Цель: Формирование целостной картины мира
Задачи:
Образовательные задачи:
Закреплять и обобщать представления детей о лесе , расширять знания о природоохранной деятельности.
Развивать наблюдательность (разнообразие цвета, звучаний в природе, разнообразие форм окружающего мира).
Расширять и активизировать словарный запас по теме «Какие бывают растения»
Развивающие задачи:
Развивать словесно-логическое мышление.
Формировать познавательную активность, навыки учебной деятельности.
Развивать творческие способности, умение отражать в своих работах полученные впечатления от красоты природы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать нравственное чувство доброго, бережного отношения к природе.
Воспитывать эстетический вкус, умение наблюдать в природе.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ.
«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа:
1.Экскурсия в парк для сбора осенних листьев и наблюдений в природе.
2.Беседы на тему осени.
3.Чтение стихотворений на осеннюю тему.
4.Беседа по содержанию репродукций картин известных художников-пейзажистов (И. Бродский «Осенние листья», А. Саврасова «Осень», И Левитан «Золотая осень» и др.).
Оборудование демонстрационное: карта России с климатическими зонами, плакаты-“Растения”, “Еловый лес”, “Смешанный лес”, “Лиственный лес”, “Луговые цветы”, предметные картинки (травянистые растения луга), фонограмма: Вальс цветов из балета “Щелкунчик” Муз. П.И. Чайковского. Репродукции картин И. Левитана “Золотая осень”, В Поленова “Золотая осень”, Цикл “Картинки с выставки” Муз. М. Мусорского
Раздаточное: альбомные листы, акварельные краски, гуашь, кисти мягкие и щетинные.
Выразительные средства:
(стихотворения : «Лес» И. Бунин , «Цветы» А.Н. Плещеев, «Осень на опушке краски разводила...» З.Федоровская, «Как велика моя земля» Н.Забила)
Ход занятия I часть
Организационный момент
Воспитатель:
Как велика моя земля!
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь и горы!
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна -
В другом снега и вьюга.
Дорогие дети!
Продолжаем размышлять над вопросом: Как устроен наш мир .
Отправимся в путешествие и будем искать ответ на все ваши вопросы.
Сегодня мы отправляемся в путешествие по просторам нашей Родины России . Посмотрите на карту и определите, какой цвет на ней преобладает.
Дети -голубой, зеленый.
Воспитатель-Правильно, ведь главным богатством нашей великой страны являются леса. Лес-это легкие земного шара.
А что будет, если эти легкие будут загрязнены?
Дети- Болеть будет лес.
Воспитатель- Для того, чтобы легкие нашей планеты оставались чистыми, леса охраняются людьми. Кто знает, как называется профессия таких людей?
-Правильно-лесник. Он следит за состоянием деревьев, смотрит, какие деревья засохли и нуждаются в вырубке, где нужно посадить молодые деревья, а где подлечить дерево. Поскольку в лес ходит много народу за грибами и ягодами, лесник еще и следит за пожарной обстановкой.
Как мы можем помочь ему?
Что нельзя делать находясь в лесу?
Дети-Нельзя бросать бутылки и другой мусор, это нужно забирать с собой или закапывать. Ни в коем случае нельзя разводить в лесу огонь.
Воспитатель-Почему, как вы думаете?
Дети-Может возникнуть пожар.
Воспитатель-Правильно, нужно бережно относится к природным богатствам страны. Если не мы, то кто же позаботится об этом.
А еще, лес-это дом для большого количества растений.
Какие растения вы знаете?
Дети-Деревья, хлебные растения, овощи, грибы, травы.
Воспитатель-А какие из перечисленных вами растений можно встретить в лесу?
Дети-Деревья, кусты грибы, ягоды, травы.
Воспитатель-А кто из вас ребята был в лесу? Все?
Тогда давайте поиграем.
Проводится дидактическая игра “Подбери слово” (Воспитатель просит детей подобрать эпитеты к слову “лес”)
Дети –Дремучий, густой, сказочный и т.д.
Воспитатель-Правильно, а теперь я расскажу вам о видах леса и покажу иллюстрации.
На территории нашей страны встречаются деревья, у которых на ветках не листья, а зеленые иглы-хвоя, называются хвойные. Это ель, сосна, лиственница, пихта кедр.
Леса, в которых растут эти деревья, называются хвойными. В лиственных лесах растут клены, осины, березы, дубы, липы, рябины, ясени, но есть еще и смешанные леса. В них растут разные деревья. Леса, где растут одни березы, называются березовыми рощами. Леса, где растут одни дубы, называют дубравы.
А сейчас...мы окажемся на лугу.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и представить, что они находятся на лужайке и вдыхают аромат цветущего разнотравья. Звучит негромкая музыка (Вальс цветов из балета “Щелкунчик”. Муз. П.И. Чайковского.)
Педагог читает стихотворение “Цветы”:
Весело цветики в поле пестреют;
Их по ночам освежает роса.
Днем их лучи благодатные греют.
Ласково смотрят на них небеса.
Отдохнули ,а теперь ребята давайте поиграем.
Проводится дидактическая игра “Что на лугу растет?” (Воспитатель называет: “На лугу растет…” поочередно бросает мяч каждому ребенку, побуждая назвать растения луга.
Подводя итог игре, педагог обращает внимание на то, что на лугу, как и вообще в природе, все взаимосвязано. Побуждает детей самих рассказать о том , что на лугу много разных растений, которыми питаются насекомые. Насекомые опыляют растения. Их плоды созревают, роняют в землю семена, из которых на будущий год вырастут новые растения, и насекомые будут ими питаться.
Воспитатель-Какие вы у меня молодцы! Настоящие путешественники-исследователи. А теперь предлагаю вам закончить нашу прогулку, вернуться в детский сад, рассказать о том, что вы нового узнали и увидели.
Вместе с детьми делаем вывод , что Россия огромная страна. Растительный и животный мир нашей Родины богат и разнообразен , поэтому нуждается в бережном отношении и защите.
Будем охранять природу?
Дети-Да! Людям все дает земля.
Это-щедрые поля.
Луг, леса и огород
И прогулки целый год!
Физкультминутка
“Я садовником родился”
(Один из игроков-садовник.) Каждому ребенку раздается карточка с изображением того или иного цветка.
После этого садовник поет: Я садовником родился,
Не на шутку рассердился.
Все цветы мне надоели-
Кроме розы.
Садовник должен сам найти среди детей названный в песенном припеве цветок. Если найдет, то забирает его себе, а не найдет-на его место выбирается другой участник, и игра повторяется.
II часть Рисование (Звучит тихая музыка)
Воспитатель читает детям строки И. Бунина: “Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…” предлагает вспомнить о прогулке в лес осенним днем.
Вопросы: 1) Что такое лес и какие леса вы знаете?
2) Какие деревья вы видели в лесу?
3) Какого цвета сейчас листва у деревьев и кустарников?
4) Только ли на деревьях были листья, или они еще летают в воздухе и
ложатся красивым ковром под ноги (пора листопада)?
Воспитатель рассказывает детям о том, что многие художники любят рисовать лес в это красивое время года. Они выбирают для передачи ясного солнечного дня яркие краски. Особенно радостными получаются картины, если художники рисуют голубое небо, темные стволы деревьев и разноцветные кроны (желтые, оранжевые, красные). Просит детей внимательно посмотреть на картины, обратить внимание на то, что художник-человек наблюдательный, он отражает различные настроения природы, отметить настроение каждой картины.
Затем воспитатель предлагает детям превратиться в художников и подумать, как бы они изобразили осенний лес, какими красками нарисовали голубое небо и широкую полосу земли, деревья, которые растут в разных местах,-одни ближе, а другие дальше. Напоминает, что в лесу растут разные деревья и кустарники, их обычно делят на лиственные и хвойные. Обращает внимание на то, что у всех деревьев есть ствол и ветки, но по цвету и форме они отличаются.
Педагог вспоминает вместе с детьми, какой формы и цвета ствол у берез (белый, тонкий с черными крапинками), у остальных деревьев стволы могут быть темно-коричневые, серые, светло-коричневые, могучие и крепкие или тонкие изящные, прямые или изогнутые. Ветки у ствола более толстые и темные, на концах тонкие и короткие. Ветки всех деревьев обращены вверх, только у елок верхние ветки растут вверх, а нижние лапы опускаются вниз, они длиннее верхних веток.
Напоминает, что и рисовать деревья нужно по разному: стволы-всем ворсом кисти, а тонкие веточки-только концом кисти. Предлагает выбрать для изображения крон деревьев краски осени (оранжевый, красный, желтый, светло-коричневый, зеленый, цвет охры). Объясняет, что рисовать листву можно знакомыми детям способами: вертикальным мазком или тычком, используя гуашь и кисть с жестким ворсом, а можно рисовать акварелью обычной мягкой кистью, «вливая» один цвет в другой.
Дети могут сделать набросок простым карандашом, а могут сразу рисовать красками. Рисовать листочки, которые кружатся в воздухе, нужно концом кисти и не забыть нарисовать на земле ковер из опавших разноцветных листьев.
В конце занятия все работы вывешиваются на доску и объединяются в общий пейзаж. Педагог восхищается работами детей, говорит, что получился целый осенний лес, и читает стихотворение З. Федоровской «Осень на опушке краски разводила…».
Вопросы:
-Можно ли назвать этот пейзаж «Золотая осень»?
-Как можно догадаться, что изображена именно золотая осень?
-Что для этого использовали, какие понадобились краски?
Итог занятия.
Дети анализируют работы, высказываются о работах товарищей, отмечают рисунки с интересными дополнениями. Воспитатель предлагает сделать ширму из детских работ и использовать ее как декорацию леса для театрализованной деятельности.
|