Илалдинова Фарида Иршатовна
воспитатель МАДОУ «Детский сад
№95 «Балкыш», г. Набережные
Челны, Республика Татарстан
Конспект НОД во второй младшей группе
«Украсим чашки татарским орнаментом».
Программное содержание:
- Познакомить детей с татарской национальной одеждой, головными
уборами;
- Воспитывать интерес к национальной культуре татарского народа;
- Развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- Обучать детей выполнять композицию в виде татарского орнамента
способом накладной аппликации.
- Формировать самостоятельность и творчество детей.
Словарная работа: Камзол, калфак, татарский орнамент.
Оборудование:
Кукла в татарском национальном костюме; подносы, на которых лежат вырезанные из бумаги «чашки» (основа для аппликации), детали орнамента; клей; кисть клеевая; клеёнка; салфетка;
Ход НОД:
1. Организационный момент, объявление темы.
- Ребята мы идем в гости к татарской красавице Алсу. (Дети и воспитатель подходят к национальному уголку, на котором сидит кукла в татарском костюме. Уголок украшен всевозможными старинными вещами, вышивками с татарскими орнаментами)
- Здравствуй, Алсу.
Алсу: Здравствуйте дети! Я Алсу (Дети здороваются)
Исәнмесез, исәнмесез,
Хәерле иртә,
Сәламәтлек сиңа, миңа
Һәм барлык кешегә.
2. Основная часть.
- Ребята, посмотрите какой красивый, необычный наряд у Алсу. Что это за наряд? (Татарский костюм.)
- Правильно, это татарский национальный костюм. Его одевали в старину наши бабушки. Ребята, а мы сейчас надеваем такие наряды? (Нет, только на праздники.)
- Давайте мы его рассмотрим. (Воспитатель показывает каждую деталь изделия, дети называют цвет и название частей костюма)
- Из чего состоит этот наряд? (платье, камзол, калфак, сапожки)
- Какого цвета платье? (жёлтого)
- Какой головной убор у Алсу? (калфак)
- Что на ногах у красавицы? (сапожки)
Алсу: Этот наряд сшила мне бабушка, а украсила вышивкой моя мама. Я очень люблю своих близких. Они – моя семья!
- Ребята, давайте, и мы вспомним членов своей семьи.
3. Пальчиковая гимнастика «Минем гаиләм»
Бу бармак — бабай,
Бу бармак — әби,
Бу бармак — әти,
Бу бармак — әни,
Бу бармак — нәни бәби,
Аның исеме — Чәнти.
Алсу: А ещё я люблю играть. Давайте вместе поиграем в игру «Ак калач».
4. Хороводная игра «Ак калач» («Каравай»).
5. Продолжение работы:
Алсу: Ребята, скоро у моей бабушки день рождение, у нее есть красивый самовар, а чашек красивых нет. Помогите, пожалуйста, украсить для моей бабушки чайные чашки.
- Конечно, Алсу, ребята тебе помогут.
- Из каких элементов состоит этот узор? (цветок, листок)
- Как называется этот цветок? (Тюльпан) На татарском языке – лалә.
- Какого цвета тюльпан? (красного)
- Какого цвета лепестки? (зелёного)
(Воспитатель показывает технику выполнения орнамента поэтапно)
6. Самостоятельная работа детей.
В процессе деятельности детей воспитатель поощряет самостоятельность, аккуратность, творчество. Тем детям, которые затрудняются в работе, воспитатель оказывает помощь. Проговаривает вместе с детьми названия деталей.)
7. Подведение итогов.
Алсу: Молодцы, чашки получились очень красивые, моя бабушка будет рада. Ребята, мне хотелось бы поиграть с вами ещё одну игру «Самовар».
8. Игра «Самовар»
Там, там, тамчы там,
Тамуыңны яратам,
Самовардан тәмле итеп
Чәй эчәргә яратам.
- Молодцы, ребята, вы все были внимательны, активны, вы очень старались, за ваше мастерство я хочу подарить вам тюльпаны. (Каждому ребенку воспитатель дает по тюльпану)
Список использованной литературы:
1. К.В. Закирова, Л.Р. Мортазина «Балачак-уйнап-көлеп үсәр чак». –Казан. Редакционно-издательский центр, 2012.
2. А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева Аппликация в детском саду.- М.: Издательство Академия развития, 2002.
3. Ф.Ю.Юсупов, З.Ф. Камалова «Гөлбакча».- Казан. Татарстан китап нәшрияты, 1990.
|