Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Чтение художественной литературы в старшем дошкольном возрасте (подготовительная к школе группа)

16.06.2013, 13:25
Паршина Маргарита Васильевна
воспитатель, ГБОУ детский сад №2562
Самостоятельная художественно-речевая деятельность.
Знакомство с творчеством А.С.Пушкина, с жанровыми особенностями литературных произведений и стихотворений дают возможность пробудить интерес детей к этим произведениям. Использование в этом процессе таких приёмов, как чтение вслух с последующим обсуждением; обмен мнениями, обсуждение сюжета, свободный пересказ содержания естественно и постепенно втягивают детей в сопереживание и соучастие с героями литературного произведения; развивают воображение и художественное чувство; обогащают словарный запас ребёнка; формируют у него потребность в использовании новой лексики в соответствующих ситуациях; развивают в детях риторические способности. В ходе этой совместной работы с детьми у них постепенно возникает желание соприкасаться с образцами высокой словесности, воспроизводить их при пересказах и в общении между собой; и это всё ближе подводит детей к стадии самостоятельного чтения полюбившихся им сказок и других произведений детской литературы. При этом дети проявляют высокую активность, подталкивая взрослых к совместному с ними чтению,заимствуют у них технические приёмы, подсознательно копируют интонации и индивидуальные особенности взрослых - вплоть до внезапного возникновения у ребёнка способности читать самостоятельно,к своему собственному удивлению и к испуганному изумлению взрослых.
В этот период будет очень уместным обратиться к отрывку из поэмы А.С.Пушкина "Евгений Онегин", который начинается словами "Уж небо осенью дышало...". Далее мы переходим к нанайской народной сказке "Айога", которую мы сначала читаем, а затем художественно пересказываем, обучаясь таким образом драматизировать, то есть излагать содержание полюбившегося произведения в лицах, через монологи и диалоги, приобщаясь таким образом к начаткам самодеятельного театрального лицедейства.
Очень хорошо, как показывает опыт, дети воспринимают на слух коротенький, шутливый рассказ А.Раскина "Как папа укрощал собачку".
Моя собственная практика чтения детям дошкольного возраста таких живых произведений показывает, что желательно самой (или самому) демонстрировать детям примеры подобной драматизации: жестикулировать, использовать богатую мимику, создавая у маленьких слушателей иллюзию их присутствия в изображаемой сцене. При этом надо говорить разными голосами: пищать и шепелявить, если говоришь от лица ребёнка; говорить хрипловатым баском, если изображаешь взрослого или зверя в сказке ("... то как зверь она завоет, то заплачет как дитя..."); строить рожицы, выпучивать, зажмуривать или закатывать глаза, чтобы подчеркнуть соответствующее эмоциональное состояние; притопывать или шаркать ногами, изображая ходьбу; постукивать по полу импровизированной клюкой злобной Бабы-Яги (на самом деле собственным зонтиком); иногда, если это вытекает из повествования, "падать" со стула, рвать на себе последние волосы и кататься по полу. Единственное самоограничение - следить за тем, чтобы дети не пугались совсем уж всерьёз.
Занимательный факт: на такие формы художественной декламации, с изображением действующих героев в лицах, с жестикуляцией, гримасами, имитацией речевых особенностей разных персонажей я вышла самостоятельно, читая сказки своим детям, или проигрывая такие сказки на виниловых дисках или кассетах. И я наивно думала, что это моя и только моя находка. Теперь представьте моё восхищение, признаться по правде, смешанное с уколом ревности, когда несколько лет спустя я нашла в оригинальных американских и английских детских произведениях именно такие методические рекомендации к исполнению этих произведений вслух перед детской аудиторией. Воистину, гениальное не признаёт национальных границ: будь то какой-нибудь зелёный парк в "туманном" Лондоне,фермерское ранчо в глубинке знойного Техаса, либо, в конце концов, где-нибудь в границах нашего уютного, до боли родного Новопеределкина. Как рекомендуют различные полезные пособия по образовательной области "Чтение художественной литературы", будет очень хорошо параллельно организовать работу в книжном уголке группы, приурочив презентацию соответствующей книги к моменту работы с нею с детьми. Так, оформляем по теме стенд "А.С.Пушкин - великий русский поэт и писатель 19 века"; любуемся иллюстрациями, обращаем внимание на некоторые познавательно интересные технические аспекты книгопечатания; обсуждаем всё это и вызываем у детей могучий им пульс создавать собственные иллюстрации к книгам; дождавшись проявления этого импульса, проводим конкурс иллюстраций и награждаем всех участников карандашами или конфетками.
Подобные же стенды мы оформляем к каждой новой теме, организуя конкурсы детских иллюстраций, изготовление соответствующих поделок или даже самодельных книг, украшая эти стенды по предложениям и с участием детей, что создаёт атмосферу творчества и созидания и сулит России рождение новых гениальных сценографов.
Кстати, несколько подробнее о таких видах работы, как громкое чтение и обсуждение прочитанного. Дело в том, что здесь открывается безграничное поле для творчества взрослых и детей. И очень важно, что процесс совместного творчества создаёт уникальную атмосферу для игры воображения, рождения самых буйных фантазий, взаимного обогащения участников таких процессов, когда яркая идея одного "высекает" искру и кладёт начало соревнованию умов и талантов; и такая творческая лаборатория - это бесценный дар свыше, который влюбляет участников в русский язык, в великих русских поэтов и писателей, и да же - иногда - друг в друга.
Вот почему хочется немного подробнее рассказать об отдельных фазах этого цикла - громкого чтения. Естественно, что чтение должно быть выразительным и настраивать слушателей, в нашем случае детей, на соответствующую волну. Обмен мнениями важен потому, что дети нередко высказываются абсолютно неожиданно, парадоксально и интересно - что само по себе сильный положительный раздражитель для обмена высказываниями. Это помогает также участникам обсуждения учиться смотреть на события глазами другого человека; попадать в ситуацию, когда я,ты или вы оказываетесь "в чужой шкуре", что есть бесценный опыт настоящего со-чувствия,взгляда на ситуацию изнутри этой ситуации, открывающей доступ к объективному и справедливому, свободному от эгоизма взгляду на людей, события и вещи.
Такое коллективное и заинтересованное обсуждение - важный социальный и гражданский опыт для наших детей.
Есть ещё одно ценное качество в подобной практике - мнемоническое. То есть участники дискуссии намного лучше готовы к свободному пересказу прослушанного и обсуждённого, потому что это уже не только художественный текст, но и кусочек их личных,только что прожитых жизней, расцвеченный всколыхнувшимися эмоциями, с привкусом индивидуальных предпочтений либо антипатий, с разбуженными в голове ассоциативными образами,которые у каждого из нас особенные и неповторимые.
После такого разогрева практически все дети готовы к свободному пересказу. Свободный пересказ хорош тем, что он позволяет каждому ребёнку изложить содержание своими словами, а взрослому важно не перебивать ребёнка своими поправками и уточнениями, если только на это нет особенной причины (ну, например, грубая ошибка в произношении или ударении).
Необходима оговорка: я так пространно говорю о методике и технологиях, непрерывая свободного хода мыслей, чтобы не страдала полнота картины, как я её понимаю. В действительности - это знает каждый мало-мальски опытный воспитатель и учитель - процесс этот порционный, он разбивается на несколько стадий, частей и занятий, причём внутри каждой такой стадии ведущий внимательно, но незаметно следит за уровнем концентрации маленьких слушателей.
Если эта концентрация начинает снижаться, ведущий прибегает к проверенным приёмам оживления слушательской аудитории: смена рода деятельности; шутки-прибаутки; другие способы физической и умственной разрядки-зарядки, или наоборот зарядки-разрядки. Иными словами, что-то подобное из набора приёмов гигиены умственного и физического труда. Излишне упоминать,что воспитатель обязан находиться в границах отведённого ему на занятия времени.
Но вернёмся к нашим баранам. Для детского сада, я думаю, уместнее выразиться так: вернёмся к нашим барашкам и ягняткам.
Значит, как я излагала выше, фазу свободного пересказа мы прошли.
Теперь наступает черёд "хорового чтения". Поясню почему кавычки.
Громко и отчётливо читаю, конечно, я - по порциям, по короткой фразе. И теперь я приглашаю детей повторить за мной эту порцию, эту фразу - громко, может быть, даже очень громко, нараспев, жестикулируя, как я, гримасничая как я - а может быть даже лучше, чем я, красочнее чем я, громче чем я, и даже ужаснее чем я. Практика подобного преподавания иностранного языка, скажем, английского, показывает, что дети очень быстро - и часто с восторгом - включаются в эту игру. А это, конечно, Игра - именно с большой буквы Игра. Игра по заманиванию детей на сказочно прекрасные просторы: поля, леса, реки и озёра, холмы, сопки и горы, горные хребты, моря и океаны, острова и архипелаги под общим названием - Мир Русского Языка и Русской Словесности.

Список литературы:
1. "От рождения до школы". Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Москва, 2011.
2. Перспективное планирование по программе "От рождения до школы", ФГТ в ДОУ: планирование образовательной деятельности, под редакцией Н.Е.Вераксы, Волгоград.
3. О.Д.Смирнова, Метод проектирования в детском саду, Чтение художественной литературы, Москва, 2011.
4. Алексеева М.М., Яшина В.И., Методика развития речи и обучения родному языку, Москва, 2000.
5. Белоусова Л.Е., Добрые досуги по произведениям детских писателей, С.П.б,2005.
6. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва, 2005.
7. Гриценко З.А., Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. Москва,2007.
8. Гриценко З.А., Положи своё сердце у чтения. Пособие для родителей по организации чтениям дошкольникам,2-е изд-е, Москва, 2004.
9. Ушакова О.С., Знакомим дошкольников с литературой. Конспекты занятий. Москва, 2005.
10.Книга для чтения в детском саду и дома, 5-7 лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей, Гербова В.В.и др., Москва, 2007.
11.Кондрыкинская Л.А., Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников, Москва, 2002.
12.Куревина О.А., Путешествие в прекрасное, Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей, Москва, 2002.


Категория: Разное | Добавил: tarablus
Просмотров: 3316 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог