Звучит музыка) Поднять якорь! (Воспитатель поднимает с пола якорь).
В. - Наш девиз - один за всех и все за одного! Повторите за мной хором: один за всех и все за одного! Наш корабль подходит к острову под названием «Фигурёныш». У жителей этого острова большинство предметов имеет форму геометрических фигур. Больше всего на свете они любят целыми днями их считать.
Фея Математики подарила жителям острова корабль .(На доске цветная картинка с аппликацией корабля). И, как мы видим, корабль тоже состоит из геометрических фигур. Наше задание: мы должны правильно назвать эти фигуры.
- Из каких геометрических фигур состоит корабль?
(КВАДРАТ - 1, ПРЯМОУГОЛЬНИКИ - 2, ТРЕУГОЛЬНИКИ- 3, КРУГИ - 3; на небе облака - ОВАЛЫ, 2)
- Сколько треугольников на корабле, сосчитайте? ( 3 )
(У доски работает один ребёнок.)
В. - Найди, пожалуйста, число 3 и прикрепи его к доске.
Почему такая геометрическая фигура называется треугольником? ( 3 угла и три стороны)
- Как называется каждый из трёх треугольников?
(Прямоугольный - есть прямой угол).
- А какие ещё бывают углы? (Острые и тупые)
- Сколько углов у геометрических фигур: красного цвета зелёного цвета, оранжевого цвета? (4 угла)
- А как называется такая геометрическая фигура? (Четырёхугольник)
- Как называются четырёхугольники на картинке корабля? (КВАДРАТ и ПРЯМОУГОЛЬНИКИ КРАСНОГО и ЖЁЛТОГО ЦВЕТОВ - 2)
- А в чём отличие круга и овала от остальных геометрических фигур на рисунке? (У круга и овала нет углов).
В. - С работой мы справились, и снова отправляемся в путь.
(Звучит музыка)
В. - А в пути мы с вами выполним другое задание (выставить карточку с числом, то есть, сколько всего предметов?)
В. - У вас на столах лежат полоски бумаги, а геометрические фигуры на подносах.
В. - Положите на красную полоску 7 квадратов, а на зелёную - 6 кругов. (Ребёнок у доски выполняет задание)
- Каких фигур больше? ( Квадратов)
- Каких меньше? (Кругов)
- Какая цифра и на сколько меньше? ( 6 меньше 7 на один)
- Какая цифра и на сколько больше? ( 7 больше 6 на один)
- Как сделать, чтобы квадратов и кругов стало поровну?
ДВА ВАРИАНТА:
- Или убрать один квадрат;
- Или прибавить один круг.
В. - И вот мы уже у берега следующего острова - острова Цифрёнок. Жители этого острова построили себе новые домики, а пронумеровать их забыли. Мы можем помочь жителям этого острова написать номера домиков. (Ребёнок у доски)
Дети называют номера домиков по порядку и ребёнок прикрепляет нужные цифры на магнитах к домикам на доске.
В.- Молодцы! А сейчас физкультурная минутка. Выходим на ковёр!
- Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать.
Шесть - тихонечко присесть,
Семь - за стол скорее сесть.
В. - И снова в путь! ( Звучит музыка).
Приближаемся к острову под названием «Цветочная клумба».
Почему он так называется ? Потому что остров имеет правильную круглую форму. Жители этого острова обожают цветы. Им нужна помощь и Фея просит нас научить их (жителей) высаживать цветы в определённом порядке: начинать с самого высокого цветка и заканчивать самым низким цветком, нумеруя эти цветы цифрами последовательно в процессе посадки.
В. - Прекрасно. Мы помогли жителям выполнить задание Феи, все мы очень рады и двигаемся дальше. (Звучит музыка)
А вот и остров Феи Математики. Причаливаем и высаживаемся на остров. Чтобы попасть в замок Феи, нам потребуется выполнить ещё одно задание. У вас на столе лежат листы бумаги в клетку и простые карандаши. Каждый берёт лист и карандаш в руку и далее вы действуете по моей команде.
Первое: найдите на ваших листах выделенную точку. Второе: ставим карандаш на эту точку и далее выполняем графический диктант. Это значит, что я вам буду подсказывать, как двигать карандаш по клеточкам дальше оставляя штрих (чер-ту) на листе. При правильной работе у каждого из вас получится красавец - парусный корабль.
В. - Ребята, какие вы молодцы! Вы выполнили и это задание.
Фея Математики была бы счастлива видеть вас в своём замке и лично всех нас принять. Но внезапно ей пришлось срочно вылететь по своим делам. Улетая она оставила для нас в подарок эту красивую шкатулку. А в ней письмо и сюрпризы для каждого из нас. Грустно, что мы не повидались с Феей и покидаем этот остров, но я уверена, что мы ещё вернёмся сюда.
До новых встреч, Остров Математики!
|