Сегодня: 18.07.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Занятия, конспекты


Конспект совместной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи по теме: Профессии и орудия труда

СКАЧАТЬ (17.7 Kb) 09.08.2012, 22:18
Федорова Ю. В., Прохорова Е. О.
учителя-логопеды, ГБДОУ №116 г. Санкт - Петербург
Конспект совместной деятельности логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи с использованием обучающей и
развивающей технологии (элементы методики ТРИЗ)
«Путешествие в страну Вообразилия»


Составители: учителя – логопеды
Прохорова Елена Олеговна
Федорова Юлия Владимировна

ГБДОУ №116/99
Санкт - Петербург
2012 г.

Технологическая карта мероприятия
Цель: Закрепление знаний детей о профессиях людей и орудиях труда.

Задачи:
1. Закреплять представления детей о профессиях людей, орудиях труда, обогащать активный словарь.
2. Упражнять в подборе слов – «противоположностей» (антонимы), признаков к предмету (согласование прилагательного с существительным), закреплять представления о многозначных словах (существительные); упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -щик, -ист.
3. Развивать связную речь детей, учить составлять загадки, используя технологию ТРИЗ.
4. Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.
5. Развивать воображение и фантазию дошкольников.
6. Развивать координацию речи с движением.
7. Преодолевать психологическую инерцию у детей.
8. Воспитывать чувство уважения к людям труда.

Методические приемы:
1. Вербальный вид общения.
2. Демонстрация предметных картинок, использование таблицы – опоры «Составление загадок по ТРИЗ».
3. Слушание фонограммы «Флейта».
4. Сюрпризный момент – включение в занятие персонажа Волшебника Многозная.
5. Перенос действительности в воображаемую страну Вообразилия.
6. Анализ и оценка деятельности детей.

Оборудование:
1. Предметные картинки по лексической теме «Профессии».
2. Мольберты, домики с цифрами (от 1 до 4).
3. Схема – опора по ТРИЗ.
4. CD с записью фонограммы «Флейта», «Чунга-чанга», «Мои друзья со мной»
5. Раскраски по теме «Профессии».

Дидактические игры:
Разрезные картинки «Музыкальные инструменты», игра «Узнай по контуру».

Предварительная работа:
1.Работа по составлению загадок по ТРИЗ.
2. Беседа о профессиях и орудиях труда.
3. Применение приема «вхождение в воображаемую картинку с использованием 5 чувств» (ТРИЗ).
4. Разучивание физминутки: «Жил портной один умелый…»
5. Работа с антонимами и многозначными словами.

Ход занятия
I Организационный момент.
Вед. (логопед):
Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Вообразилия. Мы попадем в один из волшебных городов этой страны – город Загадок, погуляем по загадочным улицам, познакомимся с жителями этого города и сами научимся придумывать интересные загадки. Путешествовать мы будем на облаке. Давайте представим, какое оно (белоснежное, мягкое, прозрачное, легкое, пушистое, воздушное). Что можно почувствовать, находясь в воздухе на облаке? (воздух чистый, свежий, прохладный легкий ветер обдувает кожу, небо голубое, высокое, слышны птичьи голоса и т.п.)
Итак, перенесемся в страну Вообразилия. Мы на легком, белоснежном облаке, закроем глаза, расправим руки, словно крылья и отправимся в полет. Как только смолкнут звуки волшебной музыки, мы окажемся в Вообразилии (дети садятся на коврик).
(звучит музыка)
II (дети открывают глаза), появляется Волшебник.
Волшебник : Приветствую вас, дорогие ребята, в нашем городе Загадок! Я волшебник Многознай! Приглашаю вас погулять по улице Похожестей - Непохожестей и Противоположностей. Давайте посмотрим, человек, какой профессии живет в первом домике.
(на первом мольберте – картинки «скрипка», «ноты», «скрипичный ключ»)
Человек, какой профессии живет здесь?
Д: Музыкант.
Волшебник : Верно, как вы догадались? (выложить на мольберт картинку «скрипач»).
Д: Музыкальный инструмент, ноты необходимы музыканту.
Волшебник : Зачем жителям города нужен музыкант?
Д: Музыкант создает определенное настроение жителям города с помощью игры на музыкальном инструменте. Волшебник : Какая бывает музыка?
Громкая – тихая
Быстрая – медленная
Грустная – веселая
Ребята, посмотрите, на нотах изображен скрипичный ключ, а какие еще бывают ключи?
(выкладывать поочередно картинки на мольберт)
ключ дверной, гаечный, ключ – родник
(пояснить назначение ключей: дверной ключ открывает замки, гаечный откручивает гайки и нужен автомеханику, родник – источник чистой воды, скрипичный ключ «открывает» нотный стан).
Ведущий:
Послушайте стихотворение об этих ключах:
Много разных есть ключей:
Ключ - родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
Прикрутить вам гайку надо?
Гаечный ключ будет рядом.
Как вы убедились, слово ключ имеет много значений. Такие слова называются многозначными.
Игра «Собери картинку» (разрезные картинки «Музыкальные инструменты»)
(образование существительных с помощью суффиксов -щик; - ист; -ач
скрипка – скрипач, пианино – пианист и т.д.)
Задание «Изобрази букву М» (из пальцев)
Волшебник : А теперь перейдем ко второму домику.
(на втором мольберте – картинки «шприц», «таблетки», «градусник» и т.д.)
Волшебник : А теперь посмотрим, кто же живет во втором домике?
Д: Врач.
Волшебник : Верно, как вы догадались?
Д: Эти предметы нужны врачу для работы.
Волшебник : Почему важна профессия врача?
Д: Врач лечит людей, назначает лекарства и процедуры, следит за здоровьем жителей.
Волшебник : Ребята, какими бывают лекарства? Например, таблетки:
крупные – мелкие
сладкие – горькие
Сироп: густой – жидкий
Врачу для работы нужен шприц. У шприца есть игла. А где или у кого еще можно встретить иглы?
(выложить на мольберт поочередно картинки «хвойные иглы», «иглы у дикобраза», «швейная игла», «игла у шила», «иглы у кактуса») – называние детьми.
Это тоже многозначные слова.
Какая бывает игла?
длинная – короткая
толстая – тонкая
тупая – острая
Задание «Изобрази букву В» (из пальцев)
Волшебник : Перейдем к третьему домику.
(переход к 3-ему мольберту, картинки: «нитки», «игла», «ножницы» и т.д.)
Кто же там живет?
Д: Портной.
(выложить на мольберте картинку «портной»)
Волшебник : Как вы догадались?
Д: (ножницы, нитки, игла и ткань нужны портному для работы).
Ведущий:
(речь с движением) – с детьми
Жил портной один умелый, («показать себя», проведя руками сверху вниз)
Знал прекрасно свое дело (развести руки в стороны)
Ткани выбирал для нас (руки вперед с наклоном вперед)
Хлопок, ситец и атлас (загибать поочередно пальцы на правой руке)
А потом снимал он мерку (изобразить действие)
Делал выкройку, примерки (обвести ладонь навесу ,движение «ножницы» пальцами)
Белой ниткой ткань сметал (имитация работы иглой)
На машинке все сшивал (вращательное движение правой рукой)
И на праздник у ребят (движение кистей «фонарики»)
Новый был всегда наряд (повороты вправо-влево на «пружинке»)
Задание «Изобрази букву П» (из пальцев).
Жители этого города любят загадывать загадки. Давайте поучимся у них и придумаем свою загадку об одном из орудий труда, которое использует портной, например, об игле.

(использование схемы ТРИЗ)
НО НЕ
ОСТРАЯ НОЖ (СПИЦА)
МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ КАСТРЮЛЯ, МАШИНА
ТОНКАЯ НИТКА (ВОЛОС)

Волшебник : Перейдем к четвертому домику.
Кто же здесь живет?
Д: Здесь живет парикмахер.
(на мольберт выкладывается картинка «парикмахер»)
Д: Ножницы, фен, расческа, шампунь, щетка для волос нужны парикмахеру.
Волшебник : Почему необходим парикмахер жителям города загадок?
Д: Парикмахер делает прически, стрижки, делает людей красивыми.
Волшебник : У нас на картинке изображена щетка для волос. Щетка может быть разной. Например, щетка большая, а наоборот - маленькая.
новая – старая
щетина у щетки: жесткая – мягкая
редкая – густая
Фен также необходим парикмахеру.
Струя воздуха у фена: горячая – холодная
слабая – сильная
Игра «Узнай по контуру» (найти лишний инструмент, орудие труда и обвести по контуру).
Ребята, в городе Загадок живет много людей других важных профессий, с которыми мы познакомимся в следующем путешествии.
А теперь нам пора возвращаться! Поблагодарим Волшебника Многозная за интересную прогулку и попрощаемся с ним. Волшебник : А я хочу подарить вам на память раскраски, которые вы раскрасите по возвращении в детский сад.

Садимся на наше волшебное облако и отправляемся обратно.
(включение музыки)
С возвращением!

III Итог занятия:
Где же мы сегодня с Вами побывали, ребята? (в гостях у жителей города загадок, на улице Похожестей - Непохожестей и Противоположностей). С какими профессиями вы сегодня познакомились? (парикмахер, врач, музыкант, портной). Чему вы научились? (придумывать загадки, подбирать многозначные слова и слова с противоположным значением). Молодцы!


Категория: Занятия, конспекты | Добавил: fedorova7211
Просмотров: 2645 | Загрузок: 205 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.0/1

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
1 Елена (Елена30)   (27.04.2015 17:44)
Спасибо за интересный конспект! Путешествие - это увлекательная форма проведения итогового занятия. Много материала по закреплению многозначности слов, по словам-антонимам, все очень взаимосвязано. Успехов вам в работе!

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог


Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.07.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал