Развитие конструктивно - модельной деятельности у дошкольников через использование конструктора «LEGO – DUPLO»
Известно, что LEGO – конструирование – одна из самых известных и распространённых ныне педагогических систем, широко использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. LEGO в переводе с датского языка означает «умная игра». В силу своей педагогической универсальности наборы LEGO оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причём LEGO конструктор побуждает работать, в равной степени и голову, и руки дошкольников. LEGO – конструирование приоритетно используется в дошкольной педагогике, формируя тем самым развитую личность во всех направлениях.
Использование LEGO - технологии в ДОУ является актуальным в свете федерального государственного образовательного стандарта к программе дошкольного образования.
Считаем, что для развития познавательной активности, мышления, воображения, развития мелкой моторики пальцев рук, конструктивной деятельности у дошкольников, в рамках реализации образовательной области «Познание» необходима система работы по LEGO – конструированию с использованием конструктора «LEGO – DUPLO».
Известно, что использование конструкторов «LEGO – DUPLO» в образовательной деятельности повышает мотивацию ребёнка к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех образовательных областей. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с дошкольниками разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).
Остановимся на основных содержательных аспектах внедряемой в нашей группе системы работы.
Обучение детей LEGO – конструированию происходит через игры-задания: «Построй по образцу», «Используй в постройке только 2*2», «Разложи по величине», «Разложи по цвету», «Найди лишнюю деталь» и др.; игры-загадки: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Где постройка из 2*4», «У кого выше?» и др.; дидактические игры: «Широкая и узкая дорога», «Орнамент под диктовку», «Делим на части», «Разноцветные вагончики» и др., которые развивают следующие интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности; учат классифицировать и систематизировать материал; развивают способность к комбинированию; формируют умения делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа.
Подбираем для детей игры-упражнения: «Собери флаг России», «Построй лабиринт», «Запомни расположение», «Построй, не открывая глаз» и др., стимулирующие детей к решению новыми способами конструкторских задач, способствующие совершенствованию конструкторских умений - соотносить, комбинировать.
Так же реализуем мини-проекты: «Наши игрушки», «Чудо – деревья», «Город моей мечты», «Приключения космонавтов». Они позволяют развивать умения планирования процесса создания собственной модели и совместного проекта; конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу; тренируют способность предвидеть результаты своих действий; учат находить партнера для реализации собственного замысла, учат создавать и обыгрывать тематический макет, развивают умение устанавливать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.
В рамках данной работы организуем развивающую предметно-пространственную среду, отвечающую всем требованиям по развитию детской активности в конструктивной деятельности. Так в групповой комнате создан игровой центр: “Мы - архитекторы”, где детям предоставлена возможность реализовать потребности в конструктивной деятельности в соответствии со своими интересами и замыслами. Центр оснащен различными строительными наборами и конструкторами (настольные, напольные, деревянные, металлические, пластмассовые, с разными способами крепления), конструкторами «LEGO», «LEGO – DАCTA», «LEGO – DUPLO». Подобраны альбомы образцов - рисунки, иллюстрации, фотографии, схемы.
Наравне с этим разработаны и систематизированы конспекты занятий, направленные на развитие умений рассматривать и обследовать предметы и строения, выделять особенности конструкций, их назначение, материалы, из которых они изготовлены.
Считаем, что системный подход к работе с детьми с использованием конструктора «LEGO – DUPLO» в конструктивно - модельной деятельности отражает все грани научно-технического творчества в настоящее время. А так же является уникальной образовательной технологией, направленной на поиск, подготовку и поддержку нового поколения молодых исследователей с практическим опытом командной работы на стыке перспективных областей знаний.
|