Сегодня: 24.09.2017
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Эскизы 3 - зарисовки из педагогического опыта учителя

СКАЧАТЬ (68.0Kb) 26.06.2017, 18:11
Паршина Маргарита Васильевна
воспитатель, ГБОУ Школа №1467, ДО 7
№18.   Контрастный душ.

После увольнения в запас с офицерской службы мой коллега Фёдор Янович походил по близлежащим школам в одном из спальных районов «златоглавой красавицы», и устроился – не с первого захода, но со второго – на работу учителем.

Интересно, что встречи с директорами этих двух школ оказались сеансом «контрастного душа».

В первой из них директор посмотрела на Фёдора Яновича  «рентгеновским взглядом» и почти сразу сказала, что он не подходит, - «диплом не педагогического вуза».

В том дипломе было сказано, что его обладатель имеет право преподавать в средних и высших заведениях. Но Фёдор Янович без слов забрал диплом и пошёл в другую школу. Он понял – и внутренне одобрил – позицию директора. Женщина «дышала» авторитарностью, а  Фёдор  Янович  был  человеком вольнолюбивым -  в конституционных рамках – и совсем не искал «бури». («Как будто в буре есть покой»). Нет его там, и вообще, хотелось плавного начала «новой гражданской жизни».

В следующей школе его словно… ждали. «Возможно, так показалось на контрасте»,  -  мелькнула в голове претендента мысль.

Или это был такой редкий в реальной жизни случай родства душ? Договорились  действительно  быстро. И директор спросила, когда Фёдор Янович смог бы приступить к работе. Он про себя решил проявить сдержанность и солидность, (хотя хотелось выйти в ближайшее время), и отвечал, что в очередной понедельник. Дело было в пятницу, а тогда школы работали и по субботам.

Тут директор, слегка волнуясь, спрашивает: «А вы не могли бы выйти завтра?» «Хорошо, выйду завтра», - ответил польщённый её заинтересованностью Фёдор Янович.

№19.   Энергетически опасное пространство.

Утром следующего дня  Фёдор  Янович  явился  к  директору, которую звали  Нина  Ивановна,  и  она  предложила  ему  вести пока два предмета – « Основы советского государства и права» и кинофакультатив. «Но  в  скором будущем», - сказала директор, - «я  смогу  дать  вам английский язык, одна  мама уйдёт в декрет.

Возможно, будут и  другие предложения».

В этот же день, бегло ознакомившись с учебником, Фёдор Янович провёл по новому «государственному» предмету  два урока в разных классах.

Ему было очень интересно, и, в  общем, не сложно. Фёдор Янович в студенческие годы был активным участником «лекторской школы» при ВУЗе, куда  записался осознанно,  для   развития ораторского искусства. И потом, он  был  книгочеем  с  раннего возраста, много знал и многое помнил. К тому  же  от природы был тем, что на приземлённом жаргоне называется  «трепачковая фабрика».

Был ещё один мощный союзник у дебютанта – гендерный. Школа изобиловала ( в  то  время, сейчас, возможно, что-то переменилось), учительницами; учителя были редким и, даже кажется, «вымирающим зверем». И поэтому Фёдор Янович, войдя в первый из двух восьмых классов, сразу попал в  атмосферу живого интереса и здорового детского голода.

Дебют был, можно смело сказать, успешным. Фёдор Янович, человек общительный и сравнительно остроумный, легко устанавливал  контакт  с  практически любой  аудиторией. Большим подспорьем оказался его студенческий опыт, когда, в лето очередного чемпионата  мира по  футболу, он девяносто  дней проработал пионервожатым в Евпатории с  детьми самого благодатного пионерского возраста – с «десятилетками».

Работал вместе с хорошим человеком, молодой и красивой женщиной и мамой по имени Анна, чья дочь была в  этом же пионерском отряде обе смены.

Это была нелёгкая работа, но очень интересный и  запоминающийся опыт. Их отряд был лучшим в пионерском лагере обе смены.

Одним из ярких и неожиданных для  Фёдора впечатлений было уважительное, с примесью робости, отношение, с  которым к ним, пионервожатым, обращались приезжавшие  из  Москвы родители, чтобы проведать своих  детей.  Люди  заметно  старше  Фёдора  и Анны, люди  состоявшиеся и достойные.

Ну  вот, школьная премьера Фёдора Яновича закончилась. Он возвращается домой ( пять минут пешком), в прекрасном настроении. И вдруг, уже  дома, ощутил, что внутри него что-то  происходит, что-то  новое, ранее  неизведанное. Сначала  он  подумал, что ему это кажется… Но  нет. Это реально  была … некая  вибрация, души ли, струн, нервов внутри. Волны  подступали и отступали…снова возвращались, но реже и реже, это было похоже на… «афтершоки» землетрясения.

И Фёдора Яновича вдруг осенило – это дети, мощный энергетический генератор, облучали его волнами  своего интереса, своимиэмоциями… видимо, процесс этот был взаимным,  дебютант тоже облучал детей  своими эмоциями, волнением,  интересом, - и получал в ответ сильное отражение. Вот какое это колдовское занятие…

Значит, обмен энергией с  детской аудиторией – мощное  лучевое поле. Это могучий источник и стимул профессионального  развития и роста учителя. Если интерес и тяга взаимные, это обогащает обе стороны и делает участников, хотя бы ненамного, лучше, интереснее, умнее, добрее…    

Но это одновременно то, что позволяет относить  учительскую работу  к   небезопасному поприщу. Почти  «вредное  производство»… В том смысле, что  она требует постоянного самосовершенствования, если ты хочешь быть всегда в фокусе; в  зените; всегда соответствовать ожиданиям и требованиям этой непростой, но  благодарной аудитории; быть  достойным  призвания…

№20.  Почти бесшумный, почти безумный марш-бросок.

Однажды Фёдор Янович согласился подменить коллегу, Марту Силовну,  на  уроке английского языка  в шестом классе. Директор замену разрешила. Фёдор  Янович  пришёл  на  урок  и  быстро  понял, что дети «плывут»  и  «узёвываются». Учитель – человек бывалый  и  психологичный - решил эту сонливую атмосферу  «встрепенуть». Иначе, он понимал, урока  не  получится, всё увязнет  в  сонном болоте. «Слушайте мою команду», сказал он детям. Заинтригованные дети оживились и с интересом посмотрели на учителя.  «Разувайтесь»,  -  сказал  учитель  детям.  Дети,  слегка  ошарашенные, стали  сбрасывать обувь.  Как  всегда, нашёлся  скептик. «А  может, ещё надо и раздеться ?»  с  ехидцей  спросила одна девочка.  Фёдор Янович  сказал: «На первый раз не будем усложнять,  а  потом  посмотрим». Дети сбросили обувку. «Теперь внимательно послушайте, что вам нужно будет сделать. Если будут вопросы, смело  спрашивайте». Дети  превратились в слух и ели учителя глазами. «Вы  все бесшумно выходите из класса в рекреацию, (это  был  второй этаж), и  выстраиваетесь на линии воображаемого старта  в  сторону  ближайшей правой стенки. Вместе, дружно,  по  моей команде «марш» мчитесь  к  стенке; у  стенки притормаживаете, и  упруго,  руками, отталкиваетесь от стенки, чтобы бежать обратно в класс. Категорически нельзя толкаться, подставлять ножки и вообще создавать ка кие-либо помехи своим товарищам по забегу. Если кто-нибудь на полной скорости споткнётся и упадёт,  могут быть серьёзные травмы. Тогда вместо весёлой разминки у нас  будут проблемы. А меня родители  пострадавших  детей  линчуют на месте – и будут правы. Ещё одно условие: перед дверью  в  класс мальчики замедляются  и пропускают девочек вперёд».  Некоторые мальчики загудели – «Вот  ещё чего, мы  не  будем  их  пропускать  вперёд». «Хорошо,   будь  по-вашему», - сразу согласился Фёдор Янович. «Но мальчики, которые не хотят быть джентельменами, в забеге  не  участвуют. Я никого не  хочу принуждать». Мальчики  смолкли,  а  девочки  посмотрели  на  Фёдора Яновича благодарными глазами.

Забег прошёл  фантастически  успешно. По  школе прокатился дробный  топот босых детских ножек. Когда дети, оттолкнувшись от стенки, помчались обратно в класс, с первого на второй этаж орлицей взлетела директор с широко раскрытыми глазами, в  каждом из которых горело по знаку вопроса: «ЧТО…ЗДЕСЬ… ПРОИСХОДИТ!?»

Но, увидев организатора забега, директор  с  огромным  облегчением выдохнула: «Ааа, это Фёдор Янович…»

У Фёдора Яновича было много хороших директоров.  Но только одна, Нина Ивановна, первая, была и осталась  для Фёдора Яновича родным  человеком, «доброй феей».

После забега  урок прошёл замечательно. Дети всё  схватывали на лету, с  огоньком  хором  нараспев  повторяли  за  учителем английские слова, фразы  и  выражения, и  лучились счастьем.  После урока вся группа вместе с Фёдором Яновичем проскакала на одной ножке со второго на первый этаж через холл и в столовую на обед, производя на зрителей гипнотический эффект с  примесью веселящего газа.

 «Много лет прошло  с  тех пор», - говорит задумчиво Фёдор Янович. «Но  одно  волшебное  ощущение – ЧУДА -  не отпускает  меня. Подумайте, ведь я дьявольски рисковал. Взбреди  в  голову какому-нибудь хулиганистому шалуну идея  подставить ножку, толкнуть своим корпусом кого-то из  соседей в спину или в бок  – мог бы  получиться  грандиозный  завал – похлеще  велосипедного на «Тур де Франс».

Я благоговею перед детской отзывчивостью, чуткостью  и  солидарностью. И перед их трепетным отношением к учителю, которому они поверили. И  которого они  на  миг полюбили».

 

№21.  Цвет, запах и вкус.

Когда Фёдор Янович  устроился на работу в первую школу, ему предложили вести уроки по советскому праву и кинофакультатив, а позднее  обещали ставку  учителя  английского языка, в  связи  с уходом штатной учительницы в декрет. Нина Ивановна, директор, вскоре посетила один из уроков Фёдора Яновича. На ближайшем педсовете она сказала, что новый  учитель отвечает всем требованиям; она рада такому пополнению и просит коллег любить его и жаловать.

Вскоре к  Фёдору Яновичу обратилась «биологичка», симпатичная молодая замужняя женщина, со  слёзной  просьбой взять ещё один предмет – «этику  и  психологию семейной жизни». Ученики терзают её вопросами, на которые ей стыдно  и  невозможно отвечать. Фёдор Янович сразу согласился. Он исходил из того, что его сестра в своё время училась  на врача, и Фёдор  Янович регулярно перелистывал её учебники и медицинскую энциклопедию. К тому же, когда он служил военным переводчиком арабского языка в одной из стран, он регулярно покупал в  киосках американский популярный журнал «Sexology» для языковой практики  и  повышения своей эрудиции. Фёдор  Янович  не  боялся никаких вопросов, морально был к ним готов, а опыт регулярных публичных  выступлений перед работниками московских «почтовых ящиков» вооружил его разными полезными приёмами, один из которых – искать и  находить ответы на самые трудные вопросы вместе с аудиторией.

Когда Фёдор Янович приступил к чтению этого «животрепещущего» курса, он сказал ученицам и  ученикам, что  они уже достаточно взрослые молодые люди – восьмой класс, 14-15 лет; и если кому-то нужно во время урока выйти «по личным делам», не нужно сообщать ему и всем конкретную причину. «Я демократ по своей природе и воспитан в духе уважения к тайне чужой личной жизни,» - пояснил Фёдор Янович. Молодёжь очень положительно  отнеслась к этому заявлению, и с этого момента пользовалась формулой: «Можно выйти?» «Да,» - отвечал учитель, и  иногда шутливо добавлял: «Но возвращайся, когда сможешь, мы будем по тебе скучать.»

Одной девушке захотелось протестировать Фёдора Яновича. Известно, что  в  средней школе учителя-мужчины были - и есть? в меньшинстве; и некоторые храбрые девицы-экспериментаторы любят так или иначе проверять реакцию этого экзотического  вида преподавателей на «женскую откровенность» - что будет? смутится? собьётся с темпа? покраснеет? и, может быть, выбежит  в коридор, глотая слёзы?

И такая «разведчица»  по  имени  Аня  однажды  спрашивает:  «Фёдор Янович, можно выйти?» «Да, Аня,  конечно,» - отвечает учитель. Тут Аня, интригующе, поедая учителя глазами,  продолжает: «Но я  не  просто  так.» «А как, интересно?» -  подыгрывает ей учитель, понимая, что это «проверка на вшивость», выражаясь по-молодёжному. «Я  по-маленькому,» - абсолютно  нараспашку открывается девица. «Тогда  у  меня будет к тебе большая личная просьба,» - говорит  учитель. «Какая?!» - томно пропела Аня. И в глазах её мелькнула нечто вроде: «Неужто клюнул?!»

Тут напрягся  весь  класс. Смесь чувств изливалась на  учителя из глаз всех присутствующих, и  главными были недоумение,  даже оторопь, и  острое любопытство – о  чём  может  спросить взрослый мужик прелестное юное создание с привлекательными формами, честно  признавшееся, что оно идёт пописать?

 «Обещай, Аня, что, когда ты вернёшься, подробно опишешь нам цвет, запах и вкус.»

Взрыв хохота был таким, что в  классе звякнули оконные стёкла.

А Аня ещё долго молча мотала головой, как контуженая.

Больше никто никогда ни  в  каком классе этой школы не сообщал Фёдору Яновичу, зачем  он (она) просят  разрешение  выйти.

№22.   Третья пуговичка.

Но Аня быстро оправилась от «контузии» и продолжила тестировать Фёдора Яновича  на  уроках этики и  психологии семейной жизни. (Чему учитель был  рад, рад  тому, что  анино  потрясение оказалось некритическим.)  В те поры  в стране наблюдалось увлечение  молодёжи некоторыми западными развлечениями  –  в частности, видеофильмами со стриптизом.  Отвечая на вопросы одного из учеников на уроке этики и психологии,  Фёдор Янович охарактеризовал это, как временную болезнь в виде спроса на  ранее недоступные зрелища. Он сказал также, что девушки, которые пробуют свои силы  в  выступлениях подобного рода, совершают некоторое насилие над своей природой  и  своей  моралью. И  это даётся  им достаточно  болезненно. Но, по  мнению  учителя, не  стоит  этим увлекаться, потому что придётся платить за это незаслуженно дорого. «Задиристая» Аня решила взять реванш у Фёдора Яновича, и заявила ему  и  всему классу, что  для  неё  не  составляет никакого труда обнажиться перед любой аудиторией, без  каких-либо душевных травм.

Учитель попробовал переубедить девушку, но безуспешно. Все аргументы учителя Аня разбивала в пух и  прах одним мизинцем.

Тогда Фёдор Янович подумал, что здесь может помочь приём Эзопа. И он после маленькой паузы, во время которой в классе воцарилась напряжённая тишина, сказал  Ане  будничным  голосом: «Аня, выходи к доске.» Тут Аня почувствовала какой-то подвох и слегка напряглась. В глазах её промелькнуло замешательство, она заволновалась и даже немного подурнела. «Зачем?» Учитель сказал ей в ответ:«Аня, ты же знаешь Фёдора Яновича, он тебе плохого никогда не предложит.» Аня подошла  к  доске, остановилась и повернулась лицом  к  классу. Она, возможно, подумала, что Фёдор Янович захотел продолжить дискуссию на равных,  лицом  к аудитории. Стоя за аниным правым плечом,  Фёдор Янович предложил  ей  мягким доброжелательным голосом: «Раздевайся.»

Ошарашенная Аня, обращённая лицом к ошарашенным одноклассникам, стала отнекиваться: «Сейчас? Прямо здесь? А если директор зайдёт?» Учитель отвечал: «Да, здесь …Тебе же это не трудно…Зайдёт директор – мы, я и ты, объясним ей, что у нас психологический эксперимент…Возможно, директору тоже захочется посмотреть и послушать …»

Поняв, что она себя загнала в угол, Аня начала расстёгивать пуговки сверху вниз на лифе платья. Её смятение нарастало. Дойдя до второй пуговки, она взялась за неё, но иссякла. «Нет, Фёдор Янович, я не могу…» «Хорошо, Аня, садись. Спасибо тебе за участие в эксперименте.» И продолжил: «Ребята, поблагодарим Аню за возможность нам всем вместе понять, что это действительно трудно, и ,наверное, не стоит того.»

И заключая эту фазу урока, Фёдор Янович сказал: « Аня преподала нам и себе отличный урок. Около нас всегда может оказаться в такой момент недобрый человек, который попытается заставить выполнить обещание – в ущерб хвастунишке и на радость таким же, как и он сам. Мы здесь все – друзья: вы - и я и мы – никогда не причиним ущерба человеку, попавшему в положение Ани.»

Три послесловия.

Первое. «Приём Эзопа». Однажды  человек, вернувшийся   с Фароса, хвастал в присутствии Эзопа, что он там, на Фаросе, прыгал  в  высоту выше своего роста. Все восхищались, хотя  не  все поверили. Тут вышел вперёд Эзоп и сказал  ему: « Здесь Фарос.

Здесь прыгай!» И посрамил хвастуна.

Второе. Когда эксперимент развивался, несколько молодых людей, напряжённо и  молча, вглядывались в  глаза учителя. Фёдор Янович понял это так, что они были готовы вмешаться  и  остановить эксперимент, если бы он зашёл слишком далеко. И это очень порадовало учителя – значит, эти мальчики настоящие джентльмены, которые готовы были «заступиться» за Аню.

Третье. Когда Фёдор Янович, выступая на конференции учителей  в  РУНО, рассказывал коллегам об этом эксперименте как  о примере живой воспитательной работы, учителя, в подавляющем большинстве женщины, слушали, затаив дыхание. И прозвучал из зала вопрос: «А чтобы вы делали, если бы Аня продолжала  раздеваться догола?»  Фёдор Янович  сказал: «Замечательный вопрос! У меня правило, и я вам предлагаю взять его на вооружение, - не ввязываться в эксперимент, если у вас нет вариантов путей отхода. Наблюдая за манипуляциями Ани через  её правое плечо, я решил остановить эксперимент на третьей пуговице. Но Аня сама вышла из него на второй пуговице.»

Коллеги проводили Фёдора Яновича с трибуны бурными аплодисментами.

Категория: Разное | Добавил: tarablus
Просмотров: 177 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Конкурсы для детей

Я - Учитель!


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2017 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал