Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Развитие речи


Статья "Развитие речевого мышления как условия формирования системного зрительного образа у детей с нарушением зрения"

26.11.2013, 22:58
Шаудер Лидия Павловна
учитель-дефектолог (тифлопедагог), МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Журавлик"
Развитие речевого мышления как условия формирования системного зрительного образа у детей с нарушением зрения.
Шаудер Лидия Павловна,
учитель-дефектолог (тифлопедагог)
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Журавлик»,
г. Абакан.

Современная наука и практика воспитания детей с нарушением зрения показывают, что недостатки зрительной ориентации затрудняют обогащение непосредственного чувственного опыта и обедняют представления ребёнка об окружающем мире.
В связи с этим у детей данной категории наблюдаются специфические особенности формирования речи, проявляющиеся в нарушении её словарно-семантической стороны и в формализме употребления значительного количества слов. Их использование детьми бывает слишком узким, когда слово связывается только с одним знакомым ребёнку предметом, его признаком, или, наоборот, становится слишком общим, отвлечённым от конкретных признаков и свойств.
Всё это создаёт трудности в развитии познавательной сферы дошкольников с нарушением зрения, приводит к формальному усвоению знаний, механическому запоминанию материала. дети лишаются возможности применять полученные знания в игровой и учебной деятельности.
В многочисленных психологических исследованиях установлено влияние речи на развитие восприятия и представлений. В соответствии с концепцией социогенёза Л.С. Выготского осмысленность восприятия формируется в результате объединения его с речевым мышлением в новую психологическую систему.
Поэтому при коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные зрительные возможности, крайне необходимо особое внимание уделять речевому сопровождению специально подобранных игр и игровых пособий.
Развивая зрительное восприятие, мы формируем системный зрительный образ, содержащий несколько компонентов: перцептивный, связанный с сенсорно-перцептивными механизмами обработки зрительной информации; когнитивный (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, и т. д.); семантический.
Формирование мотивации и эмоционального восприятия зрительной информации может улучшить состояние сенсорной сферы и способствовать интеллектуальному развитию детей.
Ниже представлены некоторые игры, направленные на развитие психологической базы речи и активизацию речевых возможностей детей с нарушением зрения.

Речевое лото
Цель:
- развитие наглядно-образного и логического мышления. внимания, памяти, речи;
- развитие предметности и избирательности зрительного восприятия;
- активизация предметной соотнесённости слова и образа;
- закрепление знаний об окружающем.
Материал:
- рабочий лист (игровое поле) с графическим изображением различных предметов (чёрно-белое изображение), расположенных в несколько рядов по всему листу.
- карточки с изображением тех же предметов, цветные кружочки, наборы мелких геометрических фигур.
Игра содержит множество вариантов заданий, в зависимости от того, какую развивающую задачу ставит тифлопедагог.
1. «Какого цвета предмет?»
Дети вспоминают, какого цвета бывает этот предмет, кладут рядом с предметом кружочки соответствующего цвета (огурец – зелёный, жёлтый. А жёлтым когда бывает огурец? Если он переспеет).
2. «Какой формы предмет?» (раскладывают геометрические фигуры).
3. «Найди самый большой предмет в ряду» (отмечают кружочком).
4. «Угадай предмет, о котором я говорю».
5. «Назови предмет, который находится в левом верхнем углу и т. д.» (варианты: в 3-ем ряду, 4-ый слева и так далее), то есть, закрепляется порядковый счёт.
6. «Расскажи, где находится книга? велосипед? телевизор?» и так далее.
7. «Что из чего сделано?»
8. «Кому это нужно?
9. «Расскажи, для чего это нужно».
10. «Лото». Педагог показывает карточку с изображением предмета, ребёнок называет и отыскивает предмет на игровом поле, закрывает фишкой.
11. «Раздели на группы» (классификация).
12. «Найди пару» (отмечают кружками одного цвета).
13. «Логическая цепочка».
14. «Природный мир, рукотворный мир».
15. «Что без чего не бывает?» ( книги – без листочков, стула – без ножек, велосипеда – без колёс, и так далее).
16. «Что с чем?» (птица – с крыльями, машина – с колёсами, роза – с шипами и так далее).
17. «Найди предмет, к которому подходит действие …».
18. «Подбери предмет к слову-признаку…».
19. «Составь предложение, используя названия предметов первого ряда».
20. «Найди предмет, в названии которого есть звук …».
21. «Найди предмет, в названии которого два слога».
22. «Подбери слово к схеме».
23. «Какой вопрос можно задать?» («Кто это?», «Что это?»)

«Назови, запомни, отыщи»

Цель:
- развитие звуковой стороны речи, активизация предметной соотнесённости слова и образа;
- развитие внимания, вербальной памяти, наглядно-образного мышления;
- развитие зрительной функции прослеживания, предметности и избирательности зрительного восприятия.
Материал:
- карточки с изображением 3-4 предметов, имеющих в названии один и тот же звук.
- игровое поле, на котором изображены те же самые предметы, но изменён цвет, форма, или расположение этих предметов.
Ребёнок берёт карточку, называет предметы, изображённые на ней, запоминает их последовательность и отыскивает предметы на игровом поле в той же последовательности, повторяя при этом названия предметов. Таким образом, ребёнок произносит автоматизируемый звук в словах.

«Что нас окружает?»

Цель:
- расширение знаний детей об окружающем мире;
- развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления;
- развитие семантической стороны речи;
- развитие и активизация зрительных функций: выделение, прослеживание, фиксация;
- развитие зрительно-моторной координации.
Материал:
- рабочий лист, по периметру которого изображены различные предметы.
- чистый лист бумаги (вкладыш).
По заданию тифлопедагога ребёнок соединяет на листе-вкладыше (проводит линии карандашом) определённые предметы друг с другом («Найди пару»), предметы с геометрической фигурой, нарисованной на листке-вкладыше («Какой формы предмет?»), с кружком определённого цвета («Какого цвета предмет?»).
Можно предложить детям выполнить следующие задания:
1. « Раздели на группы», или «Универсальный магазин». Каждый предмет одной группы соединяется карандашом определённого цвета с «вывеской» магазина, нарисованной на листке-вкладыше.
2. «какие предметы относятся к зиме? лету?..». Дети соединяют предмет с картинкой на вкладыше или определённым знаком).
3. «Что дала нам природа?», «Что сделано руками человека?» (соединяют предметы с определёнными знаками).
4. «Найди отгадку».

Пособие «Логико-малыш»
Цель:
- комплексное развитие наглядно-образного и логического мышления. внимания, памяти, воображения и речи детей.
- развитие целостности, структурности, детальности, осмысленности и обобщённости зрительного восприятия.
Материал:
- планшеты (на каждого ребёнка) с прозрачным кармашком для цветных кружков.
- цветные кружки;
- карточка с заданием по теме занятия.
Ход игры:
На каждой карточке справа размещены маленькие картинки, цифры или цветные кружки ( в зависимости от выполняемого задания). под каждой крупной картинкой на карточке тоже цветные кружки.
При выполнении задания ребёнок должен на планшете справа возле каждой маленькой картинки расположить кружок определённого цвета. Например, при выполнении задания «Чьи детки? возле маленькой картинки с изображением щенка ребёнок должен положить кружок такого же цвета, как и под крупной картинкой с изображением собаки.
Комплекты карточек составлены по следующим принципам: возрастному, тематическому, интеллектуально-операциональному (выполняют действия определённого типа), интегративному (активизация разных способностей одновременно).

Варианты заданий:
Предметный мир:
• «Узнай предмет по его части»;
• «Найди пару» (по любым признакам);
• «Кому что нужно»;
• «Что из чего сделано?»;
• «Часть и целое»;
• «Подбери схему»;
Животный мир:
• «Классификация»;
• «Чьи детки?»;
• «Дикие родичи домашних животных»;
• «Кто что ест?»;
• «Кто где живёт?»;
• «Узнай животное по контуру»;
• «Чей хвост?»
Растительный мир:
• «Что где растёт?»
• «Последовательные картинки»
• «Чьи плоды?»
• «От какого дерева листок?»
• «Чья веточка?»
• «Часть и целое»

Времена года:
• «Последовательные картинки»;
• «Когда это бывает?»
• «Когда это носят?»
Сказки:
• «Из какой сказки?»
• «Узнай сказку по её герою»
• «Что сначала, что потом?»

Литература:

1. Л.С. Выготский «Развиттие высших психических функций». М., АПН, РСФСР, 1960.
2. Л.П. Григорьева. Проблема компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей. Дефектология, № 2, 3 – 1999.
3. Е.А.Лапп. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушением зрения. М., «ТЦ Сфера», 2006.
4. Л.И.Плаксина. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения. М., 1999.
5. Е. Протасова. «Логико-малыш». Дошкольное воспитание №10, 12 – 1999.


Категория: Развитие речи | Добавил: astra38
Просмотров: 1320 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
Лидия Павловна, очень интересно было познакомиться с Вашим материалом! Спасибо!

Прекрасная статья.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог