Сегодня: 25.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Физическая культура » Разное


Типология заданий, позволяющих формировать волевые качества младшего школьника на уроках физической культуры

СКАЧАТЬ (45.1 Kb) 15.09.2016, 17:27
Темнякова Венера Вазыховна
учитель физической культуры, г.Екатеринбург, Гимназия «Арт-Этюд»
  1. Задания, развивающие внимание.
   Большой арсенал строевых упражнений, подвижных и спортивных игр, подготовительные упражнения – все это является средством воздействия на внимание.
  • В начальной школе много внимания уделяется строевой подготовке, что обеспечивает хорошую организацию урока. И в первую очередь это ходьба в колонне по одному под счет учителя, под счет самих учащихся, с хлопками в ладоши под счет, под левую ногу, на каждый шаг, с притопыванием левой ногой, под определенный счет отдельно мальчиками, отдельно девочками и т.д.
  • Усложняя варианты, учащиеся выполняют ходьбу по заданию, например: четыре шага на носках, четыре обычных. Или: четыре хлопка над головой, четыре по бедрам. Или: четыре шага на носках, два в полуприседе, два прыжка и т.д.
  • Строевые упражнения на месте с поворотами направо, налево, кругом. И со второго класса уже можно давать строевые комбинации. Например: три шага вперед, поворот налево, шаг вправо, поворот направо.
  • Упражнение – игра «Запрещенное движение». Учитель или сами дети выбирают, какое движение запрещено. Например, нельзя поднимать руки вверх. Затем подают команды для выполнения различных движений, в которые периодически вклинивается запрещенное движение. Например, выполняем упражнение: руки на пояс, руки в стороны, руки за голову. Затем эти движения повторяют. Когда у детей возникнет временная связь, следует неожиданно вставить запрещенное движение – руки вверх.
  • В третьем- четвертом классе для развития внимания можно применять комплекс общеразвивающих упражнений без предметов. Каждое упражнение имеет несколько вариантов. Смена вариантов проводится по сигналу.
 
 
Большинство упражнений выполняется на четыре счета. Сигналом к смене варианта служат слова «второй вариант», «третий вариант». Например, в определенном темпе выполняется упражнение на счет «раз-два-три-четыре». Для перехода к следующему варианту вместо счета «три-четыре» в темпе счета произносится, например, «Второй вариант». Предварительным сигналом служит звук «и»: «И-раз-два-второй вариант».
Такое выполнение упражнений препятствует формированию жесткого стереотипа (стереотипные движения ослабляют координацию, снижают аналитическую деятельность мозга), способствует развитию у детей концентрации внимания, умения его распределять и переключать.                                                                                                                                                               
Поиск – естественное состояние человека. И хотя назидательное детское двустишие звучит: «Чтобы вещи не терять, надо их на место класть!» - мы часто что-то ищем. Поэтому игра «Разведчики» или «Найди и промолчи»,
развивающая внимание, логику мысли, терпение, увлекает школьников всех возрастов. Суть ее состоит в поиске спрятанных предметов – маленьких и больших, одного или нескольких, за тот или иной промежуток времени,  в спортивном зале или на спортивной площадке – это зависит от возраста.
  • Способствует развитию внимания, реакции, проходит с эмоциональным подъемом игра «Шишки, желуди». Игроки под своим названием должны переместиться по кругу, а водящий старается быстро занять свободное место. В 3-4 классе эту игру можно усложнить, добавив третьего игрока, имеющего название «орех».
  • Для совершенствования ловли и  передачи мяча можно передавать его в шеренгах «зигзагом» сначала одним мячом, затем постепенно увеличить количество до трех-четырех.
  • Для отработки ведения мяча используется ведение на месте, не глядя на мяч, ведение с разной высотой отскока по звуковому сигналу, ведение на месте двух мячей и т.д.
Занятия физической культурой с большим количеством различных трудностей и препятствий -  хорошая школа развития волевых качеств.
2. Задания, развивающие решительность.
 Решительность – способность быстро принимать решение в значимой ситуации. Развитию решительности способствует:
  • Многократное повторение проблемных ситуаций в условиях выбора. Например, преодолеть планку с прямого разбега, если высота небольшая, или способом «перешагивание»? Перебраться на другой берег (через прыжковую яму) с разбега или положив доску, пройдя по узкой опоре, и не замочив ног?
  • Повторение проблемной ситуации в условиях недостаточной информации. Например, дать задание в первом классе: «Наверху гимнастической стенки сидит больной, голодный птенец. Как помочь птенцу? Прежде всего, его нужно достать. Кто сможет это сделать? Каким образом? Правильно. Влезть по гимнастической стенке за птенцом и спуститься».
  • Выполнение опасных упражнений (со страховкой и без). Это может быть лазание и перелезание с одного спортивного снаряда на другой, кувырок вперед или назад из упора присев, упражнения в равновесии на узкой или приподнятой опоре.
  • Элемент соревнований (но не значительный, т.к. сила мотива ухудшает деятельность). Например, командная эстафета с преодолением каких-либо препятствий (перепрыгнуть, подлезть, пробежать по невысокой узкой опоре).
  • Посильные задания, которые способствуют уверенности в своих силах. Даже в игре ребенок может выбрать условия выполнения задания по силам. Например, игра «Волк во рву». На середине площадки проводят две линии на расстоянии 70х100(самая широкая часть)х70 – это ров. У одной из сторон площадки – дом коз. Все играющие – козы, один – волк. Козы располагаются в доме, волк -  во рву. По сигналу «Козы на луг!» козы бегут на противоположную площадку, перепрыгивая через ров (волк не трогает коз); по сигналу «Козы домой!» все перебегают в дом, перепрыгивая через ров. При этом дети сами могут выбрать ширину рва.
 3. Задания, развивающие смелость.
Смелость – способность качественно выполнять действия в опасных ситуациях. Способствует развитию смелости:
  • Многократное повторение, т.е. адаптация к опасной ситуации. Например, обучение прыжку в высоту способом  «перешагивание», когда дети бояться планки, боятся высоты, боятся самого прыжка, т.к. в координационном плане он сложный. Или при обучении уверенной ходьбе, равновесию, скольжению по льду используется прыжок через небольшое препятствие после разбега.
  • Постепенное повышение сложности препятствия. Например, при обучении равновесию сначала  используют невысокую широкую опору, препятствия на пути в виде перешагиваний через кубик, обруч, гимнастическую палочку, на носках, приставными шагами, с поворотом, затем опора становится выше и уже.
  • Расчленение упражнения на части и выполнение в облегченных условиях. При обучении прыжку в высоту способом «перешагивание» отдельно отрабатывается разбег, отталкивание, преодоление планки, приземление. При обучении разбегу сначала его выполняют с 1-2 шагов. Отталкивание выполняется без препятствия с 1-2 шагов, затем с препятствием небольшой высоты. Затем весь прыжок в координации, постепенно повышая высоту планки.
  • Разучивание специальных и подготовительных упражнений для уверенности в себе. При обучении прыжку в длину с места, можно использовать нестандартные положения: прыжок в длину правым – левым боком, спиной вперед, «лягушкой», «обжигающий», через препятствие, а затем лицом к месту приземления.
  • Обеспечение страховки. Страховка необходима при выполнении сложных, опасных упражнений во избежание травмы, для обеспечения уверенности, для правильного выполнения упражнения. Например, при выполнении упражнений в равновесии, лазании, акробатике, обучение уверенному скольжению на коньках.
  • Приведение в пример одноклассников, справившихся с заданием.
  • Включение опасных элементов в соревнования, эстафеты. Этот прием лучше использовать, когда элемент, упражнение практически освоено. В экстремальной для ребенка ситуации происходит мобилизация внутренних ресурсов, желание не подвести команду и он идет на выполнение сложного элемента.
  • Ободрение, внушение. Некоторым детям необходима такая поддержка для придания уверенности, что его действия одобряют. Некоторым достаточно просто кивнуть головой, улыбнуться, показать жестом «отлично!», произнести «молодец, умница!». А кого-то нужно усадить на скамейку, отвести в сторону и сказать: «ты умеешь делать вот это и это, мы с тобой все разучили, я тебе помогу, ребята за тебя переживают, постарайся, закрой глаза и «прокрути все движение про себя».
  • Прием увеличения трудности без предварительного предупреждения об этом учащегося, недостаточно уверенного в своих силах. Например, ученик в прыжках в высоту полагал, что преодолел планку высотой 85 см, а взял 90, которая ему до этого не давалась. Но этот прием требует большой осторожности. Если ребенок получит основание для сомнений в точности информации, то это может привести к недоверию.
  • Доведение до конца начатого упражнения. «Начать разбег и не прыгнуть – хуже, нежели неудачный прыжок ». Это мешает сосредоточению внимания, не обогащает двигательного опыта, ослабляет ответственное отношение к исполнению решений, а вместе с тем и уверенность в себе.
  • Не заканчивать урок неудачным выполнением упражнения. Нужно дать ребенку возможность еще и еще раз выполнить действие до удачного исполнения. Успешное достижение цели дает удовлетворение, окрыляет, делает его увереннее.
4. Задания, развивающие настойчивость.
 Настойчивость-целеустремленность – стремление к достижению далекой цели. Это качество развивается на основе воспитания у ребенка умения доводить посильное дело до конца. Большую роль играют значимые цели и осознание ответственности за выполняемое дело. Главное научить не прекращать целенаправленных усилий при возникновении препятствий. Пути поддержания целеустремленности:
  • Конкретизация цели и перспектив, каждое занятии проводить «не вообще», а овладевать конкретным материалом; уходя с занятия, учащиеся должны осознать, что они чего-то достигли. Например, при лазании по гимнастической стенке надо стремиться добраться до указанной рейки, перекладины на лестнице. В метании нужно стараться попасть в указанную цель, например в «танк» воображаемого противника. При этом можно разнообразить выход на исходное положение для метания (в полуприседе, приседе, ползком). В играх с быстрым бегом поставить цель – осалить больше игроков. При выполнении таких заданий дети должны испытывать определенные трудности, иначе приобретенное качество будет неустойчиво.
  • Использовать разнообразные формы и методы, средства проведения занятий, чтобы у учащихся возникало удовлетворение, в таком случае неудачи будут переживаться не так остро. В процессе урока можно применять фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой методы организации учащихся. Это зависит от задач урока, степени новизны и сложности заданий, материальной оснащенности, степени подготовленности занимающихся. В первом классе это фронтальный и групповой методы. Во 2-4 классах дети уже самостоятельно могут организовать групповую и индивидуальную деятельность по карточкам. В 3-4 классах хорошо проходят уроки по типу круговой тренировки для развития двигательных качеств, совершенствования двигательных действий. Среди методов, направленных на получение знаний, используются словесные (инструктирование, указания, команды, словесные оценки, сопроводительное объяснение), Метод непосредственной наглядности (самим учителем или подготовленным учеником), метод направленного прочувствования двигательного действия (помощь учителя, замедленное выполнение, использование предметных ориентиров). Для развития двигательных качеств, формирования волевых качеств личности школьника на каждом занятии используются соревновательный и игровой методы.
Использовать приемы для стимулирования самостоятельной деятельности: «Подумай, как, сколько раз, нужно выполнить упражнение, чтобы стать ловким, красивым, сильным, подтянутым, гибким». Хороший эффект дают задания, связанные с элементами поиска нового: придумать подводящие упражнения для прыжка в длину, в высоту;  найти новый прием или видоизменить сюжет игры; составить новый комплекс упражнений; сообщение теоретических сведений о спорте, здоровье, спортсменах.
  • Соблюдать принцип доступности; целеустремленность поддерживается достижением поэтапных целей; уровень трудности должен быть оптимальным, чтобы прилагались определенные волевые усилия; легкое задание -  неэффективно, слишком трудное – вызывает разочарование, утрату в свои силы; оптимальная трудность подстегивает учащихся к большей мобилизации возможностей, бросает вызов самолюбию и стимулирует активность, направленную на преодоление трудностей.
  • В определенные моменты целесообразно использовать эффект соперничества. Например, эстафеты между командами, бег и спортивная игра с гандикапом.
5.Задания, включающие «неожиданную трудность».                                        Прием заключается в использовании специальных заданий. Для волевой закалки рекомендуется:
  • Выполнять упражнение с конкретной целью (при прыжках в высоту достать б\б корзину, прыжки в длину и высоту с места, сближение стоек в прыжках в высоту, метание более тяжелого снаряда, прыжки и бег в тяжелой обуви, бег в гору, прыжки через препятствие с прижатыми руками, игры с соперником разного возраста, роста и силы.
  • Учащиеся любят играть. А в любой игре существуют широкие возможности для преодоления препятствий и трудностей. Прекрасно воспитывают волю неожиданные трудности. Например, идет игра, одна из команд выигрывает, до конца осталось 3-5 минут. Учитель ставит условие: ведущая команда проигрывает 10 очков и нужно отыграться. Более слабая команда приложит все силы, чтобы выиграть в новых условиях. Нововведение оживило игру, заинтересовало игроков. Разгорелась ожесточенная борьба, в которой успех приносят не только техника, тактика, но и настойчивость, упорство, воля к победе.
  • В любой игре необходимо соблюдать правила. Ограничение собственных интересов и действий, строгое соблюдение правил – хорошая школа воспитания. На подвижных и спортивных играх можно ставить дополнительные трудности: ограничить технические приемы и тактические варианты (например, бить только левой рукой, сетка завешена полотном, что до последнего не видно, куда летит мяч), игры с гандикапом, причем об этом можно предупредить до начала игры и после.
  • Неплохо потребовать от уставшего ученика новых усилий, концентрации внимания, сосредоточенности. Например, после игры в баскетбол разучить комплекс упражнений. Но необходимо учитывать физическую нагрузку, не допустить утомления.
 6. Задания на овладение приемами самостимулирования.                                    Основное – установить соответствующие системы словесных формул, с помощью которых можно сознательно и целенаправленно влиять на интенсивность протекания психологической или физиологической функции. Словесные формулы ученик младшего школьного возраста пока берет извне: от учителя, родителей, старших школьников. Услышав их, он повторяет их « про себя», в соответствии со своим внутренним планом действий.
  • При подготовке к выполнению сложного упражнения, решающего действия дети используют формулы: «Я же не первый», «На страховке преподаватель», «Задание не трудное», «Спокойно, не волнуйся», «Не спеши, тише, не части», «Мысленно напеваю песенку и бегу в ее ритме».
  • Если ободряющих призывов недостаточно при выполнении рискованного задания, «то нужно от слов переходить к делу»: «Все…», «Смелее!», «Пошел!», «Ну!..»
  • При выполнении двигательных действий словесные формулы носят направляющий характер: «Не сгибаться», «Руки», «Ноги», «Толчок-толчок», «Ничего-ничего, силы еще есть, выдержу», «Молодец! Вот так!», «Терпи», «Обходи его», «Вперед», «Быстрее», «Срочно»…
  • Если при выполнении упражнений возникают деятельностные или личностные трудности, прибегают к таким словам: «Всегда трудно, надо держаться до конца», «Вот молодец, еще немного и…», «Уходи от соперника».
7. Задания, направленные на формирование «нравственного компонента воли».                                                                                                                           Создание атмосферы доброжелательного, уважительного отношения к каждому ребенку. Тот, кто слабее, сегодня выполняет в игре роль подчиненного, а завтра – руководит игрой, анализирует действия товарищей. Нужно сориентировать детей на то, что сильные обязаны помогать слабым. Например, предложить задание: кто из сильных учеников быстрее и успешнее подготовит к выполнению упражнения своего отстающего товарища, получит высокую оценку. При этом важно оценить не только результат, но и те старания, которые были приложены, одобрить отношения меду товарищами.
  • Задачи, включающие согласованные объединенные действия.  Например, разыгрывается ситуация: товарищ случайно упал с « обрыва» (положить  горку гимнастических матов). Нужна срочная помощь. Как помочь товарищу? Оказывается, можно поставить наклонно с опорой на маты гимнастическую скамейку (лазание по наклонной поверхности). Вдвоем, друг за другом, спасатели взбираются наверх. Один подает веревку потерпевшему, другой держит за ноги. Неудачник взбирается наверх.
  • Организация спортивных командных соревнований, товарищеских встреч, когда дети болеют за спортивную честь класса, школы, приобретают привычку быть ответственными, испытывать чувство долга перед коллективом.
  • Уважительное отношение к проигравшим. Не допускать обидных высказываний, насмешек. Отметить все положительные действия, все усилия, которые приложили проигравшие дети, дать рекомендации на будущее.
  • Воспитывать стремление выручить товарища в игре, прийти на помощь, рискуя при этом быть побежденным (например, пойманным, «осаленным»). Например, игра «Чай-чай, выручай!». Водящий осаливает детей, свободно бегающих по площадке. «Заляпанные» ребята останавливаются в положении «руки в стороны» и приговаривают: «чай-чай, выручай!». Другие могут их освободить, подбежав к ним, и задев рукой.
  • Закрепить навыки дружной согласованной работы в игровой и соревновательной обстановке. Успех игры, соревнований зависит от подбора составов команд, капитанов, водящих. Организовывать процесс в соответствии с подготовленностью и определившимися личностными отношениями детей, приучит детей выполнять установленные правила. Показать образец их  выполнения и довести до сознания ребят, что необходимо положительно относиться к принятым нормам.
  • Поощрять стремление оказать помощь товарищам, вывести команду в победители, предоставить лучшие условия товарищам в игре. Например,  игра в  пионербол, игрок не справляется с защитой своей зоны. К нему на подстраховку встают игроки из других зон.
 
 
8. Задания, направленные на формирование навыков целеполагания, действий контроля и действий самоорганизации.
  • Учить ставить конкретные практические цели в практических задачах, осознавать, что надо при этом делать, и что уже сделано, выделять промежуточные цели. Например, при обучении игре в баскетбол, выполненной целью будет заброшенный в кольцо мяч. Чтобы овладеть этим техническим приемом, нужно освоить стойку баскетболиста, бросок одной рукой от плеча, ведение мяча, бросок по кольцу в шаге и т. д.
  • Учить ставить познавательную цель, затем принимать познавательную задачу, ориентируясь на обязательное выполнение практической части. Например, учащийся поставил перед собой цель научиться играть в настольный теннис. При этом требования таковы, что нужно познакомиться с правилами игры, осознать какие требуется развивать качества для освоения игры и постепенно выполнять технические и тактические задачи.
  • Учить сохранять принятую познавательную цель и промежуточные цели при выполнении двигательной задачи в определенной алгоритмической последовательности. Показывать, что именно это гарантирует конечный результат. Например, не научишься играть в баскетбол, если не знаешь правила игры, не владеешь определенными техническими приемами, не согласуешь свои тактические действия с партнерами.
  • Учить искать и исправлять собственные ошибки в хорошо знакомых, многократно повторяемых учебных действиях. Например, почему плохой результат в прыжках в длину? Учащийся сам должен назвать ошибки: не приготовился к прыжку, поторопился, недостаточно сильно оттолкнулся, слабый взмах руками и т.д.
  • Учить контролировать факт достижения (или не достижения) поставленной цели. Например, учащийся должен знать контрольные  нормативы упражнений, знать полученный результат и таким образом уметь сравнить их.
  • Учить при выполнении двигательного действия пооперационно контролировать ход выполнения у себя или у товарищей. Например, при поочередном выполнении акробатических элементов, необходимо, чтобы учащиеся умели наблюдать, как выполняют действия другие. При выставлении баллов учитывать мнение учащихся, спрашивать какие были обнаружены ошибки, в каких конкретно моментах.
  • Использовать содержательную мотивацию предстоящей работы – убеждение и личный пример, особенно если это монотонная работа. Например, в первом классе сложно научить детей бегать медленно и долго. Нужно убеждать их, что долго бегать можно при беге низкой интенсивности, кто умеет бегать долго, тот выносливый человек. При выполнении этого задания нельзя обгонять учителя, нужно бежать друг за другом на расстоянии вытянутой руки.
  • Формировать у учащихся установку не бояться трудностей. Если что-то не получается, то надо искать другие способы решения двигательной задачи.
  • Бороться с импульсивностью поведения, предупреждать эффектное поведение в ответ на возможные неудачи. Для этого нужно знать индивидуальные особенности учащегося, соблюдать принцип доступности, постепенности.
  • При первой же возможности давать справедливую положительную внешнюю оценку сколь угодно малых позитивных волевых действий. Например, если это произошло с учащимися у которых средние или низкие показатели двигательной активности, волевой регуляции.
  • Осваивать на конкретных примерах из жизни понятие о последовательности действий по управлению собственной деятельностью и поведением. Это могут быть примеры известных спортсменов, спортсменов-инвалидов, одноклассников, которые занимаются не только в музыкальной или художественной школах, но и в спортивных секциях.
  • Организация самостоятельной работы учащихся с помощью домашних заданий с целью выработки таких качеств, как: внимательность, организованность, настойчивость, выдержка…


Категория: Разное | Добавил: ventemnyakova | Теги: начальные классы, Физическая культура
Просмотров: 1796 | Загрузок: 24 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог