Задачи:
1. Учить детей составлять рассказ по картинке «Семья», объясняя родственные связи членов семьи, устанавливая, кто в семье старше, кто младше.
2. Продолжать совершенствовать монологическую форму речи и умение согласовывать слова в предложении, используя в речи словосочетания «я думаю, я считаю, я согласен…».
3. Закреплять умение строить граф «Семья», указывая стрелками родственные отношения: «родители» показывают на «детей» сплошной линией, «бабушки и дедушки» пунктирной.
4. Закреплять знания о геометрических формах треугольник и квадрат.
5. Уточнить знания детей о своей семье: имя, отчество родителей, домашний адрес, фамилия.
6. Формировать интерес к своей родословной, воспитывать добрые чувства к членам своей семьи.
Предварительная работа:
1. Беседы о жизни детей в д/с, в семье, о детях разного возраста. Составление рассказов из личного опыта о своей семье «Как я помогаю маме», «Как заботятся о нас взрослые».
2. Рассматривание картин «Зимние забавы», «В детсаду».
3. Упражнение в рисовании графов «Брат и сестра», «Дети во дворе», «Моя семья», «Родственные отношения».
Материал к занятию: кукла Незнайка, картинка «Семья», мяч, карандаши и листы бумаги на каждого ребенка, 2 мольберта, доска, мел, кассета «Медленные мелодии», магнитофон.
Мотивация занятия («задумка»): Незнайка принес картину и говорит, что на ней изображены дети в детском саду, а к ним пришли в гости родители, чтобы поиграть с ними.
Воспитатель: Вы согласны, дети, с Незнайкой.
Дети не согласны. Начинают высказывать свои предположения.
Воспитатель: Надо вам рассказать все по порядку и объяснить Незнайке, кто же изображен на этой картине, и почему вы так думаете. Сядем поудобней на стульчики, чтобы хорошо было видно картину и по порядку все расскажем Незнайке.
Ход занятия:
Дети по очереди рассказывают Незнайке о членах семьи, изображенных на картине, доказывая Незнайке свою точку зрения, свои предположения (3-4 ребенка). Воспитатель следит за рассказом ребенка, помогая в случае затруднения вопросом, пояснением. Затем 1-2 ребенка дают полный рассказ о семье.
Физкультминутка: Игра «Моя семья» (с мячом). Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч каждому ребенку и задет вопросы по очереди: «Как фамилия вашей семьи?», «Как имя, отчество мамы?», «Как зовут твоего папу?», «Как будут звать тебя, когда ты будешь взрослым?», «Назови домашний адрес», «Кто в семье старше, папа или ты? Мама или бабушка?», и т.д. Ребенок, поймав мяч, отвечает на заданный вопрос и бросает мяч обратно воспитателю. В игре участвуют все дети.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Сколько членов семьи на картинке (6). Назовите их. Сейчас мы будем составлять граф про эту семью. Как обозначаем женщин в семье? (треугольниками). Как обозначаем мужчин? (квадратами). Сколько женщин в этой семье? (3). Иди, обозначь на доске (вызывается 1 ребенок). Сколько мужчин в этой семье? (3). Обозначим на доске (второй ребенок рисует на доске квадраты). Вспомним, как показываем родственные отношения (стрелками)? Кто на кого показывает и кто «говорит»? (родители показывают на своих детей сплошной стрелкой и «говорят»: «Это мой сын или дочь», а бабушка и дедушка показывают на внуков пунктирной стрелкой и «говорят»: «Это мой внук или внучка»).
Воспитатель: Давайте определим где чьи родители. Бабушка и дедушка – родители папы, а мама и папа родители чьи? (сына и дочки). Давайте дадим имена детям (дети предлагают разные имена. Воспитатель выбирает по своему усмотрению: кто первый назвал или кто назвал красивое, необычное имя).
Воспитатель: Мы на доске обозначим треугольниками и квадратами женщин и мужчин в семье, а кто кому приходится, кто на кого показывает стрелочками вы обозначите сами.
Физкультминутка: Игра «Кто живет у нас в квартире?». Воспитатель говорит считалочку:
Раз, два, три, четыре,
Кто живет у нас в квартире,
Папа, мама, брат и я.
Вот и вся моя семья.
Сколько человек живет в квартире? (4). Назовите их. А если я скажу: папа, мама, да и я? Угадайте, сколько человек в этой квартире живет? (3). Назовите их. Сейчас вы будете ходить врассыпную, а я произносить считалку, по окончании нужно встать по 3 или 4 человека, образовать «семью». Слушайте внимательно, какую считалочку я буду говорить и по стольку человек вставайте (даются разные виды ходьбы: на носках, в присяде или прыжке. Игра проводится 3 раза).
По окончании игры воспитатель раздает детям листы бумаги и карандаши, предлагает занять места за столами. Дети самостоятельно рисуют граф «Семья». Воспитатель контролирует. Дети работают под музыку.
Когда основная масса детей закончит работу, воспитатель собирает листочки с графами и приглашает детей пересесть на стулья по краю ковра.
Воспитатель: Ваши нарисованные графы я проверю вечером, а сейчас закончим граф «Семья», который на доске (вызывает по одному ребенку к доске, и дети отмечают стрелочками родственные связи на схеме. Воспитатель отмечает правильность выполнения задания).
Воспитатель: Чем же мы сегодня занимались на занятии?
Дети отвечают: «Составляли рассказ по картине «Семья», придумывали предложения, играли в игры «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире» и чертили графы о семье».
Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня работали на занятии, много успели сделать (отмечает детей, которые активно отвечали).
|