Сегодня: 07.12.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Взаимодействие с родителями


Ценность шахмат в раскрытии интеллектуального потенциала ребёнка

27.11.2019, 19:30
Акишина Валентина Васильевна
Учитель шахмат, МБОУ гимназия им.А.И.Яковлева, г.Урай ХМАО - Югра
Ценность шахмат в раскрытии
интеллектуального потенциала ребёнка
Акишина В.В.
Учитель шахмат МБОУ гимназия им.А.И.Яковлева, г.Урай ХМАО - Югра
Роль интеллектуального развития в современном мире экономических гонок резко возросла. Нужны методики, которые сделают детей умнее! Основной запрос сейчас формируется на интеллектуальную молодёжь. И шахматы в этом направлении могут сыграть одну из ведущих ролей. На заседании правительства Министр образования и науки РФ Ольга Васильева сообщила: «Шахматы в ближайшие два года станут обязательным уроком в начальных классах».
В современном быстроменяющемся мире нужно обучать детей универсальным навыкам, которые будут точно востребованы в будущем в разных сферах деятельности [1, с.242]. Один из главных навыков, который необходимо сформировать у ребёнка – это умение быстро просчитывать любую ситуацию на несколько ходов вперёд, видеть цель и выстраивать чёткий алгоритм действий по достижению намеченного результата. Более 10 лет этому я обучаю детей по программе профессора И.Г.Сухина «Шахматы – школе» [3]. Курс базируется на глубокой научной основе и нацелен на формирование у ребёнка способности действовать «в уме». С помощью шахматно – задачной технологии И.Г.Сухина дети научаются просчитывать варианты событий на несколько ходов вперёд, оперативно принимать решения, программировать нужный результат и достигать поставленных целей. Я обучила более 1700 детей в разных общеобразовательных учреждениях: в школе, в детском саду, Центре дополнительного образования детей и в своей онлайн – школе «Шахматы для детей». Анализируя результаты моих выпускников, могу сделать определённые выводы. Этот курс не о том, как вырастить чемпионов… Он о том, как научить ребёнка учиться с радостью и нейтрализовать у него страх ошибок. Он о том, как сформировать способность «действовать в уме» и вырастить конкурентноспособную личность. Он о том, как осознанно принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Эти навыки и способности нужны в школе, нужны в любой сфере деятельности человека, в любой профессии.
После освоения курса И.Г.Сухина «Шахматы – школе» у моих учеников усилились интеллектуальные способности, – и во многих семьях снизилось напряжение за счёт лёгкого усвоения школьной программы ребёнком. Ребята стали учиться в школе с радостью, быстро находить и структурировать информацию [2, с.41]. Именно такие шахматы необходимы сейчас в общеобразовательных школах и детских садах!!!
19 июля 2016г. был подписан приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО - Югры №1145 № 210 "Об утверждении дорожной карты по развитию шахматного образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", согласно которому в рамках внеурочной деятельности шахматы стали преподаваться во всех школах и детских садах региона. Кадровый вопрос преподавателей шахмат в Югре практически полностью решился в течение 2016 -2018 гг., благодаря масштабному проведению тьюторами по подготовке педагогов к преподаванию курса И.Г.Сухина «Шахматы – школе» курсов повышения квалификации (очных, очно – заочных и дистанционных объёмом 36 и 72 часа). Свидетельства об окончании курсов «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с использованием интернет – технологий» педагогические работники получали, обучившись в АУ ДПО ХМАО – Югры «Институт развития образования» или в БУ ВО «Сургутский государственный университет».
Кроме кадрового вопроса, есть ещё ряд задач, которые не могут решиться на местах. Как руководитель методического объединения преподавателей шахмат г.Урай, я отследила: из 42-х обученных мной на курсах повышения педагогов - урайцев шахматы стали преподавать только 7 человек, и то – по внутреннему совместительству. Перечислю основные причины такого положения дел на местах:
- отсутствие кабинетов для преподавания шахмат,
- отсутствие ставок, особенно – в детских садах, где воспитатели зачастую ведут шахматные занятия безоплатно или за очень символическую доплату,
-отсутствие нормативных документов о количестве учеников на уроке шахмат: сейчас в классах наполняемость доходит до 30 человек, и учителя отказываются вести шахматы с полным классом, т.к. это очень сложно…
В идеале классы и группы детсадов нужно делить пополам для шахматных занятий. Вести этот курс должны педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации, работая полностью на ставке преподавателя шахмат. В общеобразовательных учреждениях должно быть два отдельных шахматных кабинета для одновременного ведения занятий в двух подгруппах класса.
Приближены к идеальным условия преподавания шахмат в МБОУ гимназия им. А.И.Яковлева г.Урай. Здесь есть 2 отдельных шахматных кабинета на 16 мест. Шахматы веду со 100%ным охватом учащихся 1-5 классов в подгруппах. Классы делим с педагогами внеурочной деятельности: таким образом – каждая подгруппа класса бывает на шахматах раз в две недели. Этого объёма - 17 час/год – очень мало для качественного результата... Исходя из запросов родителей, я создала онлайн – школу «Шахматы для детей», где каждый ученик за четыре месяца сможет системно освоить шахматную программу 1-го года обучения И.Г.Сухина. Благодаря этому, у родителей появилась реальная возможность сформировать способность действовать «в уме» в специально созданных условиях в сензитивном возрасте ребёнка 5 - 10 лет, когда у детей максимально развиваются все мыслительные процессы. И задача взрослых – создавать для этого комфортные условия: через интересную развивающую игру – как основной вид деятельности детей - формировать стремление целостного познания мира и развивать у ребёнка внутренний потенциал, тем самым закладывая надёжную базу благополучного будущего. Кем станут наши дети - зависит только от нас.
Список литературы:
1. Акишина, В. В. ФГТ, ФГОС и шахматы / В. В. Акишина // Материалы Международной научно-практической конференции "Шахматное образование – важный ресурс мировой системы образования", Ханты-Мансийск, 10–13 июня 2013 г.: сборник тезисов докладов / сост.: И. Г. Сухин, Г. В. Ковалева; научный редактор И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 416 с.
2. Акишина, В. В. Шахматы как средство интеллектуального развития младших школьников / В. В. Акишина // «Российский и международный опыт и перспективы работы с одарёнными детьми»: материалы Всероссийской научнопрактической конференции / редкол.: В. А. Егорова канд. физ.-мат. наук, Ю. И. Семенов, М. М. Черосов, докт. пед. наук. – Якутск: Ленский край, 2014. – 334 с.
3. Сухин, И. Г. Программы курса «Шахматы – школе» / И. Г. Сухин. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 40 с.


Категория: Взаимодействие с родителями | Добавил: Myhobiisch
Просмотров: 41 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог



Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 07.12.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал