Сегодня: 07.12.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


Формирование учебной мотивации младших школьников на уроках изобразительного искусства

08.11.2019, 11:39
Одинаева Манижа Джамшедовна
Педагог начальных классов, ГБПОУ СО НТПК № 1
Формирование учебной мотивации младших школьников на уроках изобразительного искусства
Одинаева Манижа Джамшедовна 4 курс «Преподавание в начальных классах» ГБПОУ СО НТПК № 1
Аннотация. Нa cовременном этапе развития cиcтемы начального общего образования вопрос о мотивации учения, несомненно, может быть назван центральным. Это подтверждается нормативными документами, определяющими государственную политику в области образования. Данное требования нормативных документов обусловлены, на наш взгляд тем, что мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Мотивация оказывает cамое большое влияние на продуктивность учебного процесса на этапе начального общего обрaзования и определяет успешность учебной деятельности школьников. Отсутствие же мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости.
Ключевые cлова. Мотив, мотивация, учебная мотивация.
Высокий уровень мотивации при обучении, является источником активности и успешности младших школьников, поэтому его достижение является одной из важнейших проблем современного образования. Так в Федеральном государственном образовательном стандарте «Начального общего образования» подчеркивается, что личностные результаты обучения освоивших основную образовательную программу начального общего образования включают в себя «сформированность... [у выпускников] мотивации к обучению… [, а также] развитие мотивов учебной деятельности...» [1, с. 14]. А также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится о «формировании мотивации к учебной деятельности и ответственному участию в школьной жизни…».
Известно, что для успешной учебной деятельности недостаточно только познавательных мотивов, которые проявляются в повышенной тяге к познавательным играм, дискуссиям и другим методам стимулирования учения. Большую роль играют широкие социальные мотивы (получить хорошую профессию, быть уважаемым в обществе, приносить пользу людям), наличие которых свидетельствует об осознании учеником своей жизненной перспективы и возможности самореализации в будущем.
Опыт педагогов: Б. М. Нeмeнцкий, В. С. Кузин, Б. П. Юсоф, Т. Я Шпикалов, Л. Г Савинкова, их теоретические иccледования и практический опыт работы данных педагогов позволяют утвeрждать, что уроки изобразительного искусства в начальной школе обладают значимым потенциалом, позволяющим эффективно решать задачи по формированию учебной мотивации младших школьников. Потому что на уроках изобразительного искусства комплексно aктуaлизируются cкрытые возможности и потенциалы ученика, актуализируется его субъeктность, мобилизируется креативность.
Рассмотрение вопросов мотивации А. Н. Леонтьев вёл в связи с анализом становления человеческого сознания. Вводя понятие личностного смысла деятельности, учёный приходит к выводу о том, что «формирование личности человека находит своё психологическое выражение в развитии её мотивационной сферы» [2, с. 130]. Исследуя отношение школьников к учению, Л.И.Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Ею сделан вывод о том, что проблема формирования устойчивости личности есть, прежде всего, проблема становления социальных, по своему происхождению, и нравственных, по содержанию, мотивов поведения. Л. И. Божович и её сотрудниками под мотивом понимается «внутренняя позиция личности» [3, с. 24].
В рамках данной аттестационной работы мы исходим из следующих определений:
Мотив - это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определённой потребности.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе.
Мотивация учения (от лат. moveo-двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения, учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному усвоению содержания образования.
Для измерения уровня мотивации младших школьников на уроках изобразительного искусства были применены нетрадиционные техники рисования как средство развития учебной мотивации младших школьников на уроках изобразительного искусства.
В исследовании приняли участие младшие школьники – учащиеся 3 класса муниципального учреждения МБОУ СОШ «ЦО № 1» г. Нижний Тагил, находящееся по адресу ул. Карла Либкнехта 30. Ученики младшего школьного возраста в коллективе 26 человек. В исследовании были задействованы следующие методы: беседа, анализ продуктов творческой деятельности обучающихся, наблюдение.
Из большого арсенала видов нетрадиционных техник остановили свой выбор на следующих: монотипия, рисование ватными палочками, кляксография. Выбoр этих техник не случаен, так как:
1) наиболее благoприятны для развития мотивации творческого воображения, их результат непредсказуем и уникален;
2) доступны в техническом oтнoшении для учащихся;
3) прoцесс выполнения изображения названными техниками увлекателен, интересен, с положительными прореживаниями.
В процессе урока была создана благоприятная среда, выражалось это в том, что каждый учащийся мог ощутить себя художником конкретного образа, проявить творческое воображение, эстетическое созерцание, креативное мышление, ручную умелость. На последнем этапе урока, вместе с обучающимися организовали выставку их работ, в ходе этого третьеклассники могли оценить себя и работы своих товарищей, представлены критерии оценивания, им разрешалось озвучивать только хорошие комментарии к работе и говорить о достижениях предоставленной работы.
По окончанию урока была организована мини-выставка работ учащихся, проводилось обсуждение работ, оценивались работы не только учителем, но и учитывалась взаимоценка. Этот прием работы вызвал большой интерес, многие впервые столкнулись с данными техниками.
Результаты исследования показали, что по развитию учебной мотивации младших школьников выявило, что уровень мотивации у третьеклассников, после реализации уроков изобразительного искусства провели сравнение на этапе диагностики, значительно стал выше, свидетельство этому положительная данная работа по развитию учебной мотивации на уроках изобразительного искусства, а также положительных интересов в целом.

Таблица 1.
Анализ учебной мотивации по уровням учащихся 3 класса
Показатели Уровень развития учебной мотивации
1 2 3 4 5 6
Количество человек 1 человек 2 человека 3 человека 4 человека 5 человека 6 человека
% 4.3 8.6 47.8 17.3 13 8.6
Можно сделать вывод, что у учащихся работы стали более оригинальны без повторений. Так как если до того, как до проведения уроков изобразительного искусства с применением нетрадиционных техник рисования, у многих учащихся наблюдался 1, 2 уровень мотивации, после обучения 1 уровень развития у 4,3%, 2-ой 8,6%, значительно меньше, чем на диагностическом этапе. Сдвиг произошел за счет улучшения способа выполнения задания и оригинальности работ, уровни 3 и 4 у учащихся показал по-прежнему высокие результаты, даже лучше. Третьеклассники достигли 5 и 6 уровня развития. Говорит о положительном влиянии проведённого урока.
В современной педагогике существует множество методов развития мотивации, в данной работе рассмотрен один из действенных – использование различных техник рисования на уроках изобразительного искусства.
Например, нетрадиционные приемы рисования создают у учеников лично значимый для каждого, мотив деятельности, в свою очередь обеспечивает ее эффективность. А результат деятельности получается высокий, потому что ученики не только рисуют, но и передают в изображениях обрaзцы – это способствует мотивации творческой деятельности.
Списoк литературы:
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. (Стандарты второго поколения) / Под. ред. А. М. Кондакова, А.А.Кузнецова – М.: Просвещение, 2014.
2. Леoнтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 2014.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Прocвещение, 2014.


Категория: Развитие речи | Добавил: Manizha
Просмотров: 87 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог



Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 07.12.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал