Сегодня: 07.12.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Разное


Федеральный курс “Шахматы – школе” в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности

29.11.2019, 09:37
Акишина Валентина Васильевна
учитель шахмат, МБОУ гимназия им. А.И.Яковлева г.Урай, ХМАО – Югра
Федеральный курс “Шахматы – школе” в рамках реализации ФГОС
во внеурочной деятельности
В.В. Акишина,
МБОУ гимназия им. А.И.Яковлева г.Урай, ХМАО – Югра,
Учитель шахмат

Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал и воспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания, которые приобретает человек в возрасте от 6 до 18 лет, могут храниться на пятидолларовом чипе памяти. Эта информация есть в Интернете в абсолютно бесплатном доступе…
Какое же образование соответствует реалиям XXI века?
Сегодня ценится способность анализировать ситуацию, выдвигать гипотезу, предлагать варианты решения и претворять их в жизнь – со страстью делать это быстрее и лучше других. Современный ученик должен быть в состоянии определить проблему, найти вариант её решения и иметь достаточно смелости его реализовать.
«На земле всего лишь 2% русскоговорящих и русскодумающих людей. Но сколько открытий наши предки подарили человечеству! Русская идеология, философия, огромные культурные и научные корни – это серьёзная заявка современному миру, который требует мгновенной рефлексии. Нам нужно ввести моду на интеллектуально – гимнастические залы, чтобы увлечь подрастающее поколение стремлением к развитию и интеллектуальным тренировкам. В мире перевёрнутых ценностей, который стоит на краю пропасти, нужно раскрывать свои сверхспособности вместо того, чтобы конкурировать» [1]… И огромная ответственность в формировании нашего будущего возлагается на педагогов!
Сегодня объединяются силы всех заинтересованных организаций на введение шахмат в общеобразовательные учреждения. Глобальная программа ФИДЕ "Шахматы – в школы" поддерживается представителями крупного бизнеса. Ведь вклад в подрастающее поколение – это самые эффективные инвестиции! Огромную работу ведёт в этом направлении А.Е. Карпов: "Моя суперидея состоит в том, чтобы вернуть шахматам былую популярность, причём добиться введения шахмат в школьную программу. Если наша мечта осуществится, и в каждой школе шахматы станут обязательным предметом, это будет не меньшим завоеванием, чем шахматная корона" [2].
Существуют две основные цели обучения детей шахматным азам: спортивная и общеразвивающая. Автор Федерального курса “Шахматы – школе” И.Г. Сухин [3] на сайте Всероссийского Интернет-педсовета в 2006 году задал вопрос о школьных шахматах известнейшему педагогу, доктору психологических наук, профессору Ш.А. Амонашвили. И вот ответ Шалвы Александровича: «Еще в 1964 году я впервые ввел в учебный план урок шахмат. В начальных классах, 1, 2, 3, 4-м и дальше это шло до восьмого класса. Были уроки математики, языка, и далее по расписанию стоял у меня урок шахмат. И дети учились играть в шахматы… Для меня не сами шахматы были важны, а те качества, которые развивались при этом в учениках. Сила воли, сообразительность, терпение, умение дружить, умение проигрывать, выигрывать. Игра в шахматы помогала нравственному становлению моих учеников. Это не предмет, даже не спорт, это некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс. Если вводить шахматную игру в первом классе, вы скоро увидите, что дети ее осваивают не только для того, чтобы потом стать чемпионами, а тренируют волю, вырабатывают умение видеть чуть дальше, умение сдерживаться, умение планировать, а эти качества будут нужны во всех сферах познания» [4].
Сейчас идет адаптация шахмат к социальной сфере. Общество ждет, чтобы шахматы стали прикладным видом творчества, где отрабатываются навыки самостоятельного принятия решения, навыки анализа, навыки механизма действия в уме, – всего, чем человек должен уметь пользоваться в современном высокотехнологичном мире, где он остается, образно говоря, один на один с компьютером.
«Опытным путём было установлено, что скорость интеллектуальной реакции у детей, активно играющих в шахматы, на 40% выше, чем у неиграющих» [5]. Происходит так называемая аналитико–синтетическая деятельность мышления, постепенно и постоянно формируется механизм действия в уме. И на сегодняшний день, как пишет И.Г. Сухин [6], методика преподавания шахмат – один из тех редких аспектов, в которых Россия является мировым лидером!
Существуют пока нормативные ограничения, связанные с необязательностью шахматного образования. Но «открыта дорога» шахматам: в рамках 10-ти недельных часов во внеурочной деятельности ФГОС НОО и в дополнительном образовании. Учитывая новые направления образовательной политики ХМАО – Югры по внедрению шахматного образования, образовательные запросы родителей учащихся, в МБОУ ДОД «ЦДОД» города Урая был разработан инновационный проект по теме «Шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников».
Цель проекта: организация работы по обучению учащихся начальных классов игре в шахматы в условиях ФГОС НОО во внеурочной деятельности, способствующей развитию способности «действовать в уме». Обучение шахматам проводилось в течение трёх лет в группах учащихся начальных классов урайской средней школы №5 педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД «ЦДОД». В образовательный процесс школы в рамках ФГОС НОО во внеурочной деятельности была включена дополнительная программа И.Г. Сухина «Шахматы – школе» по обучению детей игре в шахматы (с добавлением 1-2 часов на изучение каждой темы, применением ИКТ – технологий и интернет – ресурсов «Шахматная планета» и «Шахматный портал Югры»). На занятиях использовались компьютерные игры «Динозавры учат в шахматы», «Шахматное образование», «Шахматная школа».
За оценку эффективности взяты показатели: 1. Сохранность контингента. 2. Диагностика развития логики и сформированности компетентности. 3. Личные достижения учащихся.
Сохранность контингента составила: 2012 – 2013 уч. год – 95%, 2013-2014 уч. год – 95%, 2014 – 2015 уч. год – 100%.
По данным мониторинга освоения программы I-III гг. обучения составляет высокий уровень – 60%, средний уровень – 40%.
Достигнута положительная динамика по сформированности компетентности учащихся: социально – личностные: 50%, информационные: 63%, учебно-познавательные: 61%, коммуникативные: 63%, общекультурные: 61%.
Рост всех показателей имеет устойчивую положительную динамику, что подтверждается высоким качеством показателей участия воспитанников в шахматных турнирах, различных интеллектуально-творческих конкурсах, научно-практических конференциях.
С помощью внедрения шахматного образования в течение трёх лет у младших школьников улучшились важные компетенции, такие как:
 уровень произвольности поведения на 32%,
 развитие логического мышления на 35%,
 развитие пространственной ориентации на плоскости на 40%,
 развитие коммуникативных навыков на 30%,
 повышение интереса детей к игре в шахматы на 50%.
Шахматному движению в Урае способствует преподавание шахмат в системе общего, дошкольного и дополнительного образования.
В детском саду №6 “Дюймовочка”, получившем статус “Экспериментальной площадки по обучению игре в шахматы детей дошкольного возраста”, одно занятие математики в старшей группе заменили шахматами. Дети раз в неделю соприкасались с волшебным миром деревянных фигурок... И результаты превзошли все ожидания! Пятилетние ребятишки, которые всего лишь полгода обучались по программе И.Г. Су-хина «Шахматы – школе», показали на открытом занятии свои способности. Они, перевоплотившись в фигурки, выстраивались на короткие и длинные диагонали, горизонтали и вертикали! Проговаривая стишок, выставляли все фигуры в начальную позицию, отгадывали шахматные загадки и проходили лабиринты на шахматной доске, а затем показали великолепную шахматную сказку с танцами и песнями. Они вместе с родителями сочинили целую книгу шахматных сказок с иллюстрациями. И всё это делалось с большой отдачей! Видно, что родители “двумя руками – за!”. Они шили шахматные костюмы, рисовали, ламинировали цветные лабиринты многоразового использования (дети фломастером рисовали проход фигуры, а после проверки ламинированная карточка вытиралась). Огромная заслуга была в этом воспитателей и администрации детсада. Ребята подготовительных групп посещали кружок “Юный шахматист”. В рамках городского семинара “Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы в условиях детского сада» было так же представлено открытое занятие кружка. Дети с лёгкостью находили “домики” для фигур на шахматной доске, решали математические примеры на ценность фигур и задачи на мат в 1 ход. Да – это игра тысячи радостей!
И.Г. Сухин в своих работах указывает, что обучение игре в шахматы не самоцель – только использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать огромный педагогический потенциал, заложенный в древней игре. И с этой точки зрения шахматы следует рассматривать как четко структурированную систему постепенно усложняющихся занимательных развивающих заданий и дидактических игр. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше – на уровне, доступном для ребенка [7].
«Игра эта действительно уникальна, сама по себе – это неисчерпаемый мир, а сейчас они повернулись к нам своей новой гранью: шахматы – инструмент интеллектуального развития детей, хотя всегда эту функцию выполняли» [8].
Во многих странах шахматы вводятся в дошкольную и школьную программы в качестве основного или дополнительного предмета, так как это способствует формированию осмысленного чтения и письма, самостоятельного решения и составления задач…
Федеральный курс И.Г.Сухина «Шахматы – школе» ориентирован на заботу о здоровье детей через оптимальный, ориентированный на зону ближайшего развития каждого ребенка уровень сложности содержания и методов освоения программы. Здесь применяется новая здоровьесберегающая педагогическая технология – «Технология развития способности действовать “в уме” с использованием шахматного материала» («Шахматно-задачная технология И.Г. Сухина»), которая обеспечивает деятельностную основу образовательного процесса, его тесную связь с практикой и жизнью [9]. Дети в короткие сроки ставят перед собой задачу и находят решение. Они в неисчерпаемом пространстве вариантов, подчинённом простым и незыблемым правилам, управляют временем, пространством и материалом. Они – творцы [10; 11].
Об уникальности шахмат как обязательного учебного предмета хорошо сказал С. Говорухин в интервью М. Манаковой: «Интеллектуальный уровень общества заметно понизился... Прежде всего, надо ввести шахматы в школе обязательным предметом. Потому что уже только идиот не понимает, насколько это полезно ребенку. Это развивает его аналитические способности. Вообще, он начинает мыслить… Шахматы нужно внедрять. Это как с чтением: и родители, и школа должны заставлять детей, и не просто заставлять, а сначала приучить, потом заставить полюбить читать книгу. Не каждого увлечешь шахматами, но многих увлечешь. И делается это, прежде всего, не для того, чтобы подготовить чемпиона мира. А для того, чтобы дети росли интеллектуально развитыми. Шахматы – это ведь не только спорт, это еще и наука, и искусство. Они развивают человека очень гармонично… Огромную роль в этом деле должны играть журналисты, педагоги, чемпионы, конечно. Надо объяснять, неустанно объяснять, насколько шахматы полезны молодому человеку, вступающему в жизнь… Это же игра, придуманная Господом Богом…" [12].

Литература и интернет–ресурсы
1. Довгань В.Н. Семинар Тони Роббинса для MeetPartners GLOBAL CLUB. http://pesni.fm/artist/videos/%D0%9E.+%D0%A2%D0%BE%D0%BD%D0%B8
2. Сухин И.Г. Некоторые важнейшие материалы сайта. http://chess555.narod.ru/find.htm
3. Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы – школе». – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 40 с.
4. Сайт Всероссийского Интернет-педсовета. Ш.А. Амонашвили http://pedsovet.org/ask/206/question2245.html
5. Фесенко Т.К. Учебная дисциплина «Шахматы» в начальной школе: Научно-практическое обоснование проекта-концепции. – Обнинск: Духовное возрождение, 2010. – 96 с.
6. Сухин И.Г. Учебный предмет «Шахматы» в школе как инструмент развития мышления: История, методология, научные исследования и опыт внедрения. – Германия: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 280 с.
7. Сухин И.Г. О научных основах Федерального курса «Шахматы – школе» // Шахматное образование в Зауралье – 2014: Сборник материалов I регионального форума 17 декабря 2014 г. – Курган: Институт развития образования и социальных технологий, 2014. – С. 17-23.
8. Лигаева А.М. Шахматы научат детей мыслить. http://chess2013.ru/index/shakhmaty_uchat_detej_myslit/0-6
9. Сухин И.Г. Шахматы как инструмент развития мышления детей в контексте наднационального образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. – 2010. – №2. – С. 97-104.
10. Акишина В.В. ФГТ, ФГОС и шахматы // Материалы Международной научно-практической конференции "Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования". Ханты-Мансийск, 10–13 июня 2013 г.: Сборник тезисов докладов / Составители: И. Г. Сухин, Г. В. Ковалева; научный редактор И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 416 с.
11. Акишина В.В. Шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников // «Российский и международный опыт и перспективы работы с одарёнными детьми»: материалы Всероссийской научно-практической конференции / (редкол.: В.А. Егорова к.ф.-м.н. Ю.И. Семенов М.М. Черосов д.п.н.) – Якутск: Ленский край, 2014. – 334 с.
12. Говорухин С.С. Шахматы придуманы Господом Богом. http://chess-news.ru/node/2223


Категория: Разное | Добавил: Myhobiisch
Просмотров: 97 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог



Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 07.12.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал