Интеллектуально-познавательная игра для 3-4 кл. "Моя земля - Югория!"
Ляшок Светлана Васильевна заведующий библиотекой Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Югорск ХМАО-Югры Тюменской области
Цель: • Формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе; • Воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценности; • Формирование личной ответственности за сохранность природных богатств югорского края. Задача: • Дать знания о природных богатствах края, многообразие природы и животного мира Югры; • Развивать наблюдательность, общий кругозор школьников, экологическую культуру; • Воспитывать любовь и уважение к своей малой родине; • Развивать коммуникативные умения в ходе досуговой деятельности; • Изучить уровень интеллектуально-познавательной мотивации учащихся. Оформление: • Книжная выставка «Югра. Югория. Югорск» • Выставка рисунков учащихся 3-4 кл «Земля и люди югорского края » Оборудование: • Карта ХМАО; • Плакаты с изображением герба, флага ХМАО; • Карточки с заданиями. Участники мероприятия: • ВЕДУЩИЙ 1 • ВЕДУЩИЙ 2 • Ученики 3 кл. • Жюри (победители школьной олимпиады по биологии)
1. ВЕДУЩИЙ. «Случилось это давно, в сказочное время. Птица-легенда поспорила с вещим вороном, он летал на белоснежных крыльях и был белее снега. Поспорил о том, кто больше пролетит, не опуская крыльев. Взмыли они под облака – и в путь. Молча и упорно летел ворон, а птица-легенда заливалась песнями. Нипочем ей ни белый ветер, ни черная гроза, ни гром, ни град. Веселит себе душу. Почернел от зависти ворон, тяжело опустил свои крылья. А птица-легенда до наших дней долетела, песнь с собой принесла. И потому до сих пор по тайге летают сказки, по тайге легенды бродят. 2. ВЕДУЩИЙ. А «откуда есть, пошла Угорская земля?». Первое упоминание о северных народах встречается в летописи «Повести временных лет». « Нашли мы диво-дивное, чудо-чудное, о котором неслыхивали раньше: есть горы. Высота у них до неба и в горах тех стоит клик великий и говор, но не понять языка этих людей, то показывают они на железо и машут руками, прося железа: а если кто даст им, они взамен дают меха серебристые. До них идти очень трудно: снега да леса кругом, не всегда дойти до этих людей». « Здесь Ермака развеяли ветра… И край зовется издревле Югра… Простор и воля! Есть чему дивиться: Что не сосна в округе, то царица! И заслонил нас Север целый свет Вонзился в сердце, просочился в кровь…» 1. ВЕДУЩИЙ. Человек – это часть живой природы. А в природе все взаимосвязано. Для людей окружающая их природа имеет огромное значение. Нам, как и всем живым существам, нужны воздух, вода, пища. Их дает природа. Она радует, восхищает нас своей красотой и охраняет наше здоровье. Любовь к природе, забота о ней делают людей добрее. Природа постоянно дарит нам радость открытий. Только тот живет интересно, кто каждый день узнает что-то новое, удивительное. А в природе все удивительно. В ней множество загадок – только разгадывай! 2. ВЕДУЩИЙ. « Югорский край – заветный край России, Земля легенд и сказок старины. В твои просторы, зори молодые Мы с детских лет всем сердцем влюблены». Тема сегодняшней интеллектуально-познавательной игры « Моя земля - Югория», посвящена празднованию дня рождения Ханты-Мансийского автономного округа. Наш край – Ханты-Мансийский автономный округ – часть России. Коренным населением, исконно проживавшим на этой территории, являются малочисленные народы Севера: ханты, манси и ненцы. Ханты-Мансийский автономный округ – северный регион России. Большая часть года здесь приходится на зиму: морозную, снежную, метельную. Дни стоят короткие, сумрачные, и наконец приходит непродолжительное лето, когда плодоносит кедр, созревает клюква, брусника, черемуха, морошка, черника. Край рек, озер и болот, устремляясь к Северно-Ледовитому океану, пересекают Обь и Иртыш – две великие реки Сибири, где нерестится деликатесная рыба: осетр, нельма, муксун, сосьвинская сельдь, и где дают потомство разнообразные птицы и звери. Густые хвойные леса, покрывающие территорию,- своеобразные легкие Земли, питающие кислородом всю планету. На крайнем западе высятся снежные вершины гор Северного и Приполярного Урала. Почти вся таблица Менделеева содержится в недрах этого района. Северная часть округа расположена в зоне вечной мерзлоты. Ханты-Мансийский автономный округ имеет собственную территорию, Устав, герб, флаг. 1. ВЕДУЩИЙ. Югра, Югра, Югория, Родимый сердцу край! Тебя, моя Югория, Люблю я, так и знай! Сейчас мы с вами проведем несколько конкурсов, чтобы проверить, насколько вы знаете наш край, природу, животных, насколько вы находчивы и сообразительны. Для участия в викторине участники делятся на 2 команды и выбирается капитан. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде. Отвечая правильно на вопрос, вы получите 1 балл. Отвечает на вопрос капитан или члены команды, подняв руку. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Разрешите познакомить с жюри: членами жюри являются победители школьной олимпиады среди 5-9кл по биологии… Вопросы: • Мелкий дикорастущий кустарник с черными съе¬добными ягодами. (Черника.) • Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег с головой? ( Тетерев, рябчик) • Какой ягодой можно вылечиться от простуды, если добавлять ее в чай? • (Малиной.) • Как называется дикая роза с ярко-красными ягода¬ми-плодами? (Шиповник.) • Какая ягода снега не боится? (Клюква.) • Какую лесную ягоду любит медведь-сладкоежка? (Малину.) • Как называются оранжевые ягоды, похожие на ма¬лину, поспевающие в августе? (Морошка.) • Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина) • Какое дерево имеет признаки и хвойного, и лиственного? (лиственница) • Какие дрова самые жаркие? (березовые) • Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябины, осины,) • Какое дерево дает по весне сладкий сок? (Береза.) • Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы на деревьях?(Белка) • След, какого хищного зверя похож на человечий? (Медведь) • У какой дикой кошки, кисточки на ушах? (Рысь) • Длинный хвостище, а сама хитрища (Лиса) • Зашел мужик в сосняк, нашел слизняк, бросить – жалко, съесть – сыро. Что нашел мужик? (Груздь) • Какие грибы на пеньках растут в лесу, как веснушки на носу? (Опята) • Какие грибы меж зелени зеленеют? Имя хитрое им всем: хоть и не кусается, но страшно называются. (Лисички) • Его увидишь за версту среди пней осиновых, в красной шапочке растет, зовется (подосиновик). • На лесной поляне красуется Татьяна, алый сарафан, белые крапинки. ( Мухомор) • Кто зимой, забыв тревоги, крепко спит в своей берлоге? (Медведь) • Какие грибы растут на белых ножках вдоль лесных дорожек, в издали заметных шляпках разноцветных? (сыроежки) • Назовите цветок-гадалку. (Ромашка.) • Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха.) • Какой цветок называют дикой рябинкой? (Пижму.) • Чуток, строен и высок, гордо голову несет, от рогов густая тень, вот красивый зверь. (Олень) • Что же это за девица: не швея. Не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? ( Ель, сосна) • Что за зверь зимой холодной, ходит в чаще злой, голодный? (Волк) (Жюри подводит итоги) 2 ВЕДУЩИЙ. Народные приметы и пословицы дошли до нас, передаваясь из ус в уста, из поколения в поколение, Оказывается, пользуясь старинными приметами и пословицами, можно узнать много другой полезной и любопытной информации. 1. ВЕДУЩИЙ. Каждой команде раздаются листочки с народными приметами, но каждая примета разделена на 2 части. Задание: Правильно собрать народную примету. За правильный ответ 1 балл. • Грибов ищут – по лесу рыщут. • Весна красна цветами, осень – грибами. • Мошки лезут в лицо – жди дождя. • Зима без снега – лето без хлеба. • Кто любит земле кланяться – без награды не останется. • Длинные сосульки – к долгой весне. (Жюри подводит итоги) 2 ВЕДУЩИЙ. В следующей игре принимают участие капитаны команд. Игра «Рыбы». Капитаны команд по очереди называют названия рыб находящихся в наших реках. Победителем становится тот, кто назовет больше названий рыб. И команде победившего добавляется 5 баллов, команде проигравших 3 балла. (Жюри подводит итоги) 1 ВЕДУЩИЙ. Да! Мы любим и знаем свой край. Кто из нас не любит собирать грибы? Маринованные грибочки, суп с грибами, грибы жаренные со сметаной.. Ребята, а вы сможете отличить съедобный гриб от ядовитого? Игра «Съедобные и несъедобные грибы» Мы сейчас увидим на карточкеизображение гриба, если это будет съедобный гриб, то вы ребята должны хлопать в ладоши, если будет иллюстрация несъедобного гриба, то вы все дружно топаете ногами 2 ВЕДУЩИЙ. Красногрудый, Чернокрылый, Любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь) Комментарий: Рекордсмены югорского неба: • Самая высокая птица Югры – белый журавль (стерх) высотой до 120 см. • Дольше всех из наших птиц живет сокол (160-170 лет) • Лучше всех плавает и ныряет чомга. • Самые большие крылья у беркута (размах до 2х метров) • Птички – крошки: королек ( размером со стрекозу), овсянка и пеночка. Задание: «Ребус» каждой команде раздается лист с ребусом, где вы должны разгадать ребусы и узнаете названия певчих птиц нашего края. На задание - 5 минут. (Жюри подводит итоги) 1 ВЕДУЩИЙ. Без леса человеку не обойтись. Грибы, ягоды, мясо животных человек употребляет в пищу; из деревьев делают мебель, бумагу, строят дома, лекарственные растения используют в медицине; из шкур зверей шьют одежду. Лес является жилищем и домом для зверей и растений. Оказывается, лес столько много дает человеку, поэтому надо беречь лес и его жителей. 2 ВЕДУЩИЙ.(Представление Красной книги) Вам знакома эта книга? Как вы думаете, почему она такого цвета?(Высказывания детей) Ребята, назовите названия растений и животных нашего края, занесенных в Красную книгу?(Высказывания детей)Некоторых птиц и животных осталось очень мало, их занесли в Красную книгу. А поэтому: Любите природу! Храните природу! Не жгите траву! Не ломайте кусты! Не сыпьте на землю всякую гадость. И даст вам природа здоровье и радость! 1.ВЕДУЩИЙ. Планета Земля – наш родной дом, и каждый из нас отвечает за порядок в нем. Трудись и процветай, Югорская земля! И отдавай стране свои богатства. Я здесь живу, здесь Родина моя! Здесь на яву союз труда и братства. Ребята, какие вы сегодня молодцы, как много знаете о природе нашего края, и теперь настало время подвести итоги, какая же из команд стала победителем нашей игры. Слово жюри.(подведение итогов и награждение победителей) 1.ВЕДУЩИЙ. Желаем вам дальнейших творческих успехов, вдохновения, осуществления мечты, достижения самых высоких целей! 2. ВЕДУЩИЙ. И в заключение этого мероприятия хочется сказать: «Только став патриотом своей малой родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации»
Список литературы
1. Альманах писателей Югры «Эринтур».- Ханты-мансийск.: Пакрус, 2005. 2. Интегрированный курс краеведения « Мы-дети природы»: книга для учителя начальных классов / Авт.-сост.: Т.К. Орлова, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаева.- Ханты-Мансийск.: ГУИПП Полиграфист, 2003. 3. Очерки истории Югры \отв.ред. Д.А. Редин, Н.Б. Патрикеев.- Екатеринбург.: Волот, 2000. 4. Священный сказ о сотворении земли: Мансыйские мифы.- Ленинград-Ханты-мансийск: Стерх-Белый журавль, 1991. 5. Сияй, Югорская звезда! – М.: Звонница-МГ, 1999. 6. Соколова З.П. Путешествие в Югру.- М.: Мысль, 1982. 7. Современная литература Югры: хрестоматия для учащихся 9-11 классов / сост. А.Н. Семенов.- Екатеринбург.: ООО Баско, 2008. 8. Югра. Энциклопедия Ханты-Мансийского округа.- Ханты-Мансийск, 2000.
|