Конспект НОД для детей средней группы
«К нам весной прилетают стрижи!».
Автор: Федотова Людмила Фёдоровна, воспитатель МБДОУ «Савинский детский сад», Карагайского района, Пермского края.
Цель: Развитие познавательного интереса дошкольников при ознакомлении с перелётной птицей – стриж.
Задачи:
1. Ознакомление детей с представителем семейства пернатых - чёрный стриж.
2. Упражнять детей в распознавании птицы стриж по внешнему виду.
3. Учить соотносить изменения в природе с жизнью птиц весной.
4. Способствовать развитию познавательной активности , любознательности и наблюдательности детей.
5. Содействовать воспитанию экологической культуры дошкольников.
Материал и оборудование к занятию: пейзажные картины (осень, зима), карточки с изображением птиц (грач, скворец, ласточка, ворона, воробей, снегирь, синица), аудиозапись «Голоса птиц», магнитофон, изображённое дерево на ватмане, птички в технике оригами( по количеству детей).
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о перелётных птицах (стриж, скворец, грач, ласточка), подбор художественного слова (стихи, рассказы), сбор энциклопедических данных о птице – стриж, чтение стихотворения Е.Благининой « Стрижи».
Приходит Незнайка: Ребята, ходил я недавно по весеннему лесу и ничего не понял, что же стало с нашими птицами? Почему их стало так много? В лесу всюду слышен их весёлый щебет!
А ещё на деревьях висят чьи – то домики из прутиков, под карнизами строений и домов есть даже домики , вылепленные из глины. Ребята, а вы не знаете чьи это домики? (домики птиц). А может быть у птиц какой – нибудь праздник? Вы не знаете? (Да это птиц стало много, так как прилетели перелётные птицы из тёплых краёв).
Незнайка: А какие птицы называются перелётными? Почему их так называют? (перелётные птицы улетают осенью в тёплые края, когда становится холодно и птицам очень трудно найти корм).
(Выставляются карточки с изображением птиц: грач, скворец, ласточка, стриж, снегирь, воробей, синица, ворона)
Незнайка: Ребята, а что это у вас? (Это птицы). А вы знаете как называются эти птицы? А вы поможете мне вспомнить какие птицы на этих картинках?
Незнайка: А у меня ещё есть вот такие картины (Незнайка показывает 2 пейзажные картины – осень и зима) Какое время года изображено на этих картинах? А вы знаете, к какой картине нужно положить зимующих птиц? А перелётных птиц к какой картине? А почему мы к зимнему пейзажу разложим зимующих птиц? (ответы детей)? А к осеннему пейзажу почему разложим перелётных птиц ? (ответы детей)
Незнайка: Ребята, а сегодня в лесу я видел вот такую птицу (показывает картинку с изображением птицы – стриж) Посмотрите на картинку, какую птицу она вам напоминает? (ласточку). Это, ребята, птица стриж, он, действительно, похож на ласточку.
Незнайка, наши дети знают стихотворение о стриже (читают стихотворение Е.Благининой « Стрижи».)
Улетели сегодня стрижи…
А куда улетели, скажи?
А туда улетели они
Где на солнышке греются дни,
Где совсем не бывает зимы.
Но милее им всё-таки мы!
И они прилетят по весне
И опять засвистят в вышине!
Воспитатель: Незнайка! А ты хочешь узнать побольше о птице – стриж? (Да, конечно! А вы ,ребята, хотите?)
Физкультминутка:
Стриж летит под облаками (дети машут руками)
И земля плывёт под ним (разводят руки)
Роща, поле, сад и речка и дома и человечки (делают взмахи руками)
Стриж устал и ночь настала (приседают)
Облако периной стало (круговые движения руками)
Самолёты пролетают и поспать ему мешают (винтообразные движения руками).
Стриж – это перелётная птица. Прилетает к нам в конце весны. У стрижа очень маленькие лапки, всего 1 сантиметр. Взрослый стриж может взлетать с земли. Но он не умеет по ней ходить, а только ползает. Из-за этого стрижи всё делают на лету и кормятся и пьют и купаются на лету, только окунаясь в воду ,и собирают подстилки для гнёзд. Стрижи рождаются очень маленькими, всего три грамма, но растут очень быстро и уже через две недели становятся как взрослые птицы. В конце июля, начале августа молодые стрижи покидают свои гнёзда и улетают на юг.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Незнайке, какую гимнастику мы знаем
Зрительная гимнастика « Стрижи»:
1,2,3 - летят стрижи (Круговые вращения глазами)
4, 5 - летят опять (Моргают, закрывают глаза.) – повторить 2 раза.
Звучит аудиозапись « Голоса птиц». (слушание, дети отмечают голоса каких птиц они слышат).
Незнайка: ребята а я знаю игру про птиц « Птички в гнёздышках», хотите поиграть? ( Незнайка проводит игру) : ( Выкладываются три обруча, в каждый кладётся картинка с изображением птицы: стриж, скворец, грач. Дети надевают шапочки с изображением данных птиц и передвигаются в разных направлениях, по сигналу должны найти обруч с определённой птицей.)
Рефлексия: Дети о какой птице мы сегодня узнали? Что ты сегодня сможешь рассказать маме о стриже? Что вам было особенно интересно? Что вам было выполнить трудно? Детям предлагается выбрать контурное изображение птицы –стриж и поместить его на изображённое дерево. Незнайка прощается: ребята, я сегодня очень много узнал о птице – стриж.
Литература:
О.А. Воронкевич « Добро пожаловать в экологию, Санкт-Петербург 2002 г.
Н.Н.Кондратьева « Мы. Программа экологического образования детей». 2000 г
|