Сегодня: 15.11.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


Применение интеллект карт как средство формирования логического мышления у младших школьников в начальном курсе математики

01.11.2019, 09:23
Овчинникова Юлия Юрьевна
Учитель начальных классов, ГБПОУ СО НТПК №1
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ КАРТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В НАЧАЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ
Автор: Овчинникова Юлия Юрьевна
Курс: 3
Специальность: 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Учебное заведение: НТПК №1
Аннотация.
В статье представлено, как применение интеллект карт является средством формирования логического мышления учащихся в начальном курсе математике.
Авторы рассматривают понятие мышление, логическое мышление, ментальная карта.
На основании результатов теоретического исследования представлено описание сборника упражнений с ментальными картами.
Ключевые слова: мышление, логическое мышление, младший школьный возраст, ментальная карта.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Универсальные познавательные действия включают: логические, общеучебные, а также постановку и решение проблемы. Так же Федеральный образовательный стандарт выдвигает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, в том числе и к метапредметным результатам, которые должны отражать овладение обучающихся логическими действиями анализа, сравнения, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Мышление– это психический познавательный процесс, с помощью которого отражаются существенные связи и отношения предметов и явлений объективного мира.
Логическое мышление – это мыслительный процесс, в котором человек использует четкие и конкретные понятия.
А.А. Люблинская утверждает, что логическое мышление осуществляется только словесным путем. Человек должен уметь анализировать и рассуждать, устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять известные ему подходящие правила, приемы, действия к данной конкретной задаче. Он должен группировать разное и различать сходное, и все это выполняется лишь посредством умственных действий.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации. Все эти операции являются различными сторонами основной деятельности мышления - опосредования, т.е. раскрытия все более существенных объективных связей, отношений между предметами, явлениями, фактами.
Формирование логического мышления непосредственно связано с процессом обучения, формирование первоначальных логических умений при определенных условиях может успешно осуществляться у детей младшего школьного возраста, процесс формирования общелогических умений, как компонента общего образования, должен быть целенаправленным, непрерывным и связанным с процессом обучения школьным дисциплинам на всех его ступенях.
Роль математики в формировании логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе.
В качестве средств формирования логического мышления в начальном курсе математики могут выступать ментальные карты.
Ментальная карта – это графическое выражение процесса радиального мышления. Проще говоря, интеллект карта – это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Ментальные карты «представляют собой внешнюю «фотографию» сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени». Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.
«С помощью ментальной карты решаются следующие задачи:
 Развитие логического мышления;
 Развитие творческого потенциала;
 Формирование критического мышления;
 Рост уровня обученности;
 Повышение мотивации;
 Сохранение здоровья» [1, с.34].
«Ментальная карта характеризуется свойствами тремя основными:
 Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
 Привлекательность. Ментальная карта должна быть яркая, красочная, чтобы рассматривать ее было не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен рекомендовал: «Настраивайтесь на создание красивых ментальных карт».
 Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета ментальная карта легко запоминается» [2, с.5].
Технология ментальных карт способствует развитию логического мышления, техники запоминания и усвоения информации в процессе обучения, умения обрабатывать в мозгу поступающую информацию посредством реализации пяти его основных функций: восприятия, удержания, анализа, вывода и управления.
Данная технология дает возможность сформировать у учащихся осознанное отношение к изучаемому материалу при условии, что наглядный, яркий, структурированный материал еще и легче запоминается. Установка на комплексное описание изучаемого объекта и длительная тренировка в этой деятельности формирует у ученика познавательную потребность в системном видении окружающего мира и умения отражать эти его свойства с помощью ментальных карт.
«Использование ментальных карт даёт ученикам огромные возможности в процессе обучения, особенно при изучении начального курса математики, так как при этом осуществляется:
 подача целостного образа учебного материала;
 многообразие связей, необходимых для достижения высокого уровня системности знаний;
 ориентация на понимание и анализ;
 непроизвольное запоминание;
 уменьшение затрат времени на освоение учебной темы;
 активизация творческих процессов;
 развитие логического мышления» [3].
Применение ментальных карт действительно позволяет сделать учебный процесс интересным для учащихся, избавив их от необходимости заучивать большие объемы плохо осмысленного материала. И чем раньше мы научим учащихся использовать творческие возможности мозга, в том числе применяя ментальные карты, тем быстрее расширятся творческие и интеллектуальные возможности.
В практической работе нами был разработан сборник упражнений с ментальными картами, направленный на формирование логического мышления учащихся 3Б класса на уроках математики в соответствии с УМК «Школа России». В сборнике содержится 14 заданий, связанных с основными темами уроков в соответствии с календарно-тематическим планом программы.
Задания с ментальными картами несут в себе познавательный, поисковый характер. Например: попробуйте составить рассказ по данной технологической карте; замените один ответ на другой, чтобы получился верный ответ; пользуясь ментальной картой, допишите и нарисуйте пропущенный предмет и так далее.


Рис.1 Ментальная карта
Таким образом, ментальные карты, как основа организации учебного процесса, является весьма перспективной альтернативой традиционному образованию и позволяет существенно повысить уровень информационной компетентности школьников и формирует логическое мышление.


Категория: Развитие речи | Добавил: ula1333
Просмотров: 85 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог


Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 15.11.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал