Программные задачи:
• Образовательные: закреплять умения детей определять 1- й звук в слове, продолжать учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.
• Развивающие: развивать фонематический слух детей, произвольные движения пальцев рук, умение подбирать слова с заданным звуком.
• Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Предполагаемый результат:
Дети проявляют любознательность, умеют поддерживать беседу, высказывают свою точку зрения, рассуждают.
Материалы и оборудование: иллюстрации к сказкам, печка, избушка Бабы-Яги, яблонька, яблочко, молочная река, предметные картинки, шкафы: синий и зеленый.
Предварительная работа:чтение рус. нар. сказки «Гуси-лебеди».
Ход:
В: Здравствуйте, мои друзья! Какая завораживающая музыка звучит в нашей группе. Как вы думаете, куда она нас приглашает?
Д: В сказку.
В:Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым.
Они необходимы, как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки – тому они расскажут
О том, что, может, было, а, может быть, и нет.
В: Сейчас мы узнаем, хорошо ли вы знаете сказки.
1.Доскажи словечко
Загадаю вам, ребятки, очень трудные загадки.
Отгадаешь, не зевай, дружно хором отвечай!.
Весь я круглый, как клубок:
Справа – бок, и слева – бок,
Сверху – бок, и снизу – бок,
А зовусь я…..
Вёдра в дом идут с водой,
Едет печь сама собой…
Что за чудо, в самом деле?
Это сказка о…
Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик — ...
Жили-были семь ребят -
Белых маленьких ... (козлят).
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …. («Айболит»)
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят.
2. Фонематическая пятиминутка
В: Ребята, нам пришло письмо от Аленушки она просит найти и спасти своего братца Иванушку, его гуси-лебеди унесли к бабе-яге. Поможем Аленушке?
В:Ребята, где живет баба-яга? (в дремучем лесу)
В лесу воют волки у-у-у
Жужжат жуки ж-ж-ж
Шелестят листья ш-ш-ш
Ползают и свистят змеи с-с-с
Летают комары з-з-з
3.Пальчиковая гимнастика.
Перед нами печка. Что сказала Аленушка печке?
Д: Печка, скажи куда гуси-лебеди полетели.
В: Печка девочке не сказала, а нам скажет, если поможем ей испечь пирожки.
Замесили тесто круто, (Дети сжимают кулачки)
Раскатаем его в круг, (Дети гладят то одну ладошку, то другую)
Пирожков много налепим (Дети имитируют прищипывание края)
Угостим мы всех вокруг. (Раскрывают ладошки, протягивают друг другу)
Ты нам печка, помоги
Пирожки нам, испеки.
В:Молодцы ребята, испекли мы много пирожков. Пойдем те дальше куда стрелка указывает.
4.Дид. игра «Звук-потеряшка»
В: У дороги яблоня стоит. На ветке яблочко весит
Сильно ветку я потряс, вот и яблочко у нас!
В: Дети, что сказала Аленушка яблоньке.
Д: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
В: Аленушке яблонька не сказала, а нам скажет, если мы с яблочком поиграем. (Воспитатель по кругу передает детям яблоко, называя слова, пропуская первый звук. Дети возвращают яблоко, правильно называя слово.…арелка – тарелка)
В:Молодцы ребята. Пойдем дальше куда стрелка указывает.
5.Дид. игра «Назови слова»
В: Дети, что сказала Аленушка речке.
Д: Молочная река, кисельные берега скажи, куда гуси-лебеди полетели?
В: Аленушке речка не сказала, а нам скажет, если мы назовем слова со звуком «ж»..
Слово называйте, звук ж выделяйте. (Дети называют слова, перешагивают через речку)
6 Звучит музыка Бабы-яги.
В: Что сказала Аленушка избушке?
Д: Избушка-избушка повернись к лесу задом, а ко мне передом.
В: Избушка повернется, если вы узнаете, сколько в этом слове частей. Как узнать?
Д: Сколько раз в ладоши хлопнешь, столько и частей.
Воспитатель вместе с детьми измеряют слово.
Д: В слове избушка 3 части.
(Слышится звук избушки)
В: Как выдумаете, почему баба-яга злая?
Д: Она хочет их съесть, ей скучно.
В: Давайте сделаем доброе дело, поможем навести порядок в избушке. В синий большой шкаф положим те предметы, в названии которых первый звук большой братец, а в зеленый шкаф маленький положим те предметы, в названии которых первый звук маленький братец.
В: Спасибо дети. Я думаю, что когда Баба-Яга вернется домой и увидит такой порядок, то сразу станет доброй и отпустит Иванушку домой.
Литература
1.Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М.: мозаика-Синтез, - 112 с.
2.Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов./ - Ярославль: «Академия развития», 1997.
|