Мир пернатых зимой » Конспект занятия по экологическому воспитанию во второй младшей группе Автор: Парукова Надежда Владимировна Цель. Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, развивать познавательный интерес к птицам, воспитывать желание помогать им в трудных зимних условиях. Задачи: Образовательная: • Продолжать знакомить с характерными признаками зимы. • Закрепить знания детей о птицах, об их жизни зимой. Воспитательная: • Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям; • Воспитывать любознательность. • Дать почувствовать детям удовольствие от возможности общаться друг с другом в совместных играх. Развивающая: Развивать интерес к жизни зимующих птиц; Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей; Развивать речь детей. Предварительная работа: Беседы, наблюдения во время прогулок, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций. Подбор познавательного материала, стихов, инсценировок, работа с родителями в группах: конструирование кормушек, заготовка кормов для птиц подборка книг для выставки. Материал: Иллюстрации зимующих птиц, разрезные картинки. Демонстрационный материал «Птицы». Ход занятия. 1 часть. Организационный момент. Звучит песня «Зимы я вовсе не боюсь» Пускай снегами все заносит, Пускай лютуют холода, Зима меня не заморозит, Не испугает никогда!... Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы прослушали песню «Зимы я вовсе не боюсь».
Игра «Доскажи предложение». Воспитатель: Ребята, вы боитесь зимы? (Нет). Почему? Кто боится зимы? (Птицы). Почему! Что зима с собой нам принесла? (Снег, мороз, холод).
2.Часть. Раздается стук в дверь. Заходит Незнайка. Незнайка: Здравствуйте, ребята! Шел я мимо вашего садика и увидел картонные домики на деревьях. Мне интересно для чего их повесили? В них разве можно жить ? Дети: Это не домики, а кормушки.
Незнайка: Я не знал. Для кого? (Для птиц). Воспитатель: Зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Голодная птица сильно страдает не только от холода, но и от голода. Ей очень трудно отыскать корм под снегом. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи птицам нужно съесть больше, чем летом. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. И все чаще можно заметить, как стайки птиц перелетают с одного дерева на другое в поисках пропитания, которое порой не так-то просто найти. «Голодом страшна зима птицам, а не холодом», «сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями», - гласят народные пословицы и поговорки. 3 часть. «Отгадай загадку». Незнайка: Ребята, вы молодцы, вы все знаете. Сможете ли вы отгадать загадки? Садитесь на стульчики и внимательно меня слушайте. Белобокая …(сорока) Прилетела издалека, Не сказала, где была, Но зато она, ребятки, Очень хитрые загадки На хвосте нам принесла.(Л.Глебов) 1. Я вещунья — белобока, А зовут меня? (сорока). 2. Ищет целый день он крошки Ест букашек, червяков. Зимовать не улетает. Под карнизом обитает. (воробей). 3. Он в берете ярко - красном, В черной курточке атласной, Он на дереве сидит И стучит, стучит, стучит… (дятел). Незнайка: И все вы знаете. Молодцы! А какие птицы остаются зимовать в вашем городе? Дети: Вороны, голуби, воробьи и т. д. Воспитатель: А еще есть синички. Они прилетают к нам зимой. А красавец снегирь прилетает к нам перед первым снегом. Птиц много и все они разные. Посмотрите рисунок. Воспитатель: Голуби ходят, а воробьи… (прыгают), воробьи чирикают, а голуби…(воркуют). 4.Часть. Пальчиковая гимнастика. Зима - трем ладошки Холода – зажимаем кулачки Снег кружиться, падает ложиться – плавные движения ладонями Солнце землю уж не греет - сжимаем и разжимаем кулачки Воспитатель: Что человек мастерит для птиц зимой? (кормушки) Ребёнок: Мы кормушки смастерим, Мы столовую откроем. Воробей, снегирь-сосед, Будет вам зимой обед! Ребенок: Скачет, скачет воробей. Кличет маленьких детей. Киньте крошек воробью. Я всем песенку спою чик-чирик. Киньте просо и ячмень. Буду петь всем целый день. Дыхательное упражнение. «Кто спрятался?» Ребята, перед вами картинка, покрыта «бахромой». Вы должны подуть на «бахрому», так чтоб она поднялась, и надо увидеть картинку. Кто нарисован на картинке? (Ответы детей). 5.Часть. Игра «Прилетели птицы». Воспитатель. Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то можно топать или хлопать. Начинаем: 1.Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи. Дети топают. Воспитатель: Что неправильно? Дети. Мухи. Воспитатель: А мухи - это кто? Дети. Насекомые. Воспитатель: Вы правы. Ну, что ж, продолжим. 2.Прилетели птицы: Голуби, куницы! (куницы вовсе не птицы). 3.Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Страусы, чижи …(Страус птица, но не летает.) 4.Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты кукушки, Даже совки – соплюшки, Лебеди, скворцы… Все вы молодцы! Воспитатель: Ребята, мы забыли про Незнайку? Давайте спросим его, каких зимующих птиц нашего города он запомнил. Подсказывайте ему, если он ошибется. Незнайка перечисляет зимующих птиц. Воспитатель показывает рисунки птиц. Незнайка: Ребята, а вы знаете повадки птиц? Покажите, как в холод сидит воробей? Как прыгает голубь? Как чистит перышки снегирь? Дети показывают. Незнайка незаметно уходит. Рефлексия. Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. А о чем мы с вами говорили на занятие? Ответы детей. Вам понравилось? Если понравилось – хлопаем в ладошки, не понравилось - топаем. Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, Незнайка ушел и оставил нам корзинку с конфетами. Что мы скажем Незнайке? (Спасибо!).
|