Конспект занятия по знакомству с окружающим миром на тему: «Водный транспорт» в подготовительной группе.
Программное содержание: Расширять представления детей о видах транспорта. Закреплять знания об истории развития водного транспорта и его видах. Знакомить с профессиями людей, которые трудятся на водном транспорте. Воспитывать интерес к изучению окружающего мира.
Материалы. Схемы видов транспорта; рисунки детей «Водный транспорт»; иллюстрации истории создания водного транспорта; журнал «Солнечный Зайчик»; фото парохода «Н.В.Гоголь»; пазлы «Авианосец»; разрезные картинки водного транспорта; «соедини по точкам», простые карандаши; тексты загадок; образцы и схемы «оригами» парохода и подводной лодки.
Ход занятия. - Дети, какие виды транспорта вы знаете? (Воздушный, водный, наземный, подземный - выставляем схемы) - Дети, которые раньше ходили в нашу группу, а теперь учатся в школе, оставили вам свои рисунки. Внимательно рассмотрите их и догадайтесь, о чём мы сегодня будем говорить. (на рисунках: плот, парусник, пароход, катер, подводная лодка) - Это водный транспорт. - Давайте вспомним историю создания водного транспорта: бревно – плот – лодка – ладья – парусник – пароход – теплоход – грузовые суда – ледокол – подводная лодка (показ иллюстраций) - Послушайте, пожалуйста, рассказ из детского журнала «Солнечный Зайчик» (по тексту на доску выставляем карточки с названиями) «В синем море»… Как много по рекам, морям и океанам ходит больших и маленьких судов и пароходов! Хочешь узнать о них побольше? Для начала договоримся, как настоящие морские волки, называть все военные корабли кораблями, а корабли, предназначенные для путешествий и грузовых перевозок, - судами. И ещё неплохо знать, что корабли по морю не плавают, а ходят. Суда, на которых люди путешествуют в разные страны, города или совершают морские прогулки, называются пассажирскими. Самые удобные и роскошные из них – круизные лайнеры. Это огромные суда длиной до 300 метров со своими ресторанами, магазинами, детскими площадками, бассейнами и кинотеатрами. Суда, которые перевозят сыпучие грузы – песок, уголь, различные горные породы, - называются балкерами. Они очень устойчивы на воде и сделаны так, чтобы их груз не мог пересыпаться с места на место. Жидкие вещества помогают перевозить танкеры. Своё название танкеры получили благодаря специальным отсекам внутри корпуса – танкам. В этих отсеках можно перевозить нефть, масло и даже пресную воду. Но самые отважные и крепкие суда – это ледоколы. Они мужественно пробираются сквозь арктические льды и выручают из беды своих товарищей, попавших в ледовый плен. М.Юрлова
Физминутка: В понедельник я купался, а во вторник – рисовал. В среду долго умывался, а в четверг в футбол играл. В пятницу я прыгал, бегал, очень долго танцевал. А в субботу, воскресенье целый день я отдыхал.
- Дети, как вы думаете, кто работает на судне? Назовите профессии. *Капитан – главный человек на судне. На военном корабле – командир. *штурман – прокладывает маршрут, указывает направление судна с помощью морской карты, где указаны глубины, течения, рифы, подводные скалы) *механик – отвечает за все механизмы на судне; в подводной лодке: за двигатели, валы, гребные винты *боцман – отвечает за всё имущество на судне, такелаж: канаты, цепи, якоря. Организует швартовочные работы – причалили, отчалили от пристани. *судовой врач *кок – морской повар *матросы: мотористы, рулевые, трюмные. Все профессии важны на судне! - В нашем городе есть колёсный пассажирский речной пароход «Н.В.Гоголь» - это самое старое судно России. Он построен в 1911 году на Сормовском заводе в Н.Новгороде по заказу Северного пароходного общества «Котлас - Архангельск - Мурман». В годы гражданской войны пароход использовали как госпитальное судно и военный транспорт. В Великую отечественную войну – плавучий госпиталь. А с 1972 года – плавучая база отдыха ФГУП «Звёздочка», где проходят турслёты, отдыхают ветераны и семьи работников завода «Звёздочка» (показ фотографий) -На столах у вас, ребята, приготовлены задания, у всех разные: кто-то работает в паре, кто-то самостоятельно. По необходимости помогайте друг другу. (пазлы «Авианосец», разрезные картинки, соедини по точкам; тексты загадок: «В лесу родилась, в воде живёт» (лодка из дерева); «Под водой железный кит, днём и ночью кит не спит. Днём и ночью под водой охраняет твой покой» (подводная лодка) - Дети, скажите, что нового вы сегодня узнали, что вам понравилось и запомнилось? (ответы детей) - Завтра вечером мы будем конструировать пароход и подводную лодку из бумаги в технике «оригами» (показ образцов и схемы конструирования).
Литература: О.В.Дыбина «Что было до…»; детская газета «Солнечный Зайчик», 2010г.; «Комплексные занятия в подготовительной группе по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы.
|