Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Ласточка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Жаворонки прилетели» (интегрированное занятие) Воспитатель: Чернышева Анна Валерьевна Музыкальный .руководитель: Петухова Татьяна Алексеевна Таёжный, 2013г.
Интеграция образовательных областей: музыка, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье.
Программные задачи: Образовательные: Учить детей внимательно вслушиваться в музыку, понимать содержание произведения; Учить эмоционально отзываться на веселый, живой характер песни; Учить детей менять движение в соответствии с изменением характера музыки; Учить детей рисовать птиц, выстраивая изображение из составных частей; Учить детей рисовать птицу в движении, показать, что небольшое смещение составных частей относительно друг друга дает нам другую позу птицы. Развивающие: Развивать эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку; Развивать умение ориентироваться в пространстве; Расширять словарный запас; Развивать навыки рисования наброска рисунка простым карандашом, навык рисования восковыми мелками; Развивать творческие способности детей. Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к народному фольклору, стремление к достижению результата; Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе. Оздоровительные: Следить за осанкой детей во время работы. Методические приёмы: Показ и объяснение воспитателя; Игровая ситуация, с использованием художественного слова; Художественное слово; Наблюдение за работой детей; Анализ работ воспитателем и детьми; Поощрение. Словарная работа: переливчатые трели, обряд, заклички, надоскучила, проталины, «теплые ноги у весны», набросок. Материал: Демонстрационный: иллюстрации с изображением жаворонков, алгоритм «Последовательность рисования птиц» Раздаточный: Белые листы бумаги, простые карандаши, восковые мелки. Музыкальный ряд: Музыкальные композиции: русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой; «Ноктюрн» муз. П. И. Чайковского; «Веселая прогулка» муз. М. Чулаки; «Весна идет» муз. В Герчик; «Песня жаворонка» муз. П. И. Чайковского Зрительный ряд: использование ИКТ(презентация слайдов «Весенняя рапсодия»).
Ход занятия. Зал оформлен в виде весенней полянки. Звучит русская народная мелодия. Обработка Т. Ломовой. Дети входят в зал шагом с носочка и встают в круг. Музыкальный руководитель: Хорошо! Хорошо! Солнышко проснулось! Хорошо! Хорошо! Детям улыбнулось! Отправляемся на веселую прогулку! Упражнение: «Веселая прогулка» муз. М. Чулаки (Шаг с притопом, бег, осторожная ходьба) Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите вокруг, как хорошо! Природа просыпается от зимнего сна! Видео-презентация: «Весенняя рапсодия» Музыкальный руководитель: Бабочки проснулись, сладко потянулись! Упражнение: «Бабочки» «Ноктюрн» муз. П. И. Чайковского (Дети садятся на стульчики) Музыкальный руководитель: К нам весна шагает быстрыми шагами. И сугробы тают под ее ногами. Черные проталины на полях видны. Видно очень теплые ноги у весны. Песня: «Весна идет» муз. В Герчик Музыкальный руководитель: Ребята, какие птицы первыми возвращаются в родные края? Ответы детей: Скворцы, грачи... Музыкальный руководитель: В старину, больше всего ждали маленькую птичку – жаворонка, так как его переливчатые трели заставляют природу пробуждаться от зимнего сна. Слушание: «Песня жаворонка» муз. П. И. Чайковского ( беседа по содержанию произведения) Музыкальный руководитель: Нежная, чистая, красивая музыка. Она очень тонко передает впечатление от песни жаворонка, чистой, звонкой, высокой. Она так радует душу и согревает сердце. Воспитатель: Чтобы приблизить приближение весны, тепла, люди придумали обряд – закликание жаворонков. Девушки и дети ходили по улицам, и пели специальные песенки – заклички. (Воспитатель с ребенком поют А-капелла) Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима надоскучила, Руки, ноги отморозила.
Воспитатель: Ребята, хотите нарисовать жаворонков? Ответы детей: Да. Хотим научиться рисовать жаворонка. Воспитатель: Присаживайтесь за столы. (на доске висят изображения жаворонков) Посмотрите на эти изображения. Тело большинства птиц состоит из нескольких частей. Каких? Ответы детей: Голова, туловище, хвост, крылья. Воспитатель: Какой они формы? Ответы детей: Голова – круглая. Туловище – овальное. Хвост, как треугольник. Крылья – овальные. Клюв – маленький, треугольный. Воспитатель: Правильно. Голова- круглая или слегка овальная, туловище- овальное, хвост может иметь треугольную форму, быть раздвоенным, как у ласточки, крылья обычно имеют изогнутую форму - если птица летит, в сложенном виде - они овальные, клюв имеет треугольную форму, может быть маленьким или большим, изогнутым или прямым. Рисовать геометрические формы - круг, овал, треугольник - вы умеете. Поэтому сможете легко изобразить составные части тела птицы. Нужно только постараться и правильно соединить эти части. (Показ наброска рисунка мелом на доске) Воспитатель: Сначала я нарисую овальное туловище. Теперь пририсую к нему круглую головку и маленький треугольный клюв. Нарисую овальные крылышки, у которых немного заострю концы - это самые длинные перья. Остается хвост и лапки. Хвост напоминает треугольник, а лапки – две ломаные линии. Жаворонок готов. Вам понятна последовательность рисования? Теперь попробуйте сами сделать набросок жаворонка. Перед тем как начать работать давайте разомнем пальчики. Физминутка: Пой-ка, подпевай-ка: (встряхиваем кисти рук, чтобы их расслабить) Десять птичек – стайка. (переворачиваем ручки ладошками вверх) Эта птичка – соловей. (далее на каждую птичку берем один пальчик и слегка трясем его) Эта птичка – воробей. Эта птичка – совушка, сонная головушка. Эта птичка – свиристель. Эта птичка – коростель. Эта птичка – скворушка, серенькое перышко. Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж, Ну а эта – злой орлан. Птички, птички, - по домам! (кладем кисти за запястья, трясем, изображая птичек, и уводим руки за спину – прячем) Воспитатель: Наши ручки и пальчики разогрелись. Берем простой карандаш и приступаем к работе. (самостоятельная деятельность детей) Во время работы звучит «Песня жаворонка» муз. П. И. Чайковского Воспитатель: Итак, ваши рисунки готовы. Осталось раскрасить их оперение. А раскрашивать мы будем восковыми мелками. Посмотрим, какое оперение у жаворонка… (обратить внимание детей на иллюстрации) Воспитатель: Начинайте работать. Раскрашивайте аккуратно, не выходя за контур. В заключение - короткая беседа о содержании получившихся рисунков.
Используемая литература: 1.Захарова С.Н. « Праздники в детском саду». – М.: Гуманитарный.издательский.центр ВЛАДОС, 2007 2.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. «Праздник каждый день» подготовительная группа. - Санкт-Петербург: Издательство «Композитор», 2009 3.Мельникова Л.И. , Зимина А.Н. Детский музыкальный фольклор в ДОУ: Пособие для методистов, воспитателей и музыкальных руководителей. - М.: Гном-Пресс, 2000. 4.Шалаева Г.П. Учимся рисовать животных. – М.: Издательство АСТ, «СЛОВО», 2005.
|