Программные задачи: 1.Учить детей проводить звуковой анализ слов. 2.Учить детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризовать. 3.Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком. 4.Активизировать в словаре детей глаголы (мяукает, кукарекает, блеет и т.д.) 5.Воспитывать интерес к устному народному творчеству
Материал: Дем-ый: Дид. игра «Назови слова», дид. игра "Огоньки", картина – схема «дым», фишки синего, зеленого, красного цвета, указка. Разд–ый: картинки – схемы «дым», фишки синего, зеленого, красного цвета.
Методы и приемы: Художественное слово, вопросы, указания, оценка, дидактическая игра, образец, показ иллюстраций, объяснение, пояснение.
Предварительная работа: Чтение и рассматривание иллюстраций русской народной сказки "Зимовье". Дид. игра "Кто какие звуки издает?" Ход НОД: 1. Организационный момент. В: Возле леса на опушке Звери строят там избушку. Злых гостей не ждут они, Их прогонят дружно. Угадайте без подсказки Название этой сказки? Д: Зимовье В: Как вы понимаете, что такое зимовье? Д: Это дом, в котором можно перезимовать. В: Отгадайте дети о каком звере из сказки зимовье идет речь. - розовая, толстая, неповоротливая, хвост крючком (свинья) - большой, рогатый, мычит, хвост метлой (бык) - маленький, горластый, яркий, разноцветный (петух) - пушистый, ловкий, усатый (кот) - кудрявый, бодатый, блеет страшным голосом (баран)
2. Дид. упр. «Кто какие звуки издает?» Кот – мяукает, петух – кукарекает и т. д.
3.Дид. игра «Огоньки» В: Как вы думаете, почему звери решили строить зимовье? Д: Потому что пришла поздняя осень, стало холодно. В: Каждый зверь выполнял свою работу и говорить им было некогда. Они общались с помощью сигналов. Я вам буду называть звуки, а вы поднимайте кружок нужного цвета (синий или зеленый). Если я назову твердого братца - твердый согласный звук, кружок какого цвета вы поднимите? Д: Синий В:Если я назову мягкого братца - мягкий согласный звук, кружок какого цвета вы поднимите? Д: Зеленый (В-ль называет звуки, дети поднимают фишки.)
4. В: Выбрали друзья в лесу место посуше. Натаскали дров, наготовили запасов. Пришла лютая зима. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Почему? Д: Они печку топили. Звуковой анализ слова «дым». В: Как выдумаете сколько звуков в слове "дым"? Д: Три звука. В: Как вы узнали? Д: Сколько клеточек, столько и звуков. В: Положите перед собой карточку для звукового анализа. Возьмите в руки указки. Поставьте указку на начало слова. Скажите слово так, чтобы услышали первый звук. Задержите указку под первой клеточкой. Назовите первый звук. Д: Первый звук "д". В: Давайте попробуем спеть и потянуть звук "д". Д: Мешают зубки, не поется. В: Как называются звуки, которые нельзя спеть, мешают губки или зубки? Д: Согласные В: Подумайте это твердый или мягкий согласный звук? Д: Твердый В: Какой фишкой мы обозначим твердый согласный звук? Д: Синей фишкой и т.д. все звуки
5.Физкультминутка. Я, как белка в колесе, Прыгаю на месте, Чтобы было веселей — Поскакали вместе. Дети совершают прыжки на месте. Раз, два, три, четыре, пять — Начал заинька скакать. Под счет прыгают 5 раз. Прыгать серенький горазд — Он подпрыгнул десять раз. Прыгают 10 раз.
6.Дид. игра «Живые звуки». Дети берут на себя роль звуков. В: Звук назови себя? Раз, два, три, четыре, пять - звуки пошли гулять. (Звучит музыка, дети танцуют) Раз, два, три - место свое займи. Дети читают получившееся слово.
7.Дид. упр. "Наведем порядок" В: Давайте поможем навести порядок в зимовье. Уберите фишку, которой мы обозначили звук "д". (Один ребенок работает у доски, а остальные дети на своих местах.)
8.Дид. упр. «Назови слова» со звуком «р», «р». В: В зимовье у зверей стоит мебель, в названии которой слышатся звуки «р», «р».
9.Подведение итога.
Литература: 1.Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1991 2.Грамота. Литература и речь. Работа со школой: Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие» / Ред.-сост. О.Г.Жукова. – М.: Аркти, 2007.
|