Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


Конспект НОД "Новый год в лесу" в старшей группе для детей с задержкой психического развития

12.11.2013, 21:28
Шаталина Наталья Геннадьевна
учитель-дефектолог, МБДОУ "Детский сад № 93" комбинированного вида г. Стерлитамак РБ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 93» комбинированного вида городского округа
города Стерлитамак Республики Башкортостан

Конспект НОД
по образовательной области «Познание», ознакомлению с окружающим и развитию элементарных математических представлений в старшей группе для детей с  задержкой психического развития

           
Тема: «Новый год в лесу»
                                          Составила и провела учитель – дефектолог
                                                     Шаталина Наталья Геннадьевна

                                            
Цель: Формировать математические представления во взаимодействии с познавательной деятельностью.
Коррекционно-образовательные: Закрепить известные детям сведения о геометрических фигурах Расширять знания детей о новогоднем празднике, закрепить умение находить направление на плоскости «слева, справа, посередине». Формировать умение классифицировать предметы. Формировать представление о числовом ряде. Формировать понятие «Ёлочные игрушки», учить описывать их.
Коррекционно-развивающие: Развивать речь, зрительное восприятие, пространственно-временные представления, логическое мышление, память, мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательная: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Воспитывать у детей умение радоваться, создавать положительный эмоциональный фон.

Предварительная работа: Чтение сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев», рассматривание сюжетных и предметных картинок по теме «Зима», «Новый год». Выкладывание нитками ёлочных игрушек.

Словарная работа: зимний лес, ёлочные игрушки, курай, числовой ряд.
Активизация словаря: морозный, зимний, белоснежный, чистый, пушистый.

Демонстрационный материал: деревья, мольберт, планшет с силуэтами птичек, белочек, зайчиков, шишек.. Игрушки, сундучок, цифры, ноутбук. Магнитофон, кассеты, ёлочные игрушки, мешочек..

Раздаточный материал: карточки с геометрическими фигурами, мишура.

Ход занятия:
На ноутбуке высвечивается тема недели, тема занятия, цель, задачи.
               
Группа украшена в соответствии с тематикой занятия.
Дети входят в группу, дефектолог обращает их внимание на гостей.

Дефектолог: Дети, посмотрите, к нам пришли сегодня гости. Они хотят      посмотреть, какие вы у нас умненькие, как вы хорошо умеете заниматься. Давайте поздороваемся с ними.
                      
(Дети здороваются)

Деф-ог: Ребята, скажите мне какое время года у нас сейчас? А почему вы так решили?
                    
(ответы детей)
Деф-ог: Кто мне скажет, а какой месяц сейчас?
(дети – декабрь)

Деф-ог:   Правильно, сейчас у нас декабрь. Дети, это необычный месяц. Он наряжает нашу землю в пушистый, белоснежный, сказочный наряд.

Деф-ог: Ребята, а что у нас ещё происходит в декабре? Кто к нам приходит в гости?
(Дети – дедушка Мороз)

Деф-ог: А что Д.Мороз приносит нам?
(Дети – подарки, елку)

Деф-ог: Ребята, а давайте мы не будем ждать, когда Д.Мороз принесёт нам ёлочку, а пойдём в лес и найдём её сами. Принесём в детский сад и нарядим. А чем наряжают ёлку?
(Дети - игрушками)

Деф – ог: А как эти игрушки называются?
(Дети – ёлочные. Если они затрудняются, дефектолог задаёт наводящие вопросы)     

Деф-ог: Ну так что мы решили? Пойдём в лес? А может быть, мы поедем, ведь до леса далеко идти.   
(Дети – поедем)

Деф-ог: До леса можно доехать на автобусе. Посмотрите, вот у нас необычный автобус стоит. Он едет без водителя. Но, чтобы сесть в него, нам нужны билеты. Но раз автобус у нас необычный, значит и билеты у него тоже необычные. Посмотрите, они с фигурами. Скажите, какие мы знаем фигуры? Правильно, а как мы их назовём одним словом?
(Дети – геометрические)

Деф – ог: Правильно, это геометрические фигуры. И вы должны внимательно посмотреть на  билеты и занять свои места.
(Дети садятся вместе с дефектологом в автобус)

Звучит сигнал машины
                             
Игра:  «Назови цвет и форму»

Деф –ог: Ну вот мы и приехали. Выходим. Ой, ребята, посмотрите как много снега. Холодно. А вам холодно? Давайте погреемся.
 
(Дети делают движения руками: хлопают руками, топают ногами, трут руками плечи, ноги).            Звучит музыка «Вьюга»

Деф – ог: Нагрелись. Пошли дальше. Ребята посмотрите, как в лесу красиво. А какой здесь воздух? Давайте подышим этим воздухом.
                       
Дыхательная гимнастика
«Вдыхаем носом быстро, выдыхаем через рот медленно»

Деф –ог: Кто мне скажет, каким воздухом мы дышали?
(Дети – морозным, свежим, чистым)

Деф – ог: Посмотрите вокруг. Сколько в лесу деревьев, какие они нарядные, пушистые, в снегу. А давайте поиграем в игру «Посади меня на место» (ориентировка на плоскости).
(Дети выполняют задание)

Деф – ог: Молодцы дети, правильно справились с заданием.. Пойдём дальше. Ой, ребята, а под этим деревом кто - то живёт. Посмотрите, кто это?
(Дети перечисляют зверей)  

Деф-ог: Ребята, скажите мне, какие звери живут у нас в Башкирии.
(Дети – называют лесных зверей)

Деф – ог:  Правильно, давайте поиграем в игру «Четвёртый лишний»
Какое животное здесь лишнее? (белый медведь). А почему вы так решили? Где живёт белый медведь?
(Дети называют белого медведя, и где он проживает)

Пальчиковая игра:
Раз, два, три, четыре,                                (загибают пальцы)
Мы с тобой снежок лепили     (лепят, меняя положение ладоней)              
Круглый, крепкий, очень       (показывают круг, сжимают
гладкий                                     ладони вместе)
И совсем-совсем не
сладкий                                            (грозят пальцем)  
Раз-подбросим. Два                           (подбрасывают и ловят)
Поймаем,
Три-уроним                                                    (роняют снежок)
И сломаем                                                     (Топают)

Деф-ог: Посмотрите на это дерево. Послушайте загадку:
                              Колкую, зелёную
                             Срубили топором.
                              Колкая, зелёная
                              К нам приходит в дом.          (Ёлка)
Деф – ог: Давайте подойдём поближе и посмотрим, что это за дерево.
 
                                   (Дети – ёлка)

Деф – ог: Но она вся в снегу. Давайте стряхнём с неё снег.

       Дети делают движения руками ( машут, дуют)

Деф – ог: Ой,  какая красивая ёлочка.
(Дети ходят во круг ёлочки, осматривают её)

Деф – ог: Ребята! Вам жалко рубить такую ёлочку?
(Дети жалеют ёлочку)

Деф-ог: Знаете, нам в детский сад ёлочку Д.Мороз принесёт, а зверюшкам тоже хочется нарядную ёлочку на Новый год. Давайте мы поможем им и нарядим ёлочку.
(Дети соглашаются)

Деф – ог : Но чем же мы будем наряжать её, ведь у нас нет игрушек?  Ой, посмотрите, какой красивый сундучок стоит под ёлочкой. Посмотрим, что в нём?
(Достаёт сундучок, но он не открывается)

Деф – ог: Ребята, он не открывается. Давайте поищем, может, где- то лежит ключик от сундучка?
(Дети оглядываются вокруг и находят на ёлочке письмо)

Деф – ог: Давайте, почитаем и узнаем, что в письме написано?
                «Дорогие ребятишки, вы сможете открыть сундучок, только в том случае если выполните задание. Вы должны расставить цифры находящиеся в конверте по порядку от 1 до 6. Если вы откроете сундучок, то узнаете, что в нём лежит». Дедушка Мороз.

Деф – ог: Ребята, так это письмо нам оставил Дедушка Мороз. Давайте, выполним его задание и узнаем, что же все-таки лежит в сундучке?
(Дети выполняют задание, сундучок открывается)
                         
Глиссандо на металлофоне

Деф – ог: Что же здесь у нас такое? Ребята, тут какой то мешочек. Да он не простой, в нём, что- то лежит.

Игра «Чудесный мешочек»

Дети по очереди достают из мешочка предметы, но перед тем, как вытащить предмет, они описывают его на ощупь.

В мешочке лежат ёлочные игрушки, дети описывают игрушку и вешают её на ёлку. Дефектолог помогает.   Дети достают курай  (в это время звучит музыка курая). Дефектолог спрашивает, что это такое? Чей это музыкальный инструмент?

Деф – ог.  Вот мы и нарядили ёлочку. Вам нравится? Скажите, какая у нас ёлочка? (нарядная, красивая, весёлая и т.д.)

Между деревьев приближается лиса.
                                 (звучит музыка)

Деф – ог: Ребята, кто это к нам идёт? Правильно лиса.

Лиса ходит вокруг ёлки обнюхивает её, восхищается ёлочкой.

Деф – ог: Лисонька, нравится тебе, как ребята нарядили ёлочку? А ты знаешь, какой праздник скоро к нам придёт в гости?

(Лиса задумывается и говорит, что не знает)

Деф –ог: Дети подскажите лисоньке, какой праздник мы ждём в гости?

(Дети объясняют)

Деф – ог. Ну, теперь ты лисонька вспомнила про Новый год? А на Новый год все водят хоровод вокруг ёлочки. Давай вместе с детьми заведём новогодний хоровод.
Хоровод
«Где - то ёлка на опушке»

Где - то ёлка на опушке,
Одинокая росла.
А теперь на ней игрушки.
И сосульки из стекла.
                  Топ, топ сапожок
                  Хорошо кружиться.
                  А на ёлочке снежок,
                 Чистый серебристый.
Ёлке нравиться нарядной,
В зале праздничном стоять.
И конечно  так приятно,
Огоньками ей сиять.

Лисичка, прощаясь с детьми дарит ребятам гостинец, и предлагает посмотреть то, что она передала детям, в группе

Деф – ог: Вот ребята и всё. Ёлочку мы нарядили, праздник зверюшкам устроили. А теперь лисичка, нам пора возвращаться в детский сад.
 Ребята мы в лес приехали на необычном автобусе, а как мы вернёмся обратно? Давайте мы на время превратимся в снежинок. Закройте глаза, представьте, что вы маленькие лёгкие снежинки. Покружитесь. (звучит музыка снежинок). Дети кружатся.

Деф – ог: Откройте глаза. Вот мы и в детском саду. Ребята понравилось вам лесу? А что вы там видели? Кого встретили? Что вам больше всего понравилось? Теперь давайте сядем за стол. Посмотрите, что лежит на столе? Давайте мы из  мишуры выложим ёлочную игрушку.

Дети выполняют практическую часть.
                                 
(звучит музыкальный фон)

Деф – ог: Ребята вы очень хорошо позанимались, отдохнули. Давайте посмотрим, чем же лисичка нас угостила?

 Дети заглядывают в «чудесный мешочек», дефектолог достаёт шоколадных снеговиков, которые можно вешать на ёлку, и от имени лисички угощает детей.

Литература:


1.Агранович З.Е Сборник домашних занятий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-СПб.: «Детство – Пресс», 2004.-128с.
2.Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.
3.Кислова Т.Р По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2. /под научной редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой.-М.: «Баласс», 1999.-144с.
4.Колесова Л.В. Матем аттическое развитие детей 4 – 7 лет:  игровые занятия  - Волгоград: Учитель, 2013. – 191с.
5.Кузнецова Е.В., Тихонова И.А Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет: конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96с.
6.Новикова В.П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 104с.
7.Помораева И.А, Позина В.А.Занятия по формированию элементарных математических представлений. Планы занятий. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2012. – 64с.


Категория: Развитие речи | Добавил: Shatalina
Просмотров: 5492 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.8/6

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
2 Тома (mai1998)   (29.11.2013 19:05) [Материал]
Интересное занятие, хотя больше напоминает игровую деятельность: дети играют, путешествуют и получают знания! Здорово! Мне такая форма проведения очень нравится!Успехов!

Очень интересное занятие, молодец!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог