Сегодня: 23.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Семинары


Семинар–практикум "Особенности методики ознакомления старших дошкольников с шедеврами мировой живописи"для педагогов детского сада

СКАЧАТЬ (34.2 Kb) 10.06.2015, 18:53
Айдарова Наталья Владимировна
Педагог дополнительного образования, МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Солнечный зайчик»» г. Саратов
Айдарова Наталья Владимировна. Педагог дополнительного образования (изодеятельность), МАДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Солнечный зайчик»» г. Саратов
 
Семинар – практикум для педагогов детского сада по теме «Особенности методики ознакомления старших дошкольников с шедеврами мировой живописи».
Цель: развитие профессиональной компетентности педагогов в области методики ознакомления старших дошкольников с шедеврами мировой живописи.
Задачи:
- способствовать формированию представлений педагогов об особенностях ознакомления старших дошкольников с шедеврами мировой живописи для дальнейшего использования данного материала в работе с детьми;
- закреплять знания педагогов о видах и жанрах живописи (портрет, натюрморт, пейзаж, мифологический (сказочно-былинный), анималистический, исторический, батальный, бытовой);
- закрепить знания педагогов о методах и приемах, используемых при ознакомлении с живописью старших дошкольников;
- повышать профессиональную компетентность педагогов в области живописи;
- развивать творческую активность педагогического коллектива через организацию дидактических игр.
Материал и оборудование:
наглядный: аудиозапись с музыкой; схемы описательного рассказа пейзажа, портрета, натюрморта; наглядные схемы - жанры живописи;
раздаточный: карандаши, вырезанные из цветного картона; материал для дидактических игр: «Составь натюрморт» (рама, предметы утвари, муляжи фруктов и ягод, самовар); «Дорисуй картину» (лист бумаги с наклеенной вазой и цветком); «Определи жанры живописи» (открытки с изображением репродукций картин); «Собери картинку» (репродукции картин, разрезанные на части - пазлы); «Картина по загадкам» (лист бумаги, цветные карандаши, напечатанные загадки).
Ход:
Перед началом семинара каждый педагог берет вырезанный из картона карандаш (фишку), для дальнейшего участия в дидактических играх.
Педагог: Изобразительное искусство - это мир прекрасного! Чтобы научиться понимать изобразительное искусство, необходимо освоить язык искусства, разобраться в его видах и жанрах. Приобщая старших дошкольников к живописи, у них воспитывается эстетическое отношение к изобразительному искусству, к окружающей жизни, происходит накопление эмоциональных впечатлений, формируются индивидуальные интересы, творческие способности, мышление. И это все ведет к всестороннему развитию личности дошкольника, что является одной из главных задач стандарта дошкольного образования нового поколения.
При ознакомлении дошкольников с шедеврами мировой живописи решаются следующие задачи:
- приобщение старших дошкольников к наследию отечественного и мирового искусства, как неотъемлемой части духовной (эмоционально - ценностной) культуры общества;
- формирование умения у детей чувствовать настроение, характер произведения, радоваться, печалиться, сопереживать героям, эмоционально реагировать на художественный образ;
- формирование умения различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, сказочно-былинный, исторический, бытовой);
- знакомство с основами изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных жанрах живописи;
- развитие умения видеть средства выразительности, используемые художником;
- развитие творческих способностей, чувства цвета, композиции, воображения, фантазии;
- развитие эстетическоговосприятия, художественного вкуса;
- формирование интереса к музеям, выставкам, подлинникам произведений изобразительного искусства.
Педагог: Живопись - это вид изобразительного искусства, произведения которого отражают действительность, оказывают воздействие на мысли и чувства зрителей. Живопись означает «писать жизнь», «писать живо», то есть полно и убедительно передавать действительность. Изображение в живописи строится только с помощью цвета, что помогает тонко и эмоционально передать красоту окружающего мира.
Педагог: Живопись делится на:
1. Станковую живопись. Художник пишет картины на холсте, натянутым под подрамник и установленном на мольберте (станке). Отсюда и название станковая живопись.
2. Монументальная живопись - это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно, мозаика и др.).
Живопись как вид изобразительного искусства характеризуется разными жанрами:
Портрет - жанр изобразительного искусства, отличающийся изображением одного человека или группы людей. В портрете художники передают не только внешнее и индивидуальное сходства, но и характер человека, его духовный мир. Детям особенно нравиться рисовать портрет своих близких (маму, папу, бабушку, деда и т. д.) и они гордятся своими рисунками.
Пейзаж - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природы. Пейзажи подразделяются на: сельский, городской, индустриальный, морской (марина). Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
Натюрморт - жанр изобразительного искусства, изображающий предметы быта, цветы в букете, фрукты, овощи, посуду и т.д. Натюрморт привлекает детей своей яркостью и многообразием форм. Лучше когда дети рисуют с натуры натюрморт, который сами создали. Из разных предметов (муляжи фруктов, овощей, посуду, предметы быта и т. д.) предложите детям составить композицию (натюрморт).
Мифологический (сказочно-былинный) жанр – сказочные, былинные темы, мифы. Все дети любят сказки и, безусловно, сказочно – былинный жанр привлекает детей. В сказочном жанре цвет играет огромную роль (например: для отрицательного героя, используются темные, мрачные и холодные цвета; для положительного - светлые, яркие и теплые).
Анималистический жанр - изображение зверей и птиц. Художников, работающих в анималистическом жанре называют анималистами (например, Е. И. Чарушин).
Исторический жанр. Включает в себя мифологические, библейские, былинные времена и события прошлого (например, В. Суриков).
Батальный жанр. Включает в себя темы войн, битв, походов. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов.
Бытовой жанр - повседневные занятия людей, быт. Бытовые события, запечатлённые художниками разных эпох, знакомят нас с жизнью людей давно ушедших времён.
Педагог: При ознакомлении дошкольников с жанрами живописи предлагаю использовать стихотворные строки и схемы.
Педагог: Методы и приемы, которые используются при ознакомлении дошкольников с живописью.
Пояснение - широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о чем - либо.
Сравнение - например: П. П. Кончаловский «Сирень» и И. С. Остроухов «Сирень», обе картины имеют одинаковое название, но отличаются по жанрам (П. Кончаловский изобразил срезанную, стоящую в корзине сирень, значит, эта картина относится к жанру изобразительного искусства – натюрморт. А на картине, И. Остроухова, изображен куст цветущей сирени, эта картина относится к жанру изобразительного искусства – пейзаж.). Также можно сравнивать по настроению, средствам выразительности, временам года, суток и т. д.
Акцентирование деталей - усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым. Например: всё изображение картины закрывается листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.
Приём композиционных вариантов - педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.
Приём колористических вариантов - изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.
Метод оживления детских эмоций с помощью литературных образов. Например: во время просмотра картины В.М. Васнецова «Иван – Царевич и серый волк» прочитайте отрывок из сказки «Иван – Царевич и серый волк».
Метод музыкального сопровождения. Во время просмотра картины звучит подходящая музыка (например, П. И. Чайковский Времена года, Октябрь, и картина И. С. Остроухов «Золотая осень»). Происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы.
Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение (например: картина К.Я. Крыжицкого «Ранний снег». Предложить детям вспомнить какие чувства они испытывали, когда видели первый снег. Вот такие же чувства и настроения передает художник и в своей картине).
«Вхождение» в картину - детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение (например: картина И.И. Левитана «Цветущие яблони». Предложите детям сесть на лавочку, которую изобразил художник в своей картине, и почувствовать аромат цветущих яблонь и т. д.).
Рассказ педагога (ребенка).
Структура искусствоведческого рассказа педагога:
- сообщение названия картины и фамилию художника;
- о чем написана картина;
- что самое главное в картине (выделить композиционный центр);
- как оно изображено (цвет, построение, расположение);
- что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (углубление в содержании картины);
- о чем чувствуешь и вспоминаешь, когда смотришь на эту картину.
При рассказе - описании картин ребенку можно предложить наглядную схему.
Педагог вывешивает на доску схемы описательного рассказа.
Указание (обратите внимание на...).
Экскурсии (посещение КВЦ «Радуга»). Особый эмоциональный заряд дети получают во время экскурсий, где дети приобретают навык культурного общения с художественными произведениями, навыки посещения музеев, который в дальнейшем они будут посещать без взрослых. Наше дошкольное образовательное учреждение сотрудничает с Культурно – выставочным центром «Радуга», ежемесячно проводятся занятия - экскурсии по ознакомлению детей с шедеврами мировой живописи.
Рассматривание репродукций, альбомов.
Организация выставок.
Игровые приёмы. Различные дидактические игры, игра - драматизация и т.д.
Педагог: А сейчас, уважаемые педагоги, предлагаю поиграть. Прошу Вас подойти к хохломским столикам и взять раздаточный материал к дидактическим играм по цвету фишек (вырезанные из картона карандаши), которые Вы выбрали в начале семинара.
Педагоги подходят к столам за раздаточным материалам и участвуют в дидактических играх.
Дидактические игры:
- «Составь натюрморт» (красная фишка)
Задачи: закреплять знания о жанре изобразительного искусства - натюрморт.
Ход игры: из предложенных предметов и муляжей педагогам предлагается составить красивый (по цвету и композиции) натюрморт, дать название и описательный рассказ.
Материалы: рама, предметы утвари, муляжи фруктов и ягод, самовар.
- «Дорисуй картину» (оранжевая фишка)
Задачи: закрепление знаний изобразительного жанра - натюрморт, развитие воображение, чувства цвета и композиции.
Ход игры: предлагается лист бумаги с наклеенным предметом (например: ваза, корзина, цветы и т. д.). Необходимо дорисовать композицию, определить жанр живописи.
Материалы: лист бумаги с наклеенной вазой и цветком; цветные карандаши, восковые мелки или гуашевые краски на выбор.
- «Определи жанры живописи» (желтая фишка)
Задача: уточнить представления о жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Ход игры: разложить предложенные открытки (репродукции картин) по жанрам живописи и в стихотворной форме дать определение жанра.
Материалы: открытки с изображением репродукций картин.
- «Собери картинку» (зеленая фишка)
Задача: закрепить знания о жанре изобразительного искусства - пейзаж.
Ход игры: репродукция-картинка разрезана на части - пазлы. Необходимо собрать целое изображение, определить жанр живописи.
Материалы: репродукции картин, разрезанные на части – пазлы.
- «Картина по загадкам» (голубая фишка)
Задача: закрепить знания о жанре изобразительного искусства - пейзаж. Умение отгадывать загадки и по отгадкам составлять (рисовать) композицию (пейзаж).
Ход игры: отгадать предложенные загадки, отгадки нарисовать цветными карандашами. Изображение составить в общую композицию. Определить жанр живописи и дать название картине.
Материалы: лист бумаги, цветные карандаши, напечатанные загадки.
Педагог: Эти дидактические игры Вы можете использовать как при организации совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной работе с детьми.
Спасибо всем за работу, желаю Вам, уважаемые педагоги, творческих успехов!

Список используемых источников:
Баранчук И. «Живопись от А до Я», Издательский дом «Сибирский цирюльник» М., 2003 г.
Р.М. Чумичева «Дошкольникам о живописи». – М.: Просвещение, 1992.
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=603512
Чумичева Р.М. «Дошкольникам о живописи», М., 1992.
Ветлугина Н.А. «Эстетическое воспитание в детском саду», М., П., 1985.


Категория: Семинары | Добавил: НатальяСаратов
Просмотров: 3307 | Загрузок: 74 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Важная тема в воспитании подрастающего поколения. Хороший материал. Доступность изложения является неотъемлемым плюсом. Очень познавательно. Большое спасибо.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 23.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог