Задачи: Образовательные *обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий; *обогащать словарь детей прилагательными. Развивающие *развивать коммуникативные способности; *развивать логическое мышление, память, творческое воображение. Воспитательные *воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих хлеб; *воспитывать бережное отношение к хлебу; *вызвать интерес к коллективному труду.
Предварительная работа: Отгадывание загадок, объяснение и заучивание поговорок о хлебе; чтение рассказов М. Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб»; сравнение колосков ржи и пшеницы; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.
Материалы: Мольберт, картины из серии «Выращивание хлеба», хлебобулочные изделия, дощечки для лепки печенья, фартуки, формочки, тесто, противень.
Ход занятия
Дети заходят под музыку в группу. Садятся на стульчики полукругом. Вос-ль: Ребята, отгадайте пожалуйста загадку: «Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый. Он и черный он и белый, А бывает подгорелый. Без него плохой обед, Вкусней его на свете нет». Дети: Хлеб! -Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.)
Вос-ль: Мы уже много говорили о хлебе. Знаем из чего делают хлеб, как его выращивают, в каком магазине можно купить хлеб. Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный. Сегодня я вам предлагаю еще раз вспомнить о хлебе и поиграть. Ребята, недавно мы с вами прочитали рассказ М. Глинской «Хлеб», я вам предлагаю вспомнить о чем этот рассказ. -Почему М. Глинская назвала свой рассказ «Хлеб»? (Потому что речь в нем идет о хлебе.) -Какой хлеб дала мама Грише? (Вкусный, душистый с блестящей корочкой.) -Как поступил Гриша, когда его позвали играть? (Бросил хлеб на землю.) -Почему он так поступил? (Он наелся и не знал, что делать с хлебом.) -Правильно поступил Гриша? (Нет.) -Почему неправильно? (Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, все деревни.) -Как Гриша исправил свою ошибку? (Он отдал хлеб жеребенку.) -А как вы поступили бы на месте Гриши? (Ответы детей: я бы быстро хлеб доел; я бы поделился с ребятами; я бы положила его на стол и т. д.) -Ребята, как нужно обращаться с хлебом? (Бережно! Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба сколько можно съесть.) -Молодцы!
Воспитатель берет в руки мяч. Детям предлагает встать в круг. Вос-ль: Сейчас я предлагаю вам со мной поиграть. Я буду вам кидать мяч и задавать вопрос, а вы должны ответив на мой вопрос вернуть мне мяч. И так: -Назови хлеб ласково (Хлебушек.) -Как называются крошки хлеба? (Хлебные.) -Квас из хлеба как называется? (Хлебный.) -Название прибора для резки хлеба (Хлеборезка.) -Посуда для хлеба (Хлебница.) -Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.) -Кто печет хлеб? (Хлебопек.) -Как называется завод, где пекут хлеб? (Хлебозавод.) -Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия.) -Молодцы!
Вос-ль: Сейчас я приглашаю вас в путешествие, где мы вспомним как хлеб попадает к нам на стол. Дети подходят к столу, где лежат картинки на тему «Выращивание хлеба». Воспитатель предлагает рассмотреть их и на мольберте выложить, соблюдая последовательность выращивания хлеба прежде чем попасть к нам на стол. Дети выкладывают. Вос-ль: Давайте посмотрим, что у нас получилось? -Трактор пашет землю. Зачем? (Чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зернам было уютно.) -Скажите пожалуйста, как называется эта машина? И что она делает? (Эта машина называется сеялка она сеет зерно в землю.) -Что нужно для того что бы зерна проросли? (Солнце, вода, тепло) -Вы поставили картинку, где самолет что-то распыляет. Скажите что это значит. (Самолет распыляет удобрения по полю. Для того, чтобы всходы были здоровые.) -Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что? (В колосья.)
Воспитатель предлагает детям изобразить колоски в поле. Релаксация «Колоски» Вос-ль: Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосьями (медленно поднимайте руки). Колосья тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле росли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу). Воспитатель обращает внимание детей на следующую картинку. -Скажите пожалуйста, что происходит на этой картинке? (Комбайн убирает пшеницу.) -А кто управляет комбайном? (Комбайнер.) -Что же происходит дальше с зерном? (Его увозят на элеватор, там его сушат и везут на мельницу). -А зачем? (На мельнице зерно перемалывают в муку.) -А потом что происходит? (Муку везут на хлебозавод. Там из нее делают хлебобулочные изделия. И отвозят их в магазин.) -Молодцы! А сейчас я вас приглашаю в магазин.
Воспитатель с детьми подходит к столу где расположены хлебобулочные изделия. Вос-ль: Дети, скажите пожалуйста, как называется магазин где продаются хлебобулочные изделия? Дети: Булочная! -Скажите пожалуйста какие изделия есть в нашей булочной? (Баранки, вафли, пряники, печенье, кекс, булочка, хлеб пшеничный, хлеб ржаной, пирожное).
Вос-ль: Вы много знаете о хлебе, а сейчас я предлагаю самим сделать печенье и отдать его на кухню для выпечки. Что нам нужно для того чтобы замесить тесто? Дети: Мука, сахар, соль, сода, яйцо, сметана. Воспитатель достает заранее подготовленное тесто. Детей просит пройти помыть руки, одеть фартуки, взять дощечки, формочки, кусочки теста. Дети делают печенье. Готовые изделия выкладывают на противень. -Посмотрите, ребята, какое красивое у нас получилось печенье. Сейчас мы отнесем его на кухню, повар поставит его в духовку для выпечки. А как оно будет готово мы попьем чай. Вы, молодцы спасибо!
Список литературы 1. Воспитание дошкольника в труде/ В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В.Загик и др.; Сост. Р.С. Буре; под. Ред. В.Г. Нечаевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 207с. 2. Групповая традиция в детском саду: планирование, познавательные занятия, праздничные вечера для детей 4-7 лет / авт.-сост. С.В. Шапошникова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 158с. 3. Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160 с. 4.Э. Емельянова: Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома
|