ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ.
СЕНТЯБРЬ
Тема: Во саду ли в огороде
Цель: закреплять названия фруктов и овощей.
Мы с детьми: беседы «Что растет на грядке», загадывание загадок, разучивание потешек - «Наш козел», «Ты коровушка ступай», «Осень, осень в гости просим», лепка овощей, аппликация «заготовки на зиму».
Тема: «Чудесный мешочек»
Цель; развитие воображения, определение на ощупь предмета (что -бы это могло быть).
Мы с детьми: повторение песенок-потешек, проведение д/и «Чудесный мешочек», «Собери урожай», закрепление счета в пределах «5», д/у «Пройди, не перепутав» («Развивайка»).
Тема: «Бычок-смоляной бочок».
Цель: знакомство со сказкой, закрепление домашних животных.
Мы с детьми: строительство из мелкого конструктора фермы, домов для домашнего скота, повторение знакомых потешек, пальчиковая гимнастика, просмотр спектакля «Бычок-смоляной бочок», д/и «Ай, дали-дали-дали, мы кого-то видели».
ОКТЯБРЬ
Тема: Приглашаем в гости»
Цель: закреплять произношение, вежливость при обращении друг к другу.
Мы с детьми: разучивание песенок-полевок «Ежик, ежик, где живешь, кому яблоки несешь?», игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям» (см. книгу «Азбука общения»), повторение потешек, чтение сказок «Чьи в лесу шишки?», раскраски по выбору.
Тема: «Гуси-Лебеди»
Цель: Знакомство со сказкой, разучивание новой потешки про Машеньку.
Мы с детьми: (приход в группу новой куклы), развивать умение у детей составлять рассказ, рассматривание иллюстраций и русских народных костюмов, чтение сказки «Гуси-Лебеди» и заучивание песенки «Ай, тари, тари, тари, куплю Маше янтари», рисование «Узор на сарафане»
Тема: «Золотое веретено»
Цель: знакомство с предметами русского быта
Мы с детьми (+родители): создание мини-музея предметов русского быта, проведение игры-хоровода «Я по горенки шла, клубок ниток нашла», беседы о назначении того или иного предмета быта, рассказывание сказки «Золотое веретено».
НОЯБРЬ
Тема: «Лисичка со скалочкой»
Цель: знакомство с предметом обихода-со скалкой.
Мы с детьми: игра «Приглашайте в театр» (изготовление билетов), знакомство с видами театров, постановка театральных миниатюр, артикуляция, гимнастика, рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой», повторение потешек про лису, обыгрывание потешек.
Тема: «Петушок-золотой гребешок»
Цель: развивать у детей диалогическую речь, правильному вождению кукол во время представления.
Мы с детьми: словесная игра «Скажи ласково», «Скажи наоборот» и т. д., д/и «Похвали петушка», «Тух-тух-ходит по двору петух», рассказывание сказки «Петушок-бобовое зернышко».
Тема: «Чудесный мешочек»
Цель: закрепление знаний о домашних животных.
Мы с детьми: рассматривание альбомов о домашних животных, строительство из конструктора «лего» конюшни, словесная игра «отгадай животное», загадки о домашних животных, д/и «Кто спрятался?», «Кто как кричит», повторение песен-потешек.
ДЕКАБРЬ
Тема: «Здравствуй зимушка зима»
Цель: знакомство с приметами времени года-зима
Мы с детьми: рассматривание иллюстраций «Времена года», беседы о приходе зимы, загадывание загадок о снеге, льде, морозе, работа в уголке экспериментирования (опыты-свойства снега, из чего он состоит и т. д.), разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок».
Тема: «Зимовье зверей»
Цель: знакомство со сказкой «Зимовье зверей», закрепление знаний о диких животных.
Мы с детьми: рассматривание картинок, иллюстраций о диких животных, д/и «Ай. Дали, дали, дали, а мы кого-то видели», «Зайке холодно сидеть», составление обрывной аппликации «Медвежонок», рассказывание сказки «Зимовье зверей», повторение песен о зиме.
Тема: «Одень зверей»
Цель: развивать диалог, монолог у детей, самостоятельный пересказ сказки «Зимовье зверей»
Мы с детьми: Игры в настольный театр, пальчиковый и т. д., д/и « Что сначала, а что потом», аппликации по готовым формам, одеть зверей, сделав им теплые шубки (прием оригами)..
Тема: «Сею, сею, посеваю, с новым Годом поздравляю!»
Цель: знакомство с празднованием Нового года.
Мы с детьми: беседа о праздновании (обычаях) Нового года, разучивание новогодних песен, хороводов «Ну-ка милый дед Мороз», «В лесу родилась елочка», «Ой, заинька, ой серенький», стих о зиме, рисование на зимнюю тематику, изготовление подарков для родителей.
ЯНВАРЬ
Тема: «Сундучок Деда Мороза»
Цель: познакомить детей с традициями празднования Нового года в нашей стране и в других странах.
Мы с детьми: беседа с детьми о том, как они встретили Новый год, что получили в подарок, куда ходили на елку, рассказ воспитателя о том, как зовут Деда Мороза в других странах, вспомнить новогодние песни, стихи, разучивание заклички о Морозе «Ты мороз, мороз, мороз, не показывай свой нос».
Тема: «Лиса и козел»
Цель: знакомство со сказкой «Лиса и козел»
Мы с детьми: развитие у детей способности к кукловождению, игры в театр, проведение д/и «Похвали лису», повторение потешек, д/у «Скажи ласково», проведение русской народной игры «Лавата».
Тема: «Веселые ложки»
Цель: знакомство с предметами домашнего обихода, деревянными ложками (их предистория), развивать умение игры на ложках и их использование в театрализованных играх.
Мы с детьми: Театр на ложках, д/и «Угадай инструмент», д\у «Оркестр»-импровизация на музыкальных инструментах (фонограмма «В лесу родилась елочка»), загадывание загадок о животных, которые изображены на ложках.
Тема: «Зайкина избушка»
Цель: знакомство со сказкой «Зайкина избушка», развивать умение вести диалог, используя интонацию, выразительность, четко проговаривая слова.
Мы с детьми: артикуляционная гимнастика для языка, пальчиковая разминка «Пальчик, пальчик, где ты был?», игры в настольный театр, конструкторская деятельность (строительство домов), инсценировка детьми сказки.
ФЕВРАЛЬ
Тема: «Кто же в гости к нам пришел?»
Цель: знакомство со сказочным персонажем Домовенком Кузей, развивать умение вести диалог, задавать вопросы.
Мы с детьми: игровая ситуация «Приход в гости незнакомого персонажа», д/у «Назови вежливые, добрые слова», «Скажи наоборот», игра «Аюшки» (обобщающие понятия и т. д.), разучивание песенки домового «Домовой за печкой жил, с ребятишками дружил».
Тема: «Русская балалайка»
Цель: знакомство с русским народным инструментом – балалайкой.
Мы с детьми: использование грамзаписей, звучание русских народных инструментов, д/у «Угадай по звуку», беседа о русском народном инструменте- балалайке, используя пословицы и поговорки.
Тема: «Лисичка-сестричка»
Цель: знакомство со сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк»
Мы с детьми: рассматривание иллюстраций к сказке, д/у «Расскажи сказки по картинкам», театр в коробке, пение русской народной песни «Раз морозною зимой, в теплой шубе меховой, шел медведь к себе домой», игры, с использованием кукольных персонажей.
Тема: «Масленица годовая-наша гостья дорогая»
Цель: знакомство с русским народным праздником «Масленица»
Мы с детьми: рассказ воспитателя о народной традиции-проводах зимы, разучивание песен о блинах, повторение знакомых закличек, загадывание загадок, хороводные игры «Как пошел наш козел», «Ой. Заинька, ой серенький», «Чижик», «Дударь», театральная деятельность детей, проведение досуга вместе с родителями «Ой. Ты масленица- кривошейка, встретим тебя хорошенько».
МАРТ
Тема: «При солнышке-тепло, при матушке-добро»
Цель: знакомство с пословицами и поговорками о матушке.
Мы с детьми: беседы о маме, используя рассказы В. А. Сухомлинского, пословицы и поговорки «Нет милее дружка, чем родная матушка» и т. д., д/и «Назови детеныша», «Назови ласково» (добрые, нежные слова о маме), самостоятельные рассказы «Какая моя мама», пение песен о маме, постановка сценок «Потерялась мама».
Тема: «Крошечка-хаврошечка»
Цель: знакомство со сказкой «Крошечка-хаврошечка»
Мы с детьми: рассматривание иллюстраций к сказке, д/и «Чудесный ларец» (угадай из какой сказки данный предмет), прослушивание русских народных песен, частушек.
Тема: «Весна, весна, поди сюда»
Цель: знакомство с традициями встречи весны
Мы с детьми: наблюдение в природе, загадывание загадок, заучивание закличек о весне, чтение стихов, пословиц и поговорок «Дружная весна, жди большой воды, «Длинные сосульки-к долгой весне» и т. д., весенние зарисовки, проведение народных игр «Золотые ворота», «Ручеек», проведение досуга «Сорок сороков».
Тема: «Пришла весна»
Цель: знакомство с народными промыслами (лоскутное искусство)
Мы с детьми: рассказ воспитателя о традициях изготовления одеял, рассматривание домотканных ковров, повторение закличек о весне, пение песен, изготовление коллективной аппликации «Пришла весна», проведение русской народной игры «Колокольцы-бубенцы», «Весна пришла-отворяй ворота».
АПРЕЛЬ
Тема: «Шутку шутить-людей насмешить»
Цель: знакомство с дразнилками, скороговорками (потешным фольклором)
Мы с детьми: изготовление смешной атрибутики (одежды) для создания хорошего настроения (колпачки, носики, смешные маски и .т. д., чтение докучных сказок, дразнилок, скороговорок, рисоание «Самая смешная рожица», д/и «Аюшки» (с Домовенком Кузей), «Дед Мазай» (отгадай, что мы делаем сейчас?)
Тема: «Небылица-небывальщина»
Цель: знакомство с небылицами
Мы с детьми: чтение небылиц («Слон по небу летит» и т. д.), самостоятельное придумывание ситуаций на тему «Такого не бывает», разучивание русской народной небылицы «Вор-воришко», д/и «Скажи наоборот», хор. Народная игра «Тень-тень на плетень»
Тема: «Русская свистулька»
Цель: знакомство с русской народной игрушкой –глиняной свистулькой.
Мы с детьми: рассматривание предметов мастеров русских народных промыслов (из дерева, глины, бересты и. т. д.), рассказ воспитателя «От куда появилась свистулька», игра на музыкальных инструментах, д/у «Угадай звук», лепка свистульки, народная игра «Ходит Ваня посреди кружочка», прослушивание народных песен.
МАЙ
Тема: «Времена года»
Цель: закрепить знание детей (представление) о временах года.
Мы с детьми: рассматривание коллективных работ по временам года, изготовленных в течении года, повторение закличек, песен, потешек о временах года. д/и «Когда это бывает», отгадывание загадок, проведение игры «Заря-заряница», «Ай. Дили. дили, дили, а мы кого видели?»
Тема: «Волшебная палочка»
Цель: закрепить знание детей о прочитанных сказках.
Мы с детьми: рассматривание книг на книжной полочке, д/и «Волшебный сундучок», «Что за чем», д/у «Расскажи наоборот», инсценировка сказки «Колобок», подготовка детей к досугу «Бал цветов».
|