Федорченко Зинаида
Александровна, воспитатель 1 кв. категории МАДОУ «Мальвина», г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий А. О. Проект для детей старшей группы «Все измерить мы хотим» Дошкольник постоянно практикуется в измерении предметов в разнообразных
видах деятельности: в лепке, в
конструировании, в изготовлении игрушек во время ручного труда и т. п., но этот опыт изменения размеров не подводит к
пониманию данного свойства. Необходима организация упражнений, в процессе
которых деятельность, направленная на изменение величины, будет связана с
установлением соответствующих количественных отношений. Тип проекта: практико-ориентированный. Продолжительность проекта: два месяца (октябрь, ноябрь) Введение. Ознакомление с величиной является одной из задач
сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. Отражение
величины как пространственного признака предмета связано с восприятием –
важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание, обследование
объекта, раскрытие его особенностей. В этом участвуют различные анализаторы:
зрительный и осязательно-двигательный, который играет ведущую роль в их
взаимной работе, обеспечивая адекватное восприятие размера. Восприятие
величины, как и других свойств предметов, происходит путем установления сложных систем
внутрианализаторных и межанализаторных связей. Ребенок учится
смотреть и видеть, механизм восприятия величины у него складывается
постепенно. Для образования самых элементарных знаний о величине необходимы
конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира. Такой
чувственный опыт восприятия и оценки размера начинает возникать в результате
впечатлений от различных игрушек и предметов, с которыми действует ребенок.
Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении
способствует развитию с возрастом константности восприятия. Познание
величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой –
опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта
практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс
восприятия слов, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза,
обобщения. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей
соответствующее название необходимо не только для познания каждого предмета в
отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает
существенное влияние на появление у детей полных знаний об окружающей
действительности. Формирование у
дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения
в последующем величиной как математическим понятием. Этой же цели служит и
усвоение элементарных способов измерительной деятельности, влияние которой на
общее умственное и математическое развитие ребенка-дошкольника многосторонне. Актуальность проекта. В повседневной
жизни детского сада и в домашних условиях возникают самые разнообразные по
характеру ситуации, требующие элементарных навыков измерительной деятельности.
Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает эта
деятельность. Научившись правильно измерять, дети смогут использовать эти
умения в процессе ручного и хозяйственного труда, в изобразительной
деятельности, в конструировании, на физкультуре, в быту. Целенаправленное
формирование элементов измерительной деятельности в дошкольном возрасте
закладывает основы навыков и умений, необходимых для будущей трудовой жизни. Обучение
измерению ведет к возникновению более полных представлений об окружающей действительности,
влияет на совершенствование познавательной деятельности, способствует развитию
органов чувств. Дети начинают лучше дифференцировать длину, ширину, высоту,
объем, т.е. пространственные признаки предметов. Проблема: Неадекватное восприятие
величины предметов детьми. Неумение детей выделить величину как свойство предмета и дать
ей соответствующее название. А это необходимо не только для познания каждого
предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Цель проекта: Формирование у детей представлений о величине и создании
чувственной основы для овладения в последующем величиной как математическим
понятием. Задачи проекта: Помочь усвоению детьми элементарных способов
измерительной деятельности, развивать у них интерес к измерительной
деятельности, к математике, упражнять в
умении точнее дифференцировать длину, ширину, высоту, т.е.
пространственные признаки предметов, отражая их в своей речи. Совершенствовать глазомер, как основу многих
практических навыков и умений,
расширять представления об окружающей действительности, совершенствовать познавательную сферу,
развивать наглядно-образное и логическое мышление, способствовать развитию
органов чувств. Заложить основы навыков и умений, необходимых для будущей
трудовой жизни. Участники проекта: дети
старшего дошкольного возраста, педагоги. Продукт проекта. Заключительный математический
досуг «У нас в гостях Фея Величины» Предполагаемый результат В результате реализации проекта у
детей сформируется умение действовать по представлению, трансформировать в уме
образы, умение применять опосредованный
способ сравнения. Также дети освоят элементарные навыки измерительной
деятельности, которые смогут
использовать в разных видах деятельности и в повседневной жизни (быту). Полный текст материала находится в приложенном файле
|