Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


Конспект урока по русскому языку 2 класс "Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака"

20.10.2019, 19:06
Прохорова Екатерина Николаевна
учитель начальных классов, МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №15"
Тема урока: Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака. Перенос слов с мягким знаком.
Цель: Закрепить знания о правописании слов с мягким знаком – показателем мягкости.
Задачи:
- учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком;
- совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь;
- закрепить умение переносить слова с Ь – показателем мягкости.

Формируемые УУД:
Личностные:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- определять общие для всех правила поведения.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- проводить анализ учебного материала;
- сравнивать и группировать слова;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса.
Регулятивные:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе.

Оборудование:
1. Видео Смешарики. Начало.
2. Девиз урока на доску.
3. Цветы для рефлексии с магнитами.
4. ИКТ презентация с заданиями.
5. Словарное слово МЕБЕЛЬ.
6. Словарь Ожегова С.И.
7. Части пословиц для работы в группах.
8. Пословица на доску «Семь раз отмерь – один отрежь».
9. Видео - физкультминутка.
10. Цветы со словами для работы в парах.
11. Картинки Смешариков.
12. Лучики для солнышка «Ценности семьи»

Ход урока:
Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята.
- Сегодня на урок к нам пришли всем вам хорошо знакомые мультипликационные герои.
(Видео. Начало 20 сек.)
- Вместе с ними мы проведём сегодняшний урок русского языка.
- Девиз нашего сегодняшнего урока: (На доске. Читают все.)
«Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Только тот, кто много знает
В жизни что-то достигает».
- Откройте тетрадь запишите число, классная работа.

Минутка чистописания:
Картинка Ёжика на доску.
- Ёжик хочет посмотреть как вы аккуратно пишите в своих тетрадях.
сс
- Посмотрите на соединения, записанные в минутке чистописания. Какую орфограмму мы сегодня повторим? (Удвоенную согласную с)
Показ
- Запишите это соединение 2 раза.
- Назовите словарное слово, в котором употребляется эта орфограмма (класс)
- Запишите словарное слово, подчеркните орфограмму.
Рефлексия этапа: Смешарики очень любят собирать цветы. Давайте мы вместе с ними будем собирать цветы. Если вам понравилось как вы написали минутку чистописания, то поднимите красный цветок, если в каких то соединениях вы не постарались – жёлтый, если вы считаете, что могли бы написать намного лучше – зелёный.

Словарно – орфографическая работа: (2 человека у доски)
- Копатыч приготовил для вас загадки.
Картинка Копатыча на доску.

- Отгадайте загадки, запишите отгадки.
Вперевалку зверь идёт
По малину и по мёд.
Любит сладкое он очень,
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)

Кружит, кружит листопад,
Золотом покрылся сад.
C севера на юг Земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая (Морковь)

Строчки, точки, запятые,
Закорючки непростые.
И стоит оценка «пять» -
Это Вовина ... (Тетрадь)
Проверка

- Написание каких слов мы сейчас вспомнили?
Рефлексия этапа:
- Соберём цветы на полянке Смешариков Красный – задание выполнено правильно, жёлтый допущена одна – две ошибки, зелёный - допущено три и более ошибок.

- А сейчас послушайте определение слова из универсального толкового словаря и назовите ещё одно словарное слово.
(Читает ученик) Предметы для сидения, лежания, размещения вещей и других потребностей быта. (Мебель)
(На доску)
- Проговорим это слово по слогам. Запишите это слово после точки.

Постановка темы и целей:
- Посмотрите на слова. Какое из этих слов отличается от других? (Семья, в нём разделительный Ь. Все слова словарные, а семья нет)
(Слово СЕМЬЯ напечатанное прикрепляю на маленькую доску)
- Что такое семья? (Ответы детей)
- Давайте обратимся к словарю Дмитрия Николаевича Ушакова.
(Читает ученик) Семья – группа живущих вместе близких родственников.
Ученик: Скворцы живут в скворечнике,
Очки живут в очечнике,
Лиса живет в своей норе,
Живут деревья на горе…
И у меня есть тоже дом,
Здесь мама, папа, брат и я
Мы вместе дружная семья!
- Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди – наша семья.
Работа в парах
- Ребята, какие пословицы о семье вы знаете? (Ответы детей)
- У вас на парте лежат части пословицы. Соберите её и объяснить их значение.
Вся семья вместе и душа на месте
(Ученики собирают пословицы, объясняют смысл.)

- Вернёмся к словам, которые мы записали. Выделите общую орфограмму и назовите тему сегодняшнего урока. (Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака.)
- Какие цели мы поставим на урок? Что мы будем сегодня делать? (писать слова с Ь, вспомним о значении Ь в словах, )
- А так же вспомним правила переноса слов с Ь

Работа по теме урока:
Значение Ь в слове
Картинка Лосяша на доску.
- Лосяш принёс к нам на урок пословицу, но одно слово потерял.
Пословицу на доску
... раз отмерь, один раз отрежь.
— Прочитайте. Кто догадался, какая это пословица? Ка¬кое слово потеряно? (Семь раз отмерь, один раз от¬режь.)
Добавить слово
- Объясните смысл данной пословицы.
- Назовите звуки в слове семь.
- Что можно сказать о согласных звуках в слове? (Звуки [С'] и [М'] мягкие.}
- Какой буквой обозначена мягкость согласного звука [С']? (Гласной буквой Е.)
- Какой буквой обозначена мягкость согласного звука [М'] (Ь.)
- Итак, какую функцию в этих словах выполняет Ь? (Указывает на мягкость предшествующего согласного звука)
Работа в тетради. (2 человека на доске.)
- Лосяш предлагает выполнить задание: на слайде вы видите картинки. Запишите только названия тех картинок, в которых есть Ь – показатель мягкости, подчеркните орфограмму в словах.
Слайд 1
Лось, конь, медведь, рысь, гусь, воробьи, лиса, муравьи, петух.
Проверка на доске

(1 человек на доске)
- Догадайтесь, о чём я говорю, запишите эти слова в столбик в тетрадь.
Если из одной точки провести два луча, мы получим геометрическую фигуру, которая называется как? (Угол)
- Как называется полезное ископаемое, которым ученики пишут на доске? (Мел)
- Как называется длинная палка, которую используют для прыжков в длину? (Шест)
- Измените слова, добавив мягкий знак. Запишите эти слова рядом.
- Что сделал мягкий знак? (Изменил значение слова)
- Итак, какие функции несёт мягкий знак в словах? (Смягчает согласный звук, изменяет лексическое значение слова)
Рефлексия этапа:
- Соберём цветы на полянке Смешариков Красный – задание выполнено правильно, жёлтый допущена одна – две ошибки, зелёный - допущено три и более ошибок.

Физкультминутка. Видео 50 сек.
Картинка Кроша на доску.
- Крош предлагает нам немного отдохнуть.

Место Ь в слове. Перенос слов с Ь. Работа в парах.
Картинка Нюши на доску.
- Гуляя на полянке, Нюша собирала цветы, чтобы подарить их Совунье и Лосяшу. На каждом слове было написано слово.
Слайд 2
- Поработайте в парах. Разделите все цветы на 2 букета.
карась письмо
апрель альбом
лошадь мальчик
зверь кольцо
дождь деньки
- На какие группы вы разделили цветы? (В один букет цветы, на которых Ь в конце, во 2 букет –слова где Ь в середине)
Слайд 3
- Где может стоять мягкий знак в словах? (В середине и в конце слова)
КартинкаСовуньи на доску.
- Совунья с радостью приняла букет и решила переписать слова с цветов к себе в тетрадь. Но слова никак не помещались у неё на строке.
Слайд 4
- Посмотрите как записала слова Совунья: пис-ьмо, аль-бом, мал-ьчик, кол-ьцо, день-ки.
- Как вы думаете правильно ли она перенесла слова с одной строки на другую? В каких словах допущены ошибки? (Письмо, мальчик, кольцо)
- Что обозначает мягкий знак в этих словах? (Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного)
- Значит при переносе его нельзя отделять от этой буквы.
- Сделайте вывод, как нужно переносить слова с мягким знаком в середине слова с одной строки на другую? (Мягкий знак при переносе не отделяется от согласной буквы)
- Прочитайте правило переноса слов с мягким знаком.
Слайд 5
Мягкий знак при переносе не отделяется от согласной буквы
- Что нового вы узнали из правила?
Работа в тетради.
Слайд 6
- Запишите слова с переносом правильно. (2 человека на доске)
Проверка
- Какое правило мы сейчас вспомнили? (Перенос слов с мягким знаком.)
- Как мы переносим слова с мягким знаком? (Оставляем его с согласной буквой)
Рефлексия этапа:
- Соберём цветы на полянке Смешариков. Красный – задание выполнено правильно, жёлтый допущена одна – две ошибки, зелёный - допущено три и более ошибок.

Закрепление материала.
Работа в учебнике
Картинка Кар-карыча на доску.
- Кар-карыч предлагает поработать с учебником.
Стр. 62 Упр. 89
- Прочитайте слова, данные в упражнении. Из данных слов вы должны выписать только двухсложные слова и разделить их для переноса.
Проверка
- Назовите в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
(1 тетрадь на проверку)
Рефлексия этапа:
- Соберём цветы на полянке Смешариков Красный – задание выполнено правильно, жёлтый допущена одна – две ошибки, зелёный - допущено три и более ошибок.

Ценности семьи. Работа в группах.
- На полянке весело играют дружная семья Смешариков. Чего не хватает? (Лучиков у солнца)
- Предлагаю вам сделать солнышко ярче и теплее.
- Ребята, что такое ценность? (Это то что очень важно)
Работа в группах.
- Прочитайте слова на лучиках и найдите ценность, которая очень важна в каждой семье и прикрепите его к солнышку.

Умение прощать Верность Любовь
Жадность Жадность Жадность
Недоверие Недоверие Недоверие
Предательство Предательство Предательство
Эгоизм Эгоизм Эгоизм
Непонимание Непонимание Непонимание

Честность Щедрость Ответственность
Жадность Жадность Жадность
Недоверие Недоверие Недоверие
Предательство Предательство Предательство
Эгоизм Эгоизм Эгоизм
Непонимание Непонимание Непонимание

- Посмотрите, какое лучистое солнышко засветило над нашей полянкой. Надеюсь и в ваших семьях ценности нашего солнышка согревают вас своим теплом.
- Что заметили в ценностях, написанных на лучиках? (Во всех словах есть Ь – показатель мягкости)
Итог урока:
- О чём мы сегодня говорили на уроке? (О мягком знаке в словах)
- На что указывает мягкий знак в словах? (Указывает на мягкость предшествующего согласного звука)
- Что может сделать мягкий знак в слове? (Изменить значение слова)
- Как переносить слова с мягким знаком? (Мягкий знак при переносе не отделяется от согласной буквы)

- Ребята, о каком родном слове мы говорили сегодня на уроке? (Семья)
Ученик: Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Ученик: Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

Рефлексия
- Давайте украсим нашу полянку цветами.
Если вам было интересно на уроке и у вас всё получалось, то прикрепите на доску красный цветочек. Если где то вы допускали ошибки – жёлтый. Если вы совсем не поняли темы сегодняшнего урока и допустили очень много ошибок в заданиях – зелёный цветок.


Категория: Развитие речи | Добавил: 1titorenko1
Просмотров: 950 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог