РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА. Мир, в котором мы живем, сложен и многогранен. Как известно, первозданная, нетронутая природа всегда волнует человеческое сердце. Каждому из нас необходимо всерьез задуматься о том, какой станет природа в недалеком будущем. Разве можно пожелать подрастающему поколению жизни на голой земле, без рощ и соловьиных трелей, среди гор мусора и производственных отходов? Таким образом, экология и нравственность, как показывает опыт многих поколений, соединены одной линией жизни. Экологическое образование - это та область человеческого познания, от которой зависит будущее планеты. И особенно важно изучать ее с дошкольного возраста, ведь процесс формирования экологического мышления закладывается в раннем детстве. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей патриотизма, трудолюбия, гуманности, уважения к труду взрослых. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, потому как в основе отношения человека к природе должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. МБДОУ « Менделеевский детский сад» работает в экспериментальном режиме по теме « Нравственно-трудовое воспитание как условие приобщения дошкольников к социальной действительности», поэтому экологическое образование способствует воспитанию в детях таких нравственных качеств, как сочувствие, сопереживание, сострадание, гуманное, бережное отношение к природе. Для того, чтобы систематизировать работу по экологическомуобразованию нами были разработаны перспективные планы, по всем возрастным группам начиная с групп раннего возраста, так как экологическое и нравственное воспитание связаны между собой самым тесным образом. В перспективном плане отражается система работы с детьми по овладению экологическими знаниями, которая строится на основе комплексного подхода в решении задач обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. Проанализировав состояние работы по экологическому воспитанию, нами были выявлены следующие проблемы: • достаточно низкий уровень эмоционально-положительного, осознанного отношения к объектам природы у дошкольников; • у детей не сформировано бережное, ценностное отношение к природе (на прогулке дети могли сломать ветки деревьев, растоптать жука); • у родителей дошкольников недостаточно знаний для осуществления экологического воспитания своих детей. Решение этих проблем способствовало созданию перспективных планов по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Учебная деятельность планируется таким образом, что расписывается не только тема и программное содержание, но и связь с другими видами деятельности, совместная деятельность воспитателя с детьми, предметно - развивающая среда и работа с родителями по теме занятия. Перспективный план по экологическому воспитанию составленный данным образом удобен тем, что занятия рассматриваются со всех сторон, и проводятся последовательно, систематично. Реализуя перспективный план по экологическому воспитанию в практике работы, мы убедились, в том, что необходимо помнить о том, что чаще всего небрежное, а порой и жестокое отношение детей к окружающему миру объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Мы убедились, что формируя систему доступных дошкольникам экологических знаний, необходимо уделять внимание гуманному отношению к природе и содействовать развитию представление о том, что: •растения и животные - уникальные, неповторимые живые существа; • существует тесная взаимосвязь между живыми существами и средой их обитания; • все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно; • все мы вместе, и каждый из нас по отдельности в ответе за нашу планету Земля, и каждый может сохранить и приумножить её красоту. Мы считаем, что одних знаний не достаточно для формирования у дошкольников гуманного отношения к природе - необходимо создавать условия для полноценного общения с живой природой и поддержания положительного эмоционального состояния детей дошкольного возраста (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя...) способствующих дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания. Мы надеемся, что вместе с пониманием ответственности за свои поступки к детям постепенно придёт и понимание важности охраны природы , они осознают хрупкость этого мира и свою причастность к тому, что делается в нём, а мы воспитатели дошкольных учреждений дадим экологическое воспитание детям дошкольного возраста.
|