Пояснительная записка
Напряженная, неустойчивая социальная, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает глубокое беспокойство педагогов, родителей.
Во-первых, агрессия является неотъемлемой динамической характеристикой, активности и адаптивности человека. Во-вторых, в социальном плане личность должна обладать определенной степенью агрессивности. В норме она может оказываться качеством социально приемлемым и даже необходимым. В противном случае это приводит к подавленности, ведомости, пассивности поведения особенно в подростковом возрасте.
У мальчиков на протяжении всех возрастных этапов устойчиво доминируют физическая агрессия и негативизм, а у девочек-негативизм и вербальная агрессия.
Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений или выражение их в формах, приемлемых в обществе. Опираясь на полученные данные, можно говорить о том, что на социализацию агрессии оказывают влияние следующие факторы:
1) образец отношений и поведение родителей и близких людей ребенка;
2) характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих ребенка людей.
Если рассмотреть особенности родительских наказаний, то установлено, что отцы предпочитают физические наказания, а матери-другие (психологические, непрямые) способы воздействия на своих детей. Данные ряда исследований свидетельствуют, что мальчиков родители чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, а более частые и сильные наказания воспитывают у мальчиков большее сопротивление и большие агрессивные проявления.
На возникновение агрессивных проявлений часто оказывают влияние другие факторы:
1) оценка другими людьми (оценка степени агрессивности самого наблюдателя);
2) намеренность агрессии (эмоциональная реакция на планируемое насилие);
3) восприятие агрессии (чрезмерное увлечение видео-, аудио-, теле- просмотрами);
4) желание возмездия (ответная реакция на неприемлемое проведение с точки зрения ребенка).
Обобщив и проанализировав данные исследования, наблюдения, можно говорить о том, что детей можно разделить на следующие группы:
1) дети с социализированными формами нарушений поведения. Это дети, не имеющие ярко выраженных психических расстройств и легко адаптирующиеся к различным социальным условиям из-за низкого морально-волевого уровня регуляции поведения. У этих детей, как правило, отмечается нравственная нестабильность, слабая совестливость. К этой категории относятся дети с физической и косвенной агрессией;
2) дети с несоциализированными формами нарушений поведения. Это дети с негативным эмоциональным состоянием, которое является реакцией ребенка на протяженную стрессовую ситуацию или психическую травму, либо представляет собой следствие неудачного разрешения каких-то личных проблем или трудностей.
Коррекционно-развивающая программа для профилактики и снятия агрессивных состояний у подростков предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением. Так как подростки не знают, как справится с негативными эмоциями, возникающими у них в сложных ситуациях, поэтому важно научить его работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями. В программе использованы психолого-педагогические методы, которые помогают снизить общий уровень агрессивности подростков, и учат управлять собой в критических ситуациях.
Цели программы:
• установление доверительных внутригрупповых отношений;
• поиск альтернативных (социально-приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей и взаимодействия с окружающими;
• психологическая коррекция детских обид.
Задачи программы:
• дать подростку возможность осознать неконструктивность его агрессивного поведения; – научить подростка понимать переживания, состояния и интересы других людей;
• выработать у подростка умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакции;
• сформировать навыки конструктивного разрешения межличностных конфликтов.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|