Сегодня: 19.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Эскизы 3 - зарисовки из педагогического опыта учителя

СКАЧАТЬ (68.0 Kb) 26.06.2017, 18:11
Паршина Маргарита Васильевна
воспитатель, ГБОУ Школа №1467, ДО 7
№18.   Контрастный душ.

После увольнения в запас с офицерской службы мой коллега Фёдор Янович походил по близлежащим школам в одном из спальных районов «златоглавой красавицы», и устроился – не с первого захода, но со второго – на работу учителем.

Интересно, что встречи с директорами этих двух школ оказались сеансом «контрастного душа».

В первой из них директор посмотрела на Фёдора Яновича  «рентгеновским взглядом» и почти сразу сказала, что он не подходит, - «диплом не педагогического вуза».

В том дипломе было сказано, что его обладатель имеет право преподавать в средних и высших заведениях. Но Фёдор Янович без слов забрал диплом и пошёл в другую школу. Он понял – и внутренне одобрил – позицию директора. Женщина «дышала» авторитарностью, а  Фёдор  Янович  был  человеком вольнолюбивым -  в конституционных рамках – и совсем не искал «бури». («Как будто в буре есть покой»). Нет его там, и вообще, хотелось плавного начала «новой гражданской жизни».

В следующей школе его словно… ждали. «Возможно, так показалось на контрасте»,  -  мелькнула в голове претендента мысль.

Или это был такой редкий в реальной жизни случай родства душ? Договорились  действительно  быстро. И директор спросила, когда Фёдор Янович смог бы приступить к работе. Он про себя решил проявить сдержанность и солидность, (хотя хотелось выйти в ближайшее время), и отвечал, что в очередной понедельник. Дело было в пятницу, а тогда школы работали и по субботам.

Тут директор, слегка волнуясь, спрашивает: «А вы не могли бы выйти завтра?» «Хорошо, выйду завтра», - ответил польщённый её заинтересованностью Фёдор Янович.

№19.   Энергетически опасное пространство.

Утром следующего дня  Фёдор  Янович  явился  к  директору, которую звали  Нина  Ивановна,  и  она  предложила  ему  вести пока два предмета – « Основы советского государства и права» и кинофакультатив. «Но  в  скором будущем», - сказала директор, - «я  смогу  дать  вам английский язык, одна  мама уйдёт в декрет.

Возможно, будут и  другие предложения».

В этот же день, бегло ознакомившись с учебником, Фёдор Янович провёл по новому «государственному» предмету  два урока в разных классах.

Ему было очень интересно, и, в  общем, не сложно. Фёдор Янович в студенческие годы был активным участником «лекторской школы» при ВУЗе, куда  записался осознанно,  для   развития ораторского искусства. И потом, он  был  книгочеем  с  раннего возраста, много знал и многое помнил. К тому  же  от природы был тем, что на приземлённом жаргоне называется  «трепачковая фабрика».

Был ещё один мощный союзник у дебютанта – гендерный. Школа изобиловала ( в  то  время, сейчас, возможно, что-то переменилось), учительницами; учителя были редким и, даже кажется, «вымирающим зверем». И поэтому Фёдор Янович, войдя в первый из двух восьмых классов, сразу попал в  атмосферу живого интереса и здорового детского голода.

Дебют был, можно смело сказать, успешным. Фёдор Янович, человек общительный и сравнительно остроумный, легко устанавливал  контакт  с  практически любой  аудиторией. Большим подспорьем оказался его студенческий опыт, когда, в лето очередного чемпионата  мира по  футболу, он девяносто  дней проработал пионервожатым в Евпатории с  детьми самого благодатного пионерского возраста – с «десятилетками».

Работал вместе с хорошим человеком, молодой и красивой женщиной и мамой по имени Анна, чья дочь была в  этом же пионерском отряде обе смены.

Это была нелёгкая работа, но очень интересный и  запоминающийся опыт. Их отряд был лучшим в пионерском лагере обе смены.

Одним из ярких и неожиданных для  Фёдора впечатлений было уважительное, с примесью робости, отношение, с  которым к ним, пионервожатым, обращались приезжавшие  из  Москвы родители, чтобы проведать своих  детей.  Люди  заметно  старше  Фёдора  и Анны, люди  состоявшиеся и достойные.

Ну  вот, школьная премьера Фёдора Яновича закончилась. Он возвращается домой ( пять минут пешком), в прекрасном настроении. И вдруг, уже  дома, ощутил, что внутри него что-то  происходит, что-то  новое, ранее  неизведанное. Сначала  он  подумал, что ему это кажется… Но  нет. Это реально  была … некая  вибрация, души ли, струн, нервов внутри. Волны  подступали и отступали…снова возвращались, но реже и реже, это было похоже на… «афтершоки» землетрясения.

И Фёдора Яновича вдруг осенило – это дети, мощный энергетический генератор, облучали его волнами  своего интереса, своимиэмоциями… видимо, процесс этот был взаимным,  дебютант тоже облучал детей  своими эмоциями, волнением,  интересом, - и получал в ответ сильное отражение. Вот какое это колдовское занятие…

Значит, обмен энергией с  детской аудиторией – мощное  лучевое поле. Это могучий источник и стимул профессионального  развития и роста учителя. Если интерес и тяга взаимные, это обогащает обе стороны и делает участников, хотя бы ненамного, лучше, интереснее, умнее, добрее…    

Но это одновременно то, что позволяет относить  учительскую работу  к   небезопасному поприщу. Почти  «вредное  производство»… В том смысле, что  она требует постоянного самосовершенствования, если ты хочешь быть всегда в фокусе; в  зените; всегда соответствовать ожиданиям и требованиям этой непростой, но  благодарной аудитории; быть  достойным  призвания…

№20.  Почти бесшумный, почти безумный марш-бросок.

Однажды Фёдор Янович согласился подменить коллегу, Марту Силовну,  на  уроке английского языка  в шестом классе. Директор замену разрешила. Фёдор  Янович  пришёл  на  урок  и  быстро  понял, что дети «плывут»  и  «узёвываются». Учитель – человек бывалый  и  психологичный - решил эту сонливую атмосферу  «встрепенуть». Иначе, он понимал, урока  не  получится, всё увязнет  в  сонном болоте. «Слушайте мою команду», сказал он детям. Заинтригованные дети оживились и с интересом посмотрели на учителя.  «Разувайтесь»,  -  сказал  учитель  детям.  Дети,  слегка  ошарашенные, стали  сбрасывать обувь.  Как  всегда, нашёлся  скептик. «А  может, ещё надо и раздеться ?»  с  ехидцей  спросила одна девочка.  Фёдор Янович  сказал: «На первый раз не будем усложнять,  а  потом  посмотрим». Дети сбросили обувку. «Теперь внимательно послушайте, что вам нужно будет сделать. Если будут вопросы, смело  спрашивайте». Дети  превратились в слух и ели учителя глазами. «Вы  все бесшумно выходите из класса в рекреацию, (это  был  второй этаж), и  выстраиваетесь на линии воображаемого старта  в  сторону  ближайшей правой стенки. Вместе, дружно,  по  моей команде «марш» мчитесь  к  стенке; у  стенки притормаживаете, и  упруго,  руками, отталкиваетесь от стенки, чтобы бежать обратно в класс. Категорически нельзя толкаться, подставлять ножки и вообще создавать ка кие-либо помехи своим товарищам по забегу. Если кто-нибудь на полной скорости споткнётся и упадёт,  могут быть серьёзные травмы. Тогда вместо весёлой разминки у нас  будут проблемы. А меня родители  пострадавших  детей  линчуют на месте – и будут правы. Ещё одно условие: перед дверью  в  класс мальчики замедляются  и пропускают девочек вперёд».  Некоторые мальчики загудели – «Вот  ещё чего, мы  не  будем  их  пропускать  вперёд». «Хорошо,   будь  по-вашему», - сразу согласился Фёдор Янович. «Но мальчики, которые не хотят быть джентельменами, в забеге  не  участвуют. Я никого не  хочу принуждать». Мальчики  смолкли,  а  девочки  посмотрели  на  Фёдора Яновича благодарными глазами.

Забег прошёл  фантастически  успешно. По  школе прокатился дробный  топот босых детских ножек. Когда дети, оттолкнувшись от стенки, помчались обратно в класс, с первого на второй этаж орлицей взлетела директор с широко раскрытыми глазами, в  каждом из которых горело по знаку вопроса: «ЧТО…ЗДЕСЬ… ПРОИСХОДИТ!?»

Но, увидев организатора забега, директор  с  огромным  облегчением выдохнула: «Ааа, это Фёдор Янович…»

У Фёдора Яновича было много хороших директоров.  Но только одна, Нина Ивановна, первая, была и осталась  для Фёдора Яновича родным  человеком, «доброй феей».

После забега  урок прошёл замечательно. Дети всё  схватывали на лету, с  огоньком  хором  нараспев  повторяли  за  учителем английские слова, фразы  и  выражения, и  лучились счастьем.  После урока вся группа вместе с Фёдором Яновичем проскакала на одной ножке со второго на первый этаж через холл и в столовую на обед, производя на зрителей гипнотический эффект с  примесью веселящего газа.

 «Много лет прошло  с  тех пор», - говорит задумчиво Фёдор Янович. «Но  одно  волшебное  ощущение – ЧУДА -  не отпускает  меня. Подумайте, ведь я дьявольски рисковал. Взбреди  в  голову какому-нибудь хулиганистому шалуну идея  подставить ножку, толкнуть своим корпусом кого-то из  соседей в спину или в бок  – мог бы  получиться  грандиозный  завал – похлеще  велосипедного на «Тур де Франс».

Я благоговею перед детской отзывчивостью, чуткостью  и  солидарностью. И перед их трепетным отношением к учителю, которому они поверили. И  которого они  на  миг полюбили».

 

№21.  Цвет, запах и вкус.

Когда Фёдор Янович  устроился на работу в первую школу, ему предложили вести уроки по советскому праву и кинофакультатив, а позднее  обещали ставку  учителя  английского языка, в  связи  с уходом штатной учительницы в декрет. Нина Ивановна, директор, вскоре посетила один из уроков Фёдора Яновича. На ближайшем педсовете она сказала, что новый  учитель отвечает всем требованиям; она рада такому пополнению и просит коллег любить его и жаловать.

Вскоре к  Фёдору Яновичу обратилась «биологичка», симпатичная молодая замужняя женщина, со  слёзной  просьбой взять ещё один предмет – «этику  и  психологию семейной жизни». Ученики терзают её вопросами, на которые ей стыдно  и  невозможно отвечать. Фёдор Янович сразу согласился. Он исходил из того, что его сестра в своё время училась  на врача, и Фёдор  Янович регулярно перелистывал её учебники и медицинскую энциклопедию. К тому же, когда он служил военным переводчиком арабского языка в одной из стран, он регулярно покупал в  киосках американский популярный журнал «Sexology» для языковой практики  и  повышения своей эрудиции. Фёдор  Янович  не  боялся никаких вопросов, морально был к ним готов, а опыт регулярных публичных  выступлений перед работниками московских «почтовых ящиков» вооружил его разными полезными приёмами, один из которых – искать и  находить ответы на самые трудные вопросы вместе с аудиторией.

Когда Фёдор Янович приступил к чтению этого «животрепещущего» курса, он сказал ученицам и  ученикам, что  они уже достаточно взрослые молодые люди – восьмой класс, 14-15 лет; и если кому-то нужно во время урока выйти «по личным делам», не нужно сообщать ему и всем конкретную причину. «Я демократ по своей природе и воспитан в духе уважения к тайне чужой личной жизни,» - пояснил Фёдор Янович. Молодёжь очень положительно  отнеслась к этому заявлению, и с этого момента пользовалась формулой: «Можно выйти?» «Да,» - отвечал учитель, и  иногда шутливо добавлял: «Но возвращайся, когда сможешь, мы будем по тебе скучать.»

Одной девушке захотелось протестировать Фёдора Яновича. Известно, что  в  средней школе учителя-мужчины были - и есть? в меньшинстве; и некоторые храбрые девицы-экспериментаторы любят так или иначе проверять реакцию этого экзотического  вида преподавателей на «женскую откровенность» - что будет? смутится? собьётся с темпа? покраснеет? и, может быть, выбежит  в коридор, глотая слёзы?

И такая «разведчица»  по  имени  Аня  однажды  спрашивает:  «Фёдор Янович, можно выйти?» «Да, Аня,  конечно,» - отвечает учитель. Тут Аня, интригующе, поедая учителя глазами,  продолжает: «Но я  не  просто  так.» «А как, интересно?» -  подыгрывает ей учитель, понимая, что это «проверка на вшивость», выражаясь по-молодёжному. «Я  по-маленькому,» - абсолютно  нараспашку открывается девица. «Тогда  у  меня будет к тебе большая личная просьба,» - говорит  учитель. «Какая?!» - томно пропела Аня. И в глазах её мелькнула нечто вроде: «Неужто клюнул?!»

Тут напрягся  весь  класс. Смесь чувств изливалась на  учителя из глаз всех присутствующих, и  главными были недоумение,  даже оторопь, и  острое любопытство – о  чём  может  спросить взрослый мужик прелестное юное создание с привлекательными формами, честно  признавшееся, что оно идёт пописать?

 «Обещай, Аня, что, когда ты вернёшься, подробно опишешь нам цвет, запах и вкус.»

Взрыв хохота был таким, что в  классе звякнули оконные стёкла.

А Аня ещё долго молча мотала головой, как контуженая.

Больше никто никогда ни  в  каком классе этой школы не сообщал Фёдору Яновичу, зачем  он (она) просят  разрешение  выйти.

№22.   Третья пуговичка.

Но Аня быстро оправилась от «контузии» и продолжила тестировать Фёдора Яновича  на  уроках этики и  психологии семейной жизни. (Чему учитель был  рад, рад  тому, что  анино  потрясение оказалось некритическим.)  В те поры  в стране наблюдалось увлечение  молодёжи некоторыми западными развлечениями  –  в частности, видеофильмами со стриптизом.  Отвечая на вопросы одного из учеников на уроке этики и психологии,  Фёдор Янович охарактеризовал это, как временную болезнь в виде спроса на  ранее недоступные зрелища. Он сказал также, что девушки, которые пробуют свои силы  в  выступлениях подобного рода, совершают некоторое насилие над своей природой  и  своей  моралью. И  это даётся  им достаточно  болезненно. Но, по  мнению  учителя, не  стоит  этим увлекаться, потому что придётся платить за это незаслуженно дорого. «Задиристая» Аня решила взять реванш у Фёдора Яновича, и заявила ему  и  всему классу, что  для  неё  не  составляет никакого труда обнажиться перед любой аудиторией, без  каких-либо душевных травм.

Учитель попробовал переубедить девушку, но безуспешно. Все аргументы учителя Аня разбивала в пух и  прах одним мизинцем.

Тогда Фёдор Янович подумал, что здесь может помочь приём Эзопа. И он после маленькой паузы, во время которой в классе воцарилась напряжённая тишина, сказал  Ане  будничным  голосом: «Аня, выходи к доске.» Тут Аня почувствовала какой-то подвох и слегка напряглась. В глазах её промелькнуло замешательство, она заволновалась и даже немного подурнела. «Зачем?» Учитель сказал ей в ответ:«Аня, ты же знаешь Фёдора Яновича, он тебе плохого никогда не предложит.» Аня подошла  к  доске, остановилась и повернулась лицом  к  классу. Она, возможно, подумала, что Фёдор Янович захотел продолжить дискуссию на равных,  лицом  к аудитории. Стоя за аниным правым плечом,  Фёдор Янович предложил  ей  мягким доброжелательным голосом: «Раздевайся.»

Ошарашенная Аня, обращённая лицом к ошарашенным одноклассникам, стала отнекиваться: «Сейчас? Прямо здесь? А если директор зайдёт?» Учитель отвечал: «Да, здесь …Тебе же это не трудно…Зайдёт директор – мы, я и ты, объясним ей, что у нас психологический эксперимент…Возможно, директору тоже захочется посмотреть и послушать …»

Поняв, что она себя загнала в угол, Аня начала расстёгивать пуговки сверху вниз на лифе платья. Её смятение нарастало. Дойдя до второй пуговки, она взялась за неё, но иссякла. «Нет, Фёдор Янович, я не могу…» «Хорошо, Аня, садись. Спасибо тебе за участие в эксперименте.» И продолжил: «Ребята, поблагодарим Аню за возможность нам всем вместе понять, что это действительно трудно, и ,наверное, не стоит того.»

И заключая эту фазу урока, Фёдор Янович сказал: « Аня преподала нам и себе отличный урок. Около нас всегда может оказаться в такой момент недобрый человек, который попытается заставить выполнить обещание – в ущерб хвастунишке и на радость таким же, как и он сам. Мы здесь все – друзья: вы - и я и мы – никогда не причиним ущерба человеку, попавшему в положение Ани.»

Три послесловия.

Первое. «Приём Эзопа». Однажды  человек, вернувшийся   с Фароса, хвастал в присутствии Эзопа, что он там, на Фаросе, прыгал  в  высоту выше своего роста. Все восхищались, хотя  не  все поверили. Тут вышел вперёд Эзоп и сказал  ему: « Здесь Фарос.

Здесь прыгай!» И посрамил хвастуна.

Второе. Когда эксперимент развивался, несколько молодых людей, напряжённо и  молча, вглядывались в  глаза учителя. Фёдор Янович понял это так, что они были готовы вмешаться  и  остановить эксперимент, если бы он зашёл слишком далеко. И это очень порадовало учителя – значит, эти мальчики настоящие джентльмены, которые готовы были «заступиться» за Аню.

Третье. Когда Фёдор Янович, выступая на конференции учителей  в  РУНО, рассказывал коллегам об этом эксперименте как  о примере живой воспитательной работы, учителя, в подавляющем большинстве женщины, слушали, затаив дыхание. И прозвучал из зала вопрос: «А чтобы вы делали, если бы Аня продолжала  раздеваться догола?»  Фёдор Янович  сказал: «Замечательный вопрос! У меня правило, и я вам предлагаю взять его на вооружение, - не ввязываться в эксперимент, если у вас нет вариантов путей отхода. Наблюдая за манипуляциями Ани через  её правое плечо, я решил остановить эксперимент на третьей пуговице. Но Аня сама вышла из него на второй пуговице.»

Коллеги проводили Фёдора Яновича с трибуны бурными аплодисментами.



Категория: Разное | Добавил: tarablus
Просмотров: 961 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог