Путешествие в цветочный город Цели Обучающие: • Словарь: • Уточнение, расширение словарного запаса по теме «Посуда» • Уточнение понятий чайная, столовая, кухонная посуда; • подбор однокоренных слов • Совершенствование грамматического строя речи • Использование имен существительных в косвенных падежах •Усвоение суффиксального образования слов (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; • Согласование числительных с существительными • Образование названия посуды от названия продуктов, для которых предназначена эта посуда
Коррекционные: • Развитие зрительного внимания и восприятия (сравнение предметов по высоте); • Памяти; • Мыслительных процессов. Воспитательные: воспитание доброты, отзывчивости, ответственности.
Оборудование: Костюм Незнайки мяч Музыкальный центр, диск с записью песни о Незнайке; Предметные картинки с изображением посуды, продуктов, которые кладут в эту посуду; дидактическая игра «Играем, названия посуды закрепляем» визуальный тренажер Г.В.Чиркиной, М.Н.Русецкой; пластмассовые кастрюльки, наполовину заполненные водой, трубочки для коктейля;
Ход занятия:
Организационный момент. Воспитатель. Ребята, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о посуде. О том, как она правильно называется, какие виды посуды встречаются, будем учиться ласково называть посуду, считать ее… (Раздается стук в дверь). Входит Почтальон и отдает посылку. В посылке – диск или кассета). В сообщении говорится, что Незнайке нужна помощь. Воспитатель предлагает отправиться на помощь к Незнайке. Воспитатель. Для этого нам нужно несколько раз повернуться вокруг себя, приговаривая волшебные слова: Это было, это будет Где-то рядом, где-то тут Нарисованные люди Очень весело живут. Звучит песенка Незнайки. Выходит Незнайка с мячом в руках. Незнайка. Здравствуйте, друзья! Спасибо, что вы ко мне пришли! 2. Игра «Назови ласково». Незнайка. В нашем цветочном городе живут коротышки. Чтобы общаться с вами я превратился в большого, а все мои друзья очень маленькие. Поэтому все, что нас окружает тоже маленькое и мы называем всё ласково. Дома мы называем так – домики, руки у нас – ручки, человек – «человечек». А вы хотите узнать, как у нас называется посуда? Давайте поиграем! Я буду называть предметы посуды, а вы называйте их ласково, как в нашем городе. банка – баночка стакан– стаканчик кувшин– кувшинчик кружка - кружечка чайник - чайничек тарелка - тарелочка блюдце - блюдечко ложка - ложечка ножик – ножичек 3. Упражнение «Расставь по полочкам» Логопед. Это комната Знайки. Я как-то зашел к нему в гости, заигрался с его красивой посудой. Знайка пришел, велел убрать все на место. Я вроде все прибрал, но Знайка на меня рассердился. Сказал, что на каждой полке у меня оказался лишний предмет. Помогите найти эти лишние предметы и объясните, пожалуйста, почему они лишние. Посмотрите, что я поставил на верхнюю полку. Ребенок. На верхнюю полку Незнайка поставил чайник, кружку, блюдце, кастрюлю. Логопед. Здесь есть что-то лишнее и почему? Ребенок. Здесь лишняя кастрюля, потому что кастрюля – кухонная посуда, а чайник, кружка, блюдце – чайная посуда. Из нее пьют чай. Логопед. И, правда, ребята. А кто из вас назовет посуду, которая находится на второй полке. Ребенок. На второй полке находится тарелка, солонка, ложка, сахарница. Логопед. И что же здесь лишнее и почему? Ребенок. Здесь лишняя сахарница, потому что это чайная посуда, а тарелка, солонка и ложка – столовая посуда. Ей пользуются за столом во время обеда. Логопед. И, наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке. Ребенок. На нижней полке стоит сковорода, ковш, тарелка, дуршлаг. Логопед. Неужели я здесь тоже поставил что-то лишнее? Ребенок. Здесь лишняя тарелка, потому что тарелка – это столовая посуда, а сковорода, ковш, тарелка – кухонная посуда. В ней готовят пищу. Логопед. Ребята, а кто поставит кастрюлю, сахарницу и тарелку на место. Логопед берет в руки игрушку Знайку и говорит: Знайка. Ребята, как же красиво вы расставили посуду в моем шкафчике! Какую посуду вы поставили на нижнюю полку?-На верхнюю? На среднюю? Молодец, Незнайка, что привел таких хороших ребят 3. Помоги Пилюлькину. Незнайка. А это домик доктора Пилюлькина. Ребята, посмотрите, в чем Пилюлькин хранит лекарство? Дети. Пилюлькин хранит лекарство в бутылочках. Незнайка. Недавно заболели Пончик и Сиропчик, потому что мы с ними объелись сладостей. Чтобы их вылечить, нужны лекарства, которые хранятся в двух одинаковых по высоте бутылочках. Помогите найти. Какого цвета эти бутылочки? Дети. Эти бутылочки синего и зеленого цвета. 4. Пальчиковая гимнастика «Масло» Логопед. Друзья вылечились и хотят с вами поиграть в Пальчиковую игру «Масло» Пончик завтрак накрывает И масленку вынимает. Мажет маслом белый хлеб, На него кладет паштет, Маслит кашу для ребят. Каше манной каждый рад. Маслице полезно всем! Я его, конечно, съем. 5. Слова одной семейки. Логопед. А Сиропчик спрашивает, умеете ли вы образовывать слова одной семейки? Вспомните, о каком продукте рассказывается в стихотворении? (О масле). Как называется посуда, в которой хранится масло? (Масленка) Как ласково называют масло? (Маслице) 6. Чего не стало? У Винтика и Шпунтика Логопед. А это комната веселых мастеров Винтика и Шпунтика. Посмотрите, они изобрели пылесос. Теперь пылесос затягивает все предметы. Я недавно без спроса включил пылесос и затянул несколько предметов посуды. Помогите вспомнить каких предметов посуды не стало, когда я включал пылесос. Вы запомнили, какая посуда стояла у них на столе? Закрывайте глаза и не открывайте, пока пылесос не замолчит. -Не стало ложки -Не стало кастрюли -Не стало стакана -Не стало кувшина -Не стало банки -Не стало салатника. 7. Разложи покупки. Логопед. А Кнопочка недавно ходила в магазин. Но не успела разложить свои покупки. Давайте ей поможем. Рядом с этой посудой живут мальчик Ник и девочка Ница. Ник любит салат, молоко, чай, соус, кофе. Поэтому, когда мы будем раскладывать эти продукты в посуду, то к названию продуктов добавим –ник. А Ница любит хлеб, сахар, сухари, конфеты, суп. Когда мы будем раскладывать или разливать продукты в посуду, которую любит девочка Ница, мы будем добавлять ее имя. (Детям раздаются карточки с продуктами. Они их соединяют с посудой в виде пазлов). На пазлах с посудой изображены мальчик Ник и девочка Ница -Для хлеба нужна хлебницу. -Для сахара - сахарница. -Молоко нальем в молочник. -Салат положим в салатник. -Чай нальем в чайник -Для конфет нужна конфетница. -Для супа – супница. -Для соуса – соусник. -Для кофе – кофейник 8. Дыхательное упражнение «Суп кипит» Дети садятся вокруг стола «ромашка» у каждого пластмассовая кастрюлька, наполовину наполненная водой. И соломинки. Логопед.Кнопочка не доварила суп. Давайте поможем ей. Подуйте в соломинку, не раздувая щек, так, чтобы суп закипел. Но будьте осторожны, чтобы суп не пролился! Повторить 3-4 раза 9. Сосчитай и назови! Незнайка. А это квартира Синеглазки. У нее все хранится вот в таких шкафчиках. Чтобы узнать, сколько и чего в данном отсеке, нужно кинуть кубик, назвать посуду, которая там хранится, а затем назвать ее в сочетании с количеством точек на кубике. 10. Итог занятия. Логопед. Ребята, вам понравилось в нашем городе? О каких предметах мы говорили? Вспомните, что мы делали, чтобы помирить Незнайку с его друзьями. 11. Возвращение Воспитатель. А чтобы вернуться в детский сад нам нужно повернуться вокруг себя и произнести: Это было, это будет где-то рядом, где-то тут Настоящие ребята в детском садике живут (Дети произносят, в это время включается музыка)
|